О мужском и женском в песенном творчестве

Среди тех песен, которые имеют какой-то смысл, можно найти песни, которые имеют и гендерный смысл, в традиционном понимании. Есть песни, которые могут подразумеваться  для исполнения мужчиной или женщиной, хотя исполнители иногда переделывают слова, - в русском языке род можно изменить в прилагательных. Например, в романсе - "Отцвели уж давно хризантемы в саду ...." . "Я хожу один, весь измученный" - певица может спеть так - "Я хожу одна, вся измученна ".

Песня, которую исполнял Фёдор Шаляпин - "Вдоль по Питерской" - женская, -

"Едет мой милой,
мил на троечке,
Мил на троечке с колокольчиком...
...
Эх, я в пирушке была, во беседушке,
Ох, я не мёд пила, сладку водочку,
Ох, сладку водочку со наливочкой,
Да, эх, я пила, молода, из полуведра."


Песня военных лет "Синий платочек", которую пели Лидия Русланова и Клавдия Шульженко - мужская. - " Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч, ты говорила, что не забудешь ласковых радостных встреч...." . 

Песня, которую исполняет София Ротару - "Червона Рута " - мужская, -

"Червону руту
Не шукай вечорами, –
Ти у мене єдина,
Тільки ти, повір.
Бо твоя врода –
То є чистая вода,
То є бистрая вода
З синіх гір."

В этой песне девушке поёт парень, чтобы она не искала червону руту - приворотную траву, что он её и так любит, он поёт, как она красива, и что она у него одна.

Песня военных лет "Бьётся в тесной печурке огонь" - мужская.

Песня "Мой костёр в тумане светит" - женская. -

"Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!"

Песня - слово женского рода, а слово романс - мужского.

"Среди миров в мерцании светил
одной звезды я повторяю имя
Не потому что я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у неё одной ищу ответа
Не потому, что от неё светло,
А потому, что с ней не надо света."

- на стихи Иннокентия Анненского, исполняется с разными вариантами музыки и слов, мужчинами и женщинами - но эта  песня определённо -  мужская. 

"Я милого узнаю по походке...." - пела Алла Баянова, и , страшным голосом, эту песню исполняют и мужчины. Зачем ? Ведь искажение гендерного смысла, и трансформирование песни в жанр пародии - это уничтожение смысла и уничтожение и самой песни.

С русским романсом, и с исполнителями русского романса стали бороться в советское время с 1929 года, было и соответствующее постановление Комитета по культуре, которое так и не было отменено ("О борьбе с романсами и цыганщиной на советской эстраде"). Позже, романсы попытались заместить авторской песней, - но вся современная музыка, и современная авторская песня в том числе, происходит от романсов - русских, цыганских, немецких, испанских. Смысл борьбы с русскими песнями не изменился в наше время, только сейчас  русские песни заменяют шоу-бизнесом.

Песня "Не уходи, побудь со мною ..." по своей сути - мужская, но она может очень хорошо звучать и в женском исполнении.

Песня "Севастопольский вальс" - мужская. -

"На Малахов курган
Опустился туман.
В эту ночь Вы на пристань пришли
Проводить корабли.
И с тех пор в краю любом
Вспоминал я милый дом."

Песни живут независимо от их гендерного смысла, их могут исполнять и мужчины, и женщины. Песня "Скажи, кукушка" - Виктора Цоя - мужская, но её может исполнять и женщина, потому что женщина тоже может сжать свою ладонь в кулак. Инь или янь исполнителей этой песни дополняются к нашему восприятию, в различных временах, и при различных обстоятельствах.

Песни Владимира Высоцкого почти всегда имеют гендерный смысл. "Я несла свою беду по весеннему по льду..." эта песня была написана им определённо для женского исполнения. Песня Высоцкого "Лирическая" - мужская.

В 1971 году Михаил Анчаров написал стихи - "Стоит на полустаночке ...." . На полустаночке стоит молодая женщина, а о себе автор говорит, что у него весна уже минула давно, и что у него - седина. 

В 1972 году Илья Катаев написал музыку, получилась песня. Эту песню пели певицы, и мало кому в голову приходило, что на самом деле, это - мужская песня.  "А подойди-ка с ласкою, Да загляни-ка в глазки ей - откроешь клад какого не видал." - в женском исполнении теряется смысл. 


"Стоит на полустаночке
В цветастом полушалочке,
А мимо пролетают поезда.
А рельсы-то, как водится,
У горизонта сходятся,
Где ж вы, мои весенние года...

Жила, к труду привычная,
Девчоночка фабричная,
Росла, как придорожная трава.
На злобу неответная,
На доброту приветная,
Перед людьми и совестью права.

Колёсики всё кружатся,
Сплетает нитка кружево,
Душа полна весеннего огня.
А годы, как метелица,
Всё сединою стелятся,
Зовут плясать, да только не меня.

Что было - не забудется,
Что будет - то и сбудется,
Да и весна уж минула давно.
Так как же это вышло-то,
Что всё шелками вышито
Судьбы моей простое полотно.

Гляди, идёт обычная
Девчоночка фабричная,
Среди подруг скромна не по годам.
А подойди-ка с ласкою,
Да загляни-ка в глазки ей,
Откроешь клад, какого не видал.

Стит на полустаночке
В цветастом полушалочке,
А мимо пролетают поезда.
А рельсы-то, как водится,
У горизонта сходятся,
Где ж вы, мои весенние года.
Где ж вы, мои весенние года..."

Песня "Течёт река Волга" - мужская. Эту песня поётся от лица мужчины, про время с юности до седьмого десятка лет. "Гляжу в тебя, Волга седьмой десяток лет ...". А если поёт женщина, то "Сказала мать, бывает всё сынок ..." - эти слова тогда могут быть сказаны от лица какой - то другой женщины. "С далёких плёсов в звёздной тишине другой мальчишка подпевает мне ..." - это  говорит о том, что повествование ведётся мужчиной.

мужская
"Отцвели уж давно хризантемы" - музыка - Николай Харито, слова - Василий Шумский.

женская
"Вдоль по Питерской" - авторы музыки и слов - неизвестны.

мужская
"Синий платочек" - музыка - Ежи Петерсбургский, слова - Яков Галицкий.

мужская
"Червона рута" - слова и музыка -  Владимир Ивасюк.

мужская
"Бьётся в тесной печурке огонь" - музыка Константин Листов, слова - Алексей Сурков.

женская
"Мой костёр в тумане светит" - музыка - Яков Пригожий, слова - Яков Полонский.

женская
"Я милого узнаю по походке" - музыка и слова - Александр Дебюк.

мужская
"Не уходи, побудь со мною" -  Николай Зубов.

мужская
"Севастопольский вальс" - музыка - Константин Листов, слова - Георгий Рублёв.

мужская
"Любовь и разлука" - музыка - Исаак Шварц, слова - Булат Окуджава.

мужская
"Течёт река Волга" - музыка - Марк Фрадкин, слова - Лев Ошанин.


Рецензии