Примочки сегодняшнего дня

    Недавно прочитала  интересную и актуальную статью автора Ники Дан
«Кто заплатит». Думаю, что всем читателям  понятны и близки затронутые
 автором  проблемы. Всех нас волнуют проблемы сохранения чистоты
 родного русского языка, очищения его от различного языкового мусора,
 проблемы изучения и преподавания его в  школах...Проблем и проблем!
       Мне захотелось продолжить данную тему, опираясь на
собственный опыт  - и, простите, с долей юмора.  Юмора со слезами.
      
       В последние годы перед развалом Союза, я заведовала библиотекой
 в одном крупном объединении. Вход в библиотеку был из Красного
 уголка, где часто проходили  планёрки, профсоюзные собрания,
 парт. и хоз.активы, (и даже выступления артистов московских театров -
 профсоюзы, если помните, были богаты и могли себе это позволить!)
       Поневоле  мне на моём рабочем месте приходилось слышать все
 языковые «перлы»  руководящих работников. Я их даже записывала в
 свой блокнотик. А для читателей я ежемесячно обновляла и вывешивала
 в помещении библиотеки плакатик «Говорите правильно!» В основном, плакатик
 делался для рядовых читателей: рабочих цехов, технического персонала,
 инженеров, мастеров ( как ни странно представить это сейчас,они, не все,
 но многие активно читали и даже записывались в очередь на толстые журналы),
 – и акцент я делала на словах обыденных, типа:
        ремЕнь, цемЕнт,цЕнтнер, срЕдства,диалОг и даже джентльмЕн!
 
      Но однажды, наслушавшись руководящих кадров ( матёрные слова
 пропускала сквозь уши!), я перед очередным  парт.хоз.активом повесила
 в Красном уголке  на стенд с приказами, на стене прямо напротив сцены с   
 президиумом,  подобный плакат, где часто употребляемые директором и его
 замом слова были помечены восклицательным знаком!
           ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!
 ОблегчИть!   недоИмка!  рАпорт!  квартАл,  корЫсть,
 Обжиг,  товАрищество,  исчЕрпать!  разрыхлИть!
                ходАтайство!
       Что сказать? Собрание началось с опозданием!  Рядовой состав
 развернулся от президиума к плакату и пробовал на слух непривычные
 для  многих слова. Парторг, кстати активный мой читатель, погрозил
 мне в открытую дверь библиотеки пальцем. Но с улыбкой.
   А директор после собрания перестал меня замечать, и на предпраздничные
 междусобойчики в его кабинет меня уже не приглашали. Хотя подписанные им
 поздравительные открытки секретарь всё же приносила.

        Обычно в обеденный перерыв мои читательницы – хозяюшки спешили
 на  рынок или в кулинарию и, зная, что у меня обеда нет – самое моё
 горячее время работы – пробегая мимо окон библиотеки,  иногда
 спрашивали: « ВВ, Вам взять в кулинарии твОрог?»  -  « Возьмите,
 Зиночка, только не твОрог, а творОГ» - « Знаю,ВВ, знаю! Так сколько то
 творожка  взять?» - хитрит Зиночка.
        В другой раз, убегая на рынок и зная, что свЁкла – не свеклА, она
 хитренько спрашивает: «Пару  бурячков  взять на рынке?»  Просто она
 из деревни, где говорят все «бураки»! Но я уверена, что её детки уже
 будут говорить правильно, она их научит. Как я любила их всех, моих девочек
 и пожилых читательниц, за то, что они находили время для чтения,
 что любили читать!
        Теперь постепенно хочу перейти  к  той беде, которая  неожиданно
 пришла, откуда не ждали. Меня поймёт каждый, у кого есть дети и
 компьютер, и кто сам любит посидеть в сети, почитать и пообщаться.
 Я тоже захожу к знакомым на Фэйсбук, читаю, о чём они гутарят  меж
 собой  и чувствую себя там абсолютно чужим человеком, иностранцем.
       «Я там был. Сборище фриков!»
       « И вся маета закончилась кровавым гиньолем!»
       « Невербальная драма по Чехову? Это не для меня!»
       « Всё это рассыпающийся на глазах симулякр!»
       «Байопики скучны, никто этот сценарий не возьмёт!»
       « Он хочет протолкнуть эсхатологический сюжет.»
       « У него каждый эпизод  жонглирует  архетипами  и
          узнаваемыми примочками сегодняшнего  дня…»
       « Мы успели только на афтепати…»
       
       А мы точно не успеваем сесть на поезд… Наслушавшись всех
 этих трендовых историй, винеров-лузеров-тизеров, приманок разных и
 прочих  B-movies, я начинаю фрустрировать.( Не знаете, что такое
 фрустрировать?! А я уже выучила – это означает « становиться
 агрессивным!»)   
       Но сейчас агрессию долой! Встречаем гостей!
    Каждое лето приезжают они на Чёрное море, позагорать в Аркадии,
покупаться на Ланжероне или в Лузановке. И обязательно поухаживать
за дорогими могилами родителей, потому что все гости – бывшие одесситы.

        В прошлом году приезжала моя подруга юности Наташа со своим
 17-летним внуком Лёшей. У него здесь друзья из интернета. Дни расписаны
 на неделю вперёд.  Моя 15-летняя внучка  Антонина отлично вписывается в
 их компанию. А мой отец, больше  отзывающийся на имя «Дед", в недавнем
 прошлом  очень хороший хирург, сейчас очень активный пенсионер и знаток
 истории нашего города. 
     Мы с ним, стараясь не очень удивляться, вслушиваемся в разговоры гостей. 
 Лёша с утра готовится на выход.
      - Бабуль, ты куда упаковала мои фирменные шузы?
      - Ты далеко собрался?
      - Меня пригласили на дачный сейшен. На весь день.
      - А когда же мы посетим инсталляцию Жана Поля?- огорчается бабуль.
  Дед получил шанс вклиниться в разговор.
      - Интересно, уже и медики устраивают шоу? Кто он такой, этот Жан
  Поль?  Уролог или гинеколог?
      - Он автомобилист и художник, дедушка, - разъясняет  Лёша.
      - А что он может понимать в инстилляции? Я так разумею, что речь
  идёт о вкапывании лекарств? Или Вы имели в виду инсоляцию- освещение
 солнечными лучами?  О-о, здесь могут случаться очень интересные вещи,-
 и  дед начинает рассказывать о нашем феномене, картине 17 века, которая
 по-разному смотрится при солнечном и при электрическом освещении.
 Гости внимательно слушают, но «не врубаются».
     - Папа, инсталляция – это нечто иное. Я сейчас открою интернет для
 тебя…- говорю я, так как не сумею объяснить понятно отцу, пусть сам почитает.
 Только бы попридержал эмоции, когда  наткнётся на раздел «Инсталляция
 для унитазов»!
      Лёша уже при полном параде.
       - Ну, как я выгляжу? – спрашивает он  у нашей Тоси.
       - Клёво, - говорит она.
       - Круто – уточняет его бабушка.
       - Хреново! – рявкнул дед и, швырнув журнал на стол, уходит 
  «на кислород», на лоджию.
       Проводив Лёшу, возвращается внучка, и мы садимся завтракать.
      - А кем собирается стать Ваш внук? – спрашивает  дед у гостьи.
      - Пока что он лишь удачливый паркурщик, - отвечает она.
      - Пар-курщик? – переспрашивает дед, - что он курит? Травку какую?
   И удачливый, пока не поймался?!
      - Де-е-д, - со вздохом тянет Тося, она, как ни странно, в курсе.-
  Паркур-это такой спорт. Помнишь, мы смотрели, как ребята с крыши на крышу
  прыгают, по стенкам бегают? Очень опасный спорт. Много травм получают,
  иногда смертельных.
      - И кому это нужно? Зачем им это?
      - Кайф ловят! У них даже соревнования проходят…
      - Чёрт знает что! – дед возмущён до глубины души. – И кто ж это
  безумие поощряет? Кто их организацию поддерживает?
      - Они существуют только за счёт краудфандинга – извиняющимся тоном
 поясняет  моя подруга. – Ну, за счёт фанатов! – лучше бы она промолчала!
      - А сказать сразу по- человечески нельзя, Наталья?! -  почти кричит
 дед и идёт в кухню выпить что-нибудь  «от нервов».

    Мы сидим с Натальей и долго молчим. Непонятный вирус витает между нами.
 Вот нас пятеро – но мы уже не ощущаем единения, радости  общения. Только
 Лёше и Антонине нет никакого дела до наших  проблем.
       - Помнишь, Наташ, песню «Ты не слышишь меня, я не слышу тебя…»
 Вспомнилась почему-то… Пела её, кажется,.. Маша Распутина с кем-то…
       - Распутина давно в мейнстриме.
       - Да? Я не знала, - говорю я безразличным голосом, - и кто там с ней?
       - Ну, скажем, Земфира, Мумий Тролль, Чайф,..- и она вздыхает.
   Ей тоже, видно, не комфортно с нами, провинциалами, отставшими от столичной
 жизни, спотыкающимися на каждом шагу об  сингулярность с инфернальностью,
 о гаджеты с девайсами, о сканы, трэши и месседжи.
 С нами, заблудившимися  среди всех этих «узнаваемых примочек
 сегодняшнего дня».
       - Напишу-ка я об этом статью, - думаю я вслух.
     Наташа меня понимает - на то она и подруга.
       - И никто тебя не поймёт,- и в её голосе не чувствую я сомнения.- Эти
 «иностранцы» прочно обосновались в нашем быту, искусстве, технике, им нет
 аналогов в русском языке. Их и в словарях не найдёшь, только в интернете.
 Они подвинули русский язык, примостились рядом, и становится их всё больше и
 больше. И бороться с ними смешно. Жизнь изменилась. Что тут поделаешь?
 Они вошли в нашу жизнь и не уйдут.  Плакатики, реклама "Говорите правильно"
 на бигбордах?  «Талый снег вчерашнего дня»...
       


Рецензии
Здравствуйте, Валентина. Вы хорошо пишете о языке, о чистоте его. Но как быть, если чистоты нет - другая профессия... А писать хочется?..

Юрий Иванников   24.07.2016 09:43     Заявить о нарушении
Благодарю за визит и отклик, Юрий! Если писать - потребность души, то писать надо, а друзья помогут, подкорректируют. Но я не заметила в Вашем рассказе о попутчиках никаких проблем с языком - очень чистый, литературный язык! Успехов в творчестве Вам!

Валентина Марцафей   24.07.2016 10:01   Заявить о нарушении
\«иностранцы» прочно обосновались в нашем быту, искусстве, технике\ - и в этом, как впрочем везде, есть своя закономерность: http://www.proza.ru/2014/04/06/858

Пётр Билык   30.07.2016 12:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.