Истории российского кино. Весна

                2016 – ГОД РОССИЙСКОГО КИНО

     2 июля 1947 года на экраны вышла снятая на студии «Мосфильм» музыкальная кинокомедия «Весна». Она стала первой лентой с экранной маркой кинокомпании, её анимационным логотипом – на фоне Спасской башни Кремля, увенчанной рубиновой звездой, – скульптура «Рабочий и колхозница», созданная Верой Игнатьевной Мухиной (1889 – 1953). Монумент украшал павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), затем был установлен близ Северного входа ВСХВ (ВДНХ), недалеко от киностудии.

                ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КИНОФИЛЬМА «ВЕСНА»

     Авторы сценария: Григорий Васильевич Александров (1903 – 1983), Александр Борисович Раскин (1914 – 1971) и Морис Романович Слободской (1913 – 1991).

     Режиссёр – Г.В. Александров, создатель кинокомедий «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» и других фильмов. Актёр, сценарист, педагог, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.

     В главных ролях:
     – Любовь Петровна Орлова (1902 – 1975), пианистка, певица, танцовщица. Играет две роли – Веры Георгиевны Шатровой, актрисы, и Ирины Петровны Никитиной, сотрудницы Института Солнца;
     – Николай Константинович Черкасов (1903 – 1966), народный артист СССР. Играет роль Аркадия Михайловича Громова, режиссёра;
     – Ростислав Янович Плятт (1908 – 1989), народный артист СССР. Играет роль Василия Григорьевича Бубенцова, «научного консультанта», пройдохи-завхоза из Института Солнца;
     – Фаина Георгиевна Раневская (1896 – 1984). Играет роль Маргариты Львовны, экономки;
     – Рина Зелёная, настоящее имя – Екатерина Васильевна Зелёная (1901 – 1991), мастер имитации детской речи, народная артистка РСФСР. Играет роль словоохотливой гримёрши киностудии.

     Кроме исполнителей главных ролей, в фильме снимались Георгий Александрович Юматов (1926 – 1997, народный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны), Валентина Петровна Телегина (1915 – 1979, народная артистка РСФСР) и другие.

                *     *     *

     Фильм «Весна» – лирическая комедия, тема которой – пробуждение весны в душе человека. Всем хорошо известна строчка из песенки «Журчат ручьи», прозвучавшей в фильме: «И даже пень в апрельский день берёзкой снова стать мечтает». Снимок из рассказа «Мечта пня сбылась!» (http://www.proza.ru/2015/10/30/1450) подтверждает силу весны.

     Режиссёр Аркадий Громов перед съёмкой своего фильма решает ближе познакомиться с жизнью своих будущих персонажей (научных работников). Для этого он обращается за помощью в научно-исследовательский Институт Солнца.

     Актриса Вера Шатрова, которая должна в фильме исполнить роль учёной, как две капли воды похожа на прототип своей героини, учёной Института, Ирину Никитину. Из-за удивительного сходства Никитиной и Шатровой в Институте постоянно происходят самые невероятные ситуации.

     В представлении Громова, учёные «живут в замкнутом мире своих формул, это пустынники в большом городе, в строгом уединении творящие будущее, презрев сегодняшние земные радости».

     Для исполнения главной роли в фильме помощник кинорежиссёра Громова Мухин (актёр Николай Леонидович Коновалов, 1884 – 1947) пригласил свою знакомую актрису из Театра оперетты Веру Шатрову. На прослушивании Громов отметил, что Шатрова как две капли воды похожа на Никитину. Однако, по его мнению, Вера, постоянно работая в «легком жанре», привыкла играть легкомысленных особ и вряд ли сможет перевоплотиться в сосредоточенного, погруженного в свой внутренний мир научного работника и создать на экране достоверный образ советского учёного. Тем не менее, он решил дать претендентке на роль ещё один шанс и назначил дату нового просмотра.

     Шатрова попросила директора театра Акакия Абрамовича (актёр Борис Яковлевич Петкер, 1902 – 1983) дать ей на время съёмок в фильме отпуск, но тот решил, что киношники хотят увести у него талантливую актрису, которую он до сих пор недооценивал, давая ей лишь небольшие роли в массовке. Отпустить Шатрову он отказался, а чтобы она не ушла совсем из труппы, пообещал дать ей главную роль в предстоящем спектакле. Но постановка начинается в то же самое время, на которое у Шатровой назначены повторные пробы на студии. Вера оказалась перед необходимостью сделать непростой выбор: пожертвовать работой в театре ради съёмок в картине, которая наверняка прославит её, или отказаться от предложения сняться в кино, чтобы иметь возможность сыграть долгожданную большую роль в оперетте. Оба варианта девушке кажутся неприемлемыми, и она, не в силах выбрать, совсем отчаялась. В этот момент Мухину приходит в голову смелая идея, как справиться с этой сложной ситуацией: он предложил обратиться за помощью к Никитиной и уговорить её поехать вместо Веры на студию, ведь никто лучше неё не сыграет её саму. Таким образом, Шатровой удастся убить двух зайцев: получить утверждение на роль в кинокартине и не упустить возможность показать себя, исполнив главную героиню в постановке театра.

     Недолго думая, Мухин с Шатровой отправились на квартиру к Никитиной, и там Вера изложила свою просьбу удивлённой её визитом Ирине Петровне. Поначалу профессор, конечно же, отказалась, но узнав, что Громов собирается изобразить учёных как далеких от всего земного отшельников, не интересующихся ничем, кроме своих научных изысканий, она изменила своё решение и отправилась на пробы с тайной целью попытаться изменить мнение режиссёра о людях науки. Ничего не подозревающие Громов и его киногруппа принимают Никитину за Веру, и профессор узнаёт много нового о том, какое впечатление она производит на окружающих. Сходство двух женщин не раз введёт в заблуждение их знакомых и станет причиной массы забавных недоразумений.

                *     *     *

     К созданию картины «Весна» Григорий Александров приступил ещё до войны. За два дня до вторжения гитлеровских войск на территорию СССР, 20 июня 1941 года, он в соавторстве с Александром Раскиным и Морисом Слободским закончил первый вариант сценария, в основу которого был положен сюжет представления «Звезда экрана», с большим успехом шедшего на сцене Московского мюзик-холла. К работе над фильмом режиссёр вернулся уже после войны, в 1946 году. Показавшийся ему безнадежно устаревшим сценарий Александров много раз переделывал, пока, наконец, не был вполне удовлетворён результатом. Съёмки фильма «Весна», задуманного весьма непростым в техническом отношении, пришлось проводить в павильонах студии «Баррандов-фильм», расположенной в Праге, так как «Мосфильм» в то время ещё не был восстановлен в полной мере после эвакуации.

     Фразы из фильма «Весна» вошли в народный лексикон и стали крылатыми выражениями. До сих пор можно услышать сказанную Маргаритой Львовной, героиней несравненной Фаины Раневской, цитату из стихотворения Семёна Надсона: «Красота – это страшная сила!», или афоризмы прохиндея Бубенцова, чью роль исполнил Ростислав Плятт: «Где бы ни работать, только бы не работать!» и «Пифагоровы штаны на все стороны равны».

     В 1947 году на VIII Международном фестивале в Венеции лента «Весна» была номинирована на главную награду этого престижного киносмотра – «Золотого льва» – и была отмечена Международной премией за оригинальный сюжет и за режиссуру.

                *     *     *

     Интересные факты истории фильма «Весна».

     Первоначально был снят своего рода «киноэтюд» под названием «Мудрость вымысла», развёрнутый затем в полнометражный фильм «Весна».

     В изначальном варианте сценария фильма «Весна» одна из главных героинь, Ирина Никитина, была учёным-рефлексологом. Но представителями сталинской науки рефлексология была признана «ошибочным» направлением, и специальность Никитиной была изменена. После этого у создателей ленты была мысль сделать её физиком, работающим на ВПК. Всего профессию Ирины Петровны меняли восемь раз. В конце концов, Александрову и его коллегам подсказал выход из затруднительной ситуации знаменитый учёный Пётр Леонидович Капица (1894 – 1984, советский физик), посоветовавший кинематографистам сделать этого персонажа специалистом в области солнечной энергии.

     Николай Черкасов не собирался сниматься в «Весне», но изменил своё решение после того, как сама Любовь Орлова попросила его принять участие в создании картины. Актриса пригласила Черкасова к себе на дачу, и, встав перед ним на колени, добилась от него согласия сыграть роль Громова. Создавая на экране образ режиссёра, Черкасов отчасти спародировал своего старинного приятеля – создателя легендарного «Броненосца “Потемкин”» Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948, режиссёра театра и кино, художника, сценариста, теоретика искусства, педагога).

     В конце 1950-х годов из большинства копий картины были вырезаны кадры, на которых видна станция метро с надписью «Метрополитен им. Кагановича». Это было сделано после того, как в 1957 году Лазарь Моисеевич Каганович (1893 – 1991) был снят со всех постов за участие в так называемой «антипартийной группе», пытавшейся отстранить от власти Никиту Сергеевича Хрущёва (1894 – 1971). Московский метрополитен носил имя Кагановича с 1935 по 1955 год.

     Ирина Петровна Никитина имеет реально существовавший прототип – это доктор химических наук Зинаида Васильевна Ершова (1904 – 1995).

     Мелодия написанного Борисом Алексеевичем Прозоровским (1891 – 1937) романса «Бархатом синим» из фильма «Весна» с 1951 по 1991 год использовалась для музыкального оформления заставок Центрального телевидения СССР.

     Вокальные партии в фильме исполнили Любовь Орлова (песня «Журчат ручьи», музыка Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955), слова Михаила Давыдовича Вольпина (1902 – 1988), Татьяна Евгеньевна Лаврова (1938 – 2007) («Заздравная», И. Дунаевский – Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898 – 1949) и Красовицкая Вера Израилевна (1913 – 1982) («Лунное томление», И. Дунаевский – В. Лебедев-Кумач). Но самая популярная, запоминающаяся песня из фильма «Весна», конечно, «Журчат ручьи».

                ЖУРЧАТ РУЧЬИ

                По бульвару мрачно шёл прохожий,
                Птицы пели трели про апрель.
                Нёс прохожий толстый, чернокожий
                Многоуважаемый портфель.
                Шёл мужчина чинно и солидно,
                Презирая птичий перезвон,
                По лицу мужчины было видно,
                Что весну не одобряет он.
                Что вся эта весна ни к чему,
                Что песня не нужна никому,
                Что вешняя вода – ерунда,
                Да, да, ерунда!
                Журчат ручьи, слепят лучи,
                И тает лёд, и сердце тает,
                И даже пень в апрельский день
                Берёзкой снова стать мечтает.
                Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу,
                Кричат задорные, весёлые скворцы.
                Кричат скворцы во все концы:
                «Весна идёт! Весне дорогу!»
                Всё вокруг чудесно и волшебно,
                Но прохожий злится и ворчит.
                Вот ручей журчит, а неизвестно,
                Для чего и почему журчит.
                Налетел и пробежал по луже
                Мелкой рябью ветер-озорник,
                А ворчун надвинул кепку туже
                И сердито поднял воротник.
                Ему эта весна ни к чему,
                И песня не нужна никому,
                И вешняя вода – ерунда,
                Но, но… Всё равно –
                Журчат ручьи, слепят лучи,
                И тает лёд, и сердце тает,
                И даже пень в апрельский день
                Берёзкой снова стать мечтает.
                Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
                Кричат задорные, веселые скворцы.
                Кричат скворцы во все концы:
                «Весна идёт! Весне дорогу!»

     Фильм «Весна» – один из шедевров российского кинематографа – в 2017 году отметит своё семидесятилетие. Кинокартину можно посмотреть в Интернете, вспомнить создателей, посмеяться над афоризмами в исполнении талантливых актёров, послушать замечательные музыкально-поэтические произведения.

     С наступившей весной, уважаемые читатели!

     По материалам сайтов Интернета.

     2016

     Возвращение к содержанию сборника "Истории российского кино" – http://www.proza.ru/2016/03/12/1615.
 


Рецензии
Доброго здоровья, Владимир! Очень люблю этот старый фильм и всегда смотрю его с такими тёплыми чувствами!) Вы так интересно и подробно написали о нём, что пожалуй посмотрю ещё раз))) Спасибо Вам за настроение!

А фотография берёзки, выросшей из старого пня - просто гимн Жизни!

С уважением к Вам,

Татьяна Бабина Берестова   23.01.2019 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.