Tri Sestri
Перед выходом Этвёша к пульту (он дирижировал оркестром в яме, а был еще и второй оркестр, на возвышении за сценой, им дирижировал Джонатан Штокхаммер) почтили минутой молчания упокоившегося накануне Николауса Арнонкура. Такие мгновения, конечно, остаются в памяти надолго.
Потом начались Tri Sestri. Это очень, очень странная музыка, на мой вкус. Обыкновенно все эти авангардные постановки бывают первыми и последними – у оперы живого венгерского классика, напротив, феерическая постановочная судьба (природа которой для меня, честно сказать, остается некоторой загадкой: чеховские сюжеты вообще не сильно обогатили мировую оперу – Антон Павлович очевидно «неоперный» писатель).
Первые постановки исполнялись на русском, потом были версии на немецком и венгерском, в Вене вернулись к первоначальной версии. Трех сестер пели, так сказать, наши: Аида Гарифуллина, Маргарита Грицкова и Ильсеяр Хайруллова, хотя Этвёш первоначально задумал все по-другому. Первой постановкой (в Лионской опере) дирижировал Кент Нагано, и там, по замыслу автора, эксплуатировалась эстетика театра Кабуки: женские роли исполняли певцы, декорации являли собой интерьер чайного домика, исполнители были в кимоно.
В Будапеште Tri Sestri ставил Иштван Сабо, и там уже никакой эстетики Кабуки не было, женские партии пели женщины. Но нелинейная структура оперного действия сохранилась. Первая сцена – история глазами Ирины, вторая – Андрея, третья – Маши. Жена вспомнила про «Расёмон», как потом выяснилось (по возвращении домой я залез в Ревю Мюзисьен, откуда и извлек все эти сведения) именно «Расёмон» и служил Этвёшу путеводной звездой.
В финале традиционалистская и снобская венская публика закатила бурную и, как мне показалось, несколько избыточную овацию, что явилось еще одной загадкой вчерашнего вечера. Но в целом – впечатление очень яркое и неожиданное. Тем более для такой сцены.
Свидетельство о публикации №216030701433