Улыбка Чеширского Кота

Над Москвой брезжил рассвет. Небо чуть-чуть светлело, по шоссе шуршали колесами редкие машины,  с гулом прошла колонна посыпавшей песком асфальт спецтехники, в редких окнах догорал свет.Катя встала и подошла к окну кухни. Был или не был, даже следа не оставил, подумала она. Ее ночной гость возник из сумрака засыпающего города и растворился в нем через несколько часов. Наверное приехал в пропахшем духами и сигаретным дымом такси, вышел за пару остановок от ее дома и шел, слушая звук своих шагов и вторящей ему капели. Потом постоял под козырьком подъезда, прикурил сигарету, затянулся ароматным дымом дорогого табака и нырнул в полутьму спящего подъезда. Лифт дернулся, захлопнул с лязгом двери и отвез Сергея на шестой катин этаж. Там он по-кошачьи поцарапал дверь, зная, что ждут и услышат. И Катя ждала, то смотрела на часы, которые давно пробили полночь, то выглядывала на пустынный двор из-за складок тяжелых штор, то слушала, как лифт возил кого-то, но каждый раз мимо. Один раз он остановился на ее этаже, и она с трепетом бросилась к двери, но это оказались соседи, со смехом зашедшие в соседнюю дверь.

Ну а потом он все-таки пришел, повесил пальто на крючок, тщательно вымыл руки в ванной, прошел на кухню, дал себя обнять, небрежно коснулся катиных губ своими.
- У тебя есть лед? Я взял виски.
- По-моему, к виски надо колу. Хочешь, сбегаю в круглосуточный, это совсем рядом, - застенчиво сказала она.
- Зачем? Не порть дорогой напиток. Разбавляют пойло, чтобы не чувствовать дрянной привкус. У меня где-то была шоколадка. Хотя нет, уже нет. А у тебя есть?
Катя послушно кивнула. Сергей по-хозяйски влез в морозилку, вынул формочку с льдом, пока Катя доставала бокалы.
- Знаешь, у меня тоже шоколадки нет. Только конфеты. "Мишка" и "Белочка". И еще "Грильяж".
- "Грильяж" не буду, зачем давать лишний повод заработать стоматологу. Бери сладкое и пошли к тебе в комнату, там уютнее.
В комнате Сергей поставил бокалы на низкий столик, наполнил их виски и тут же протянул Кате.
- Давай музыку включим для фона. Что тут у тебя есть? - он подошел к стойке с дисками, - так, это джаз, это к мартини больше подходит, оперетта к шампанскому, к коньяку классика. Сидишь с бокалом Hennessy, а тебе Лондонский королевский оркестр играет. Красиво! А вот к блатняку водка пойдет с пивом на природе. Но такое здесь не держат. А вот и в тему - Цезария Эвора, "Лучшее".
Сергей вставил диск и начал вполголоса то ли подпевать, то ли мурлыкать "Besame Mucho".

За его способоность резко исчезать и внезапно появляться Катя прозвала Сергея Чеширским Котом,он и улыбался также - широко и загадочно. Прозвала, конечно, про себя, она не знала, как он отреагирует.
И в этот раз он практически растаял под утро, не оставив никаких следов. Сергей сам, без будильника, выбрался из теплой постели, где еще недавно дремал, даже во сне сохраняя какое-то сосредоточенное выражение лица. Казалось, что те мысли, которые он отгонял днем, атаковали его ночью. Как был, без одежды, он подошел к окну, приоткрыл его, нашарил на столике сигареты и зажигалку, закурил, впуская в комнату сырой ветер неожиданной московской оттепели. Окурок бросил в окно, пустую бутылку в мусоропровод. Оделся быстро и бесшумно, не зажигая нигде света. Как настоящий кот, подумала опять Катя. Она вышла проводить его в прихожую, он на ходу приобнял ее и выскользнул наружу, уже погруженный в свои мысли. Катя, как была в халате, нырнула в постель и прижалась к подушке, еще хранившей слабый запах его туалетной воды.

Заснуть не удавалось. Она подошла к окну, вчера весь вечер падал мелкий снег, превращаясь под ногами в вязкую кашу. Какая-то женщина, явно нетрезвая, подскользнулась и громко выругалась. "Fucking winter" машинально перевела Катя и сама улыбнулась этому.

Она, сколько себя помнила, всегда учила сначала английский, потом испанский. Почти все шкафы в ее квартире были заставлены многочисленными справочниками, словарями, учебниками. Родители филологи считали, что гуманитарное образование лучше всего подходит для девочки. Сначала спецшкола с углубленным изучением языка, потом институт, работа переводчиком отдельная квартира, неплохая зарплата и все, кроме счастья. В то время, когда ее сверстники ходили на свидания или просто развлекались, родители убеждали Катю, что ее время влюбится еще придет, а хорошие знания - залог успеха в жизни. В качестве примера они приводили историю своего знакомства - Катиному отцу было тогда за сорок, он преподавал на кафедре зарубежной литературы и познакомился с ее мамой, когда она уже разменяла третий десяток, на конференции.

Сначала Катя верила родителям, учеба давалась ей легко, но постепенно немногочисленные друзья обзавелись семьями, детьми, а она по-прежнему оставалась одна. И даже обремененные детьми, внуками и прочими семейными заботами тетушки с работы постепенно перестали советовать ей наладить личную жизнь.

Память коварна. Иногда извлекает из глубин с необыкновенной легкостью то, что надо бы забыть.Запах духов, билет в театр или на выставку, забытый между страницами давно прочитанной книги, вкус пирожного, да что угодно способны воскресить прошлое, погрузить в него, сделать настоящим. Лишь счастливые натуры могут безмятежно наслаждаться преходящим моментом бытия, их не держат тысячи крючков минувших лет, они не бегают по лабиринту воспоминаний в тщетной попытке вырваться. Жизнь ставит человека перед выбором, дает уроки, которые нельзя проигнорировать, если хочешь идти вперед. Прочитанные когда-то книги, увиденные фильмы, картины, памятники архитектуры, все искусство, отделяющее человека от хаоса, лишь показывает поиск автором пути, но не заменяет необходимость каждому совершить такое же действие. Через тернии к звездам, говорили древние, но каждый новый поворот не обязательно ведет к счастливому финалу, можно бесконечно бродить по кругу, свобода выбора - высшое благо и высшая ответственность.

Вскоре после окончания института Катя переводила большую научно-популярную книгу об искусстве Древнего Египта. Тема ее заинтересовала, и она решила уточнить для себя некоторые детали в библиотеке. Она стояла в довольно длинной очереди, чтобы сдать книги и чувствовала себя неимоверно взрослой и одинокой, кругом толкались студенты, живо обсуждали учебу и преподавателей, несколько пожилых исследователей стояли поотдаль группой и вполголоса беседовали, катиных ровестников не было и в помине. Наверное, не судьба встретить близкого человека, с горечью подумала девушка. В этот момент проходивший мимо молодой человек слегка толкнул Катю, и она уронила свои книги.
- Простите, пожалуйста. Я не хотел. Сейчас все подниму.
Смущение было столь неподдельным, что Катя даже не успела рассердиться на юношу, к тому же он был вполне симпатичен, может немного худощав и одет в заношенный свитер и потертые брюки, но зато ее сверстник. Пока она анализировала облик незнакомца, он поднял с пола ее книги вместе с читательским билетом.
- Знаете, а у вас довольно редкая фамилия. И вы однофамильцы с одним известным филологом.
- Мы не однофамильцы, - улыбнулась Катя, - он мой отец. А вы - филолог?
- Я? Я учусь в аспирантуре, скоро защита. Специализируюсь по английской литературе. Чосер, вам он, конечно, знаком.
- И Чосер, и его семья, и друзья.
- Я не то хотел сказать. Извините. Мысли путаются. Даже представить невозможно - пошел в библиотеку и встретил вас. Да я только сегодня читал исследование вашего отца. Просто невероятно. А можно я вас угощу чаем.
- Можно. Меня зовут Катя.
- Игорь. Рад знакомству. Можем в "Грабли" зайти. Или в "Му-му".
- Здесь рядом есть "Макдональдс", на втором этаже бывают свободные места. Угостите меня коктейлем.

В этот же вечер они перешли на ты и долго гуляли по центру Москвы, Катя показывала свои любимые места, Игорь рассказывал об учебе и планах на будущее. Такого в ее жизни еще не было. Первое свидание, да еще и не запланированное. В школе ей очень нравился мальчик из соседнего класса, но она стеснялась даже намекнуть на свои чувства. Однажды он пригласил ее на танец, тогда она считала это событие самым захватывающим в своей жизни. Но школа давно позади, институт закончен, острота переживаний давно потухла. Катя шла по городу и по-новому воспринимала его, раньше она шла знакомыми маршрутами сама, теперь вдвоем, она впускала в свой мир нового человека, мужчину, и впускала в сердце, сама не понимая того, любовь.
Первая любовь всегда чиста и прекрасна, ее не омрачают сравнения с предыдущим опытом, нет убивающей весь аромат рефлексии, поисков задних смыслов в простых словах и поступках. Все вновь, все так, как в прочитанных книгах и не так, а насколько лучше понимаешь тех, кто уже прошел этим путем, словно любовь дает право войти в тайное сообщество познавших ее, является подлинным посвящением во взрослую жизнь.

Они гуляли, взявшись за руки несколько часов. Катя провела их как в тумане и не смогла бы потом даже повторить все темы разговоров. Говорила в основном она - о себе, о Москве, о своей работе, немного о семье. Игорь внимательно слушал, изредка вставляя замечания, которые показывали его ум и начитанность. У них оказалось много общего - они любили тех же писателей, слушали ту же музыку. Игорь признался, что пробовал писать стихи и немного играет на гитаре. Расстались они в метро, наполненные друг другом, и пообещав встретиться.

Он позвонил уже на следующий день, совершенно неожиданно, и пригласил Катю погулять в парке. Они бродили по аллеям Сокольников, смотрели, как в пруду плавают лебеди, и опять говорили. Катя и Игорь стали встречаться почти каждый день, они обычно гуляли по городу, открывая все новые места. Иногда, когда погода совсем не благоприятствовала прогулкам, они заходили в музеи. Так почти незаметно пролетело два месяца. Катя, привыкшая с детства к достатку, понимала, что Игорь, напротив, жил в стесненных обстоятельсвах, и, щадя его гордость, старалась, чтобы их прогулки не стали для него разорительны. Они почти никогда не заходили в кафе, Катя специально выискивала бесплатные выставки или доставала билеты в ЦДРИ, где она любила бывать с детства.

Обычно они ограничивались поцелуями при встрече и расставании, но спустя два месяца с их первого свидания Игорь пригласил Катю к себе в общежитие вместо того, чтобы привычно проститься в метро.
- Давай зайдем ко мне, я угощу тебя чаем с вареньем, мама прислала.
- У тебя мама сама варит варенье?
- Конечно. Городок маленький, у всех есть участки. Благодаря этому мы могли хоть как-то разнообразить свой стол. Вместо конфет я ел в детстве сушеные яблоки. Все так делали. Но, если не хочешь.
- Ну что ты, с удовольствием. У меня мама тоже делает заготовки, - соврала Катя.

Она уже давно заметила как болезненно воспринимает Игорь любые, даже самые незначительные, намеки на его бедность и провинциальность. После ее слов он заметно расслабился и даже попытался улыбнуться.
Катя лежала на узкой кровати в маленькой комнате Игоря. Шторы на окне были плотно задернуты и почти не пропускали свет холодного декабрьского утра, где-то истошно орала автомобильная сигнализация, из коридора пахло жареной картошкой. Игорь уже встал и заваривал чай. Катя совершенно по-новому ощущала мир и все вокруг. Привычное и давно знакомое пространство стало каким-то новым, непознанным. В детстве ей нравилось играть с калейдоскопом - с каждым новым поворотом узор менялся, хотя набор стекляшек оставался неизменным. Она чувствовала, что осталась прежней и одновременно поменялась, состояние это было приятным, но к нему надо было еще привыкнуть.
- Привет! С добрым утром. Давай завтракать.
- Привет! Ты голоден?
- Конечно, после такой ночи. Тебе было хорошо?
- Очень. А еще я узнала, как ты живешь.
- Скромно, да? У тебя, наверное, большая квартира.
- Нет, она досталась от бабушки с дедушкой, всего одна комната, да и та забита книгами. У меня в квартире живут книги. Увидишь.
- Это приглашение в гости?
- Можешь понимать и так. Через неделю Новый год. Давай его у меня и встретим.
- Прости, не выйдет, - сказал с помрачневшим видом Игорь.
- Как жаль, а я надеялась, что это будут наши первые совместные праздники. Я всегда встречала Новый год одна.

Голос Кати задрожал, лежа в теплой постели, она успела нарисовать заманчивые картины совместной встречи праздника. Запах хвои от еловых веток, огоньки гирлянды на окне, ледяное шампанское и закуска на маленьком столике возле кровати, а когда пробьет полночь, можно вручить подарок - большой уютный плед, свитер и туалетную воду, и смотреть счастливыми глазами на радость любимого человека. Теперь все рушилось вдребезги от одной фразы.
- Котенок, я к тебе обязательно приеду числа пятого, сразу к тебе, с вокзала даже сюда заезжать не стану. Но мама там совсем одна. Понимаешь, я уже ей обещал, она так меня ждет.
- Жаль, но я все понимаю. А когда ты уезжаешь?
- Завтра.
- И ты мне ничего не сказал?
- Мне было трудно подыскать слова. Мне так хорошо с тобой. Я никогда не испытывал такого раньше. Ты будешь меня ждать?
- Конечно. Как ты можешь спрашивать.
- Иди ко мне. Я хочу тебя поцеловать.
- Значит, с вокзала и сразу ко мне?
- С вокзала и сразу к тебе. Поезд приходит вечером.
- Я не засну, буду тебя ждать у окна.
- Простудишься. Твой чай уже остыл.

Игорь, как и обещал, приехал поздно вечером. Катя с утра не могла усидеть на месте, она убрала и так чистую квартиру, раз пять ходила в магазин и несколько часов ни как не могла решить, какое платье одеть, чтобы выглядеть привлекательно и не слишком официально. Когда раздался звонок, Катя бросилась к двери и радостно обняла вошедшего Игоря.
- Привет, милая! Не надо меня обнимать, заболеешь, я с мороза.
- Но я так ждала тебя. И скучала.
- Я тоже, сама знаешь.
- Я звонила тебе на Новый год, но ты выключил телефон.
- Извини, случайно вышло. Нажал не ту кнопку, потом оставил телефон дома, когда пошел к друзьям.
- Я думала, ты будешь с мамой.
- Ну да, только она в десять ложится спать. вот я и пошел в гости к старому другу. А ты что делала?
- Попробовала позвонить тебе, потом слушала Моцарта, а потом пошла спать.
- Ты такая нарядная. Я тебя еще такой не видел.
- Для тебя. Видел бы ты сколько я одежды перебрала.
- У тебя большой гардероб?
- Не очень. Поэтому и искала долго. А вот и моя квартира. Там кухня, но я сервировала стол в комнате.
- Пусть праздник будет сегодня.
- Да. Под елкой тебя ждет подарок.
- А я не подготовился, даже не привез тебе ничего.
- Ты уже сделал мне подарок тем, что приехал.
После ужина Игорь расположился в кресле с бокалом вина. Катя не знала, чем угодить любимому человеку, но он, казалось, был погружен в свои мысли.
- Любимый, ты чем-то расстроен? - робко начала Катя
- Да нет, все в порядке. Просто устал с дороги.
- Я слишком хорошо тебя чувствую. Что-то не так. Ты не доверяешь мне?
- Да нет, просто не хочу грузить своими проблемами.
- А я точно не смогу помочь?
- У меня скоро защита, а потом придется или снимать квартиру в Москве или возвращаться к себе. Мне предложили неплохое место.
- И ты поедешь?
- Пока не решил.
- Мне будет тебя не хватать, если ты решишь это сделать.
- Я пока ничего не решил. Иди ко мне, котенок, давай забудем обо всем. Сейчас мы вместе, и я хочу наслаждаться каждым мгновеньем.

Больше тему возможного переезда Игоря они не затрагивали, но каждая встреча была для Кати как последняя, а от того возрастала острота чувств. Когда он целовал ее на прощание и уходил, она смотрела на его худую немного сутуловатую фигуру и думала, а вдруг он больше не придет, уедет в свой город за сотни километров от Москвы, но потом вновь раздавался телефонный звонок, и она ощущала, что судьба дала ей спасительную отсрочку. О том, чтобы уехать вместе с ним, Катя даже не думала. В Москве был ее дом, родители, работа, любимые места, весь круг жизни был неразделимо связан со столицей.

Катя не принадлежала к тем сильным натурам, которые готовы ради поставленной цели идти на жертвы, делать сознательный выбор, прокладывать свой маршрут жизни, даже ценой ошибок. Отношения их завязались случайно и также случайно продолжались. Создавалось впечатление, что движущей силой их был Игорь, а Катя просто пассивно плыла по течению. До встречи с Игорем она переживала, что не вступила ни с кем еще в близкие отношения, но попыток знакомиться никогда не предпринимала и даже вряд ли отдавала себе отчет, что значит жить в браке, ее вполне устраивал сложившийся ритм жизни, Игорь никоим образом не нарушал его, а, значит, был в него впущен. Впрочем, чем ближе к весне, тем больше Катя задумывалась над их совместным будущим, иногда она даже останавливалась перед свадебными салонами и представляла себя в белом платье. "Конечно, вместе с Игорем мы бы отлично смотрелись, я - переводчик, он стал бы работать научным сотрудником на кафедре вместе с родителями, жили бы сначала у меня, потом, возможно переехали бы в большую квартиру", - такие мысли все чаще посещали Катю, но она ими не с кем не делилась, близких подруг у нее не было, с матерью она поддерживала ровные теплые отношения, но подлинной близости между ними никогда не существовало.

Майским теплым вечером, когда воздух становился чуть прохладнее, люди в легкой одежде шли в скверы, стремились к еще не затронутые мегаполисом островкам природы, к лишь недавно зазеленевшим свежей листвой деревьям и траве, покрытой хлопьями воздушного тополиного пуха. В такой вечер Катя шла на встречу со школьной подругой Леной Бобровой. Лена была практически полной противоположностью Кате, как по характеру, так и по образу жизни. Лена никогда не витала в облаках и трезво, даже излишне трезво смотрела на жизнь, но от того, чтобы стать циником, ее спасало природное чувство юмора и оптимизм. Лена работала тренером по фитнесу, собрала денег на покупку небольшой квартиры в Подмосковье, но пока шел ремонт жила с мамой и отчимом по соседству с Катей.

Лена, как и Катя, не вышла замуж и совсем недавно пережила процесс расставания. Пережила она его в своей манере - поехала отдыхать в Испанию и на обратном пути познакомилась с молодым человеком, вдобавок проживавшем недалеко от ее новой квартиры. С ним у нее тоже что-то потом не сложилось, но этого никто тогда не знал, а Лена пригласила Катя поведать ей свою полную событиями жизнь. После обстоятельного рассказа за бутылкой привезенного хереса, просмотра фотографий и обсуждения, в чем пойти на следующее свидание Лена помолчала, внимательно посмотрела на Катю и спросила:
- А у тебя как дела? Как твой?
Теплая погода, близость лета, выпитый херес, встреча со знакомым с детства человеком сделали Катю более открытой и готовой на достаточно откровенный разговор.
- Ты знаешь, я так счастлива. Даже не верю, что это все мне и со мной. Он такой открытый, веселый.
- Надеюсь, и сексуальный.
- Ну, Лена, ты же знаешь, я не люблю и не умею обсуждать такие вещи. Мне с ним всегда хорошо.
- А когда ты меня с венцом творения познакомишь. Я просто не могу поверить, что ты знакома не с обычным, претендующим на доминирующее положение самцом.
- Лена, не завидуй! Впрочем, а ты разве можешь называть самцом своего избранника?
- Избранника? Да он просто хорош в постеле, симпатичен, с ним можно пройтись куда-нибудь. Да, еще он умеет делать массаж, любит суши и неплохо танцует. Мне большего не надо. Надо ставить реальные цели, а не искать принца с хрустальной туфелькой.
- Я так не могу. Мне надо влюбится. Тогда и весь мир оживает, сейчас я словно заново родилась, по-новому изучаю мир вокруг - запахи, звуки, места, все другое. Раньше был мой мир, а теперь мы в нем вместе. Я подарила ему свой мир, а он впустил меня в свой.
-Что кто кому подарил, я прослушала.
- Это метафора.
- Понятно. А как его зовут.
- Игорь. Игорь Цветков. А зачем тебе?
- Сейчас я его найду "Вконтакте". Думаю, он там есть.
- А я даже и не думала искать Игоря в интернете. Видимо, я бесконечно отстала от жизни. Меня нет ни к в каких социальных сетях.
- Подруга, ты даешь! Я в шоке! Сейчас первоклассники страницы имеют. Внимание на экран. Ага! Поиск пошел.
Лена деловито стучала по клавишам. Но в какой-то момент она резко выпрямилась и посмотрела Кате прямо в глаза.
- Катюх, если все правда, твой аспирант Игорь Цветков женат и даже успел стать отцом. Смотри сама.
- Да, фото его, последний раз заходил два часа назад, с работы, наверное. Семейное положение - женат, есть дочь Алина. Я не верю. Какая-то ошибка. Разве женатый человек может так лгать. Он дал мне свой номер телефона, проводил вместе выходные, готов был переехать.
- Очень даже может врать. Вспомни, вы познакомились перед новогодними праздниками, но он уехал тогда домой, на майские тоже его не было. А телефона у него два - один для тебя, один для супруги. Мальчик хочет покорить столицу, а ты с твоей квартирой и связями отца очень для него заманчивый вариант.
Но Катя и не слушала подругу. Она сидела в оцепенении в углу дивана и смотрела в одну точку.
- Вызови такси. Я поеду к нему.
- Поедем вместе. Я и не ожидала, что так все выйдет боком.
- Не надо. Спасибо. Я справлюсь сама.
Лена подъехала через полчаса к двери общежития. Сколько раз она, счастливая, поднималась к нему в комнату, теперь каждый шаг давался с трудом, как будто к ногам были прикованы гири.
- Привет, котенок! Чем-то расстроена?
- Игорь, я хочу спросить тебя о важном. Игорь, ты женат, у тебя есть дочь?
- Котенок, о чем ты? Кто тебе такое сказал?
- Игорь, я тебя спрашиваю, ты женат? Я видела твою страницу "Вконтакте". Там ты с женой и дочерью.
- Я все хотел тебе рассказать, но никак не мог найти подходящих слов. Пойми, умоляю, это моя бывшая жена, т.е. пока не бывшая, но я подам на развод. Между нами давно все кончено, связывает только ребенок. Я хочу быть с тобой, ты моя путеводная звезда, мой ориентир, мое божественное светило.
- Не надо громких слов. Я все услышала. Прощай, Игорь.
- Что за глупости. Вернись! Я же с тобой. С ней все было не так. Я приехал в город из поселка. Я жил с родителями в поселке, в жуткой глуши, хотел всегда выбиться в люди. Приехал в город, поступил в единственный местный ВУЗ, на первом курсе познакомился с будущей супругой. Она тоже была студенткой. Я никогда, слышишь, никогда не любил ее так, как тебя. почему прошлое должно разрушать будущее? Катя! Мы будем жить вместе, работать вместе, воспитывать детей, у нас будут дети. Я совершил ошибку, но дай мне шанс.
- Ребенок - это ошибка?
- Ребенок от нелюбимой женщины - ошибка. Я уверен, это она тебе рассказала, она не хочет отпускать меня, кому она еще нужна с ее внешностью и характером. Она хотела замуж, она была инициатором отношений, а я никого еще толком не знал в городе, поверил в ее искренность. Что она тебе наврала про меня?
- Ты лгал мне тысячи раз, ты поехал на праздники к своей семье, я уверена, что ты и не собираешься ее бросать. А ты не боялся, что твоя жена приедет в Москву? Вот было бы интересно устроить совместную встречу.
- Хорошо. Я расскажу тебе всю правду как доказательство моей любви к тебе. Моя жена, тогда еще не жена, приезжала на лето к нам в поселок. Она жила по соседству со мной. Мы несколько лет просто гуляли вместе, общались. Потом она предложила мне поступать в один институт вместе. Когда мы поступили, она пригласила меня жить к себе, почти сразу забеременела, я женился. Но я хотел большего, хотел учится, расти, поэтому поехал в Москву от ее истерик, придирок, скандалов.
- И как же мальчик из поселка поступил пусть в обласной, но институт?
- Ее отец был деканом. Видишь, я рассказал тебе все. Теперь ты успокоилась, мы пойдем погуляем, сходим куда-нибудь. В наших отношениях все по-прежнему. Скажи мне, что любишь меня.
- Нет. Предавший один раз, предаст и другой. Я тебе больше не верю. Не звони мне. И не ищи.
Катя шла по улице, в глазах стояли слезы, в душе было гадко, но одновременно с ощущением поруганности и оплеванности зрело чувство восстановленной гармонии. Не успела она зайти домой, как раздался звонок по телефону.
- Кать, это я , Лена. Слушай, ну что там?
- Ничего особенного. Сначала он все отрицал, потом сознался. Мы больше не вместе.
- Вот лошара! Ни малейшего понятия о конспирации.
- Ты его оправдываешь?
- Пытаюсь тебя подбодрить.
- Не стоит. Я справлюсь с жизненными уроками сама.
- Сдашь на пятерку?
- Если бы все было просто как в школе.
- На следущей неделе в субботу я праздную новоселье, много народа не зову. Только свои. Ты в обязательном списке.
- Спасибо, но у меня много работы.
- Отговорки не принимаются. Уйдешь пораньше, если станет скучно.
- Хорошо, до встречи. А сейчас мне надо побыть одной.

Время до субботы пролетело почти незаметно. Она не могла сразу вычеркнуть Игоря и все происшедшее из памяти, по сто раз вспоминала его слова, поступки, выражения лица, манеры. Нет, Катя бы ни за что не вернулась к нему вновь. В этом решение ее отличалось постоянством, но она не могла идти дальше, не поняв, что произошло.
Катя по натуре своей не любила шумных компаний, конкурсов, соревнований. Она и в театры и на выставки предпочитала ходить одна, чтобы ни с кем не делиться слишком сокровенными переживаниями увиденного. Катя слишком хорошо знала Лену и представляла, как она будет праздновать новоселье, но отказаться было неудобно. Она решила, что вручит подарок, посидит столько, сколько позволят приличия, а потом исчезнет под благовидным предлогом. Благо он был - она засела со сложным переводом, а сроки сдачи текста неумолимо приближались. Но все практически сразу пошло не по плану, реальность намного фантастичнее наших представлений, жизнь не поддается прогнозу, ее поток шире любых рамок, схем, всего, что ставит условия и ищет причины.

В новенькой квартирке Лены царил порядок, звучала ненавязчивая музыка, да и гостей пришло немного, кроме ее нового знакомого было лишь несколько пар. Катя почти сразу расслабилась, после бурных переживаний, она бессознательно искала островок покоя, оазис тишины, где можно было бы насладится иллюзией тишины и безмятежности, уйти от терзающих мыслей, кошмара бессонных ночей и пугающей пустоты дней, наполненных лишь работой и домашними делами.

Стояло начало лета, новый дом построили вблизи от МКАД, но окна выходили на песчаный карьер и лес, откуда-то издалека, чуть слышно ветер приносил звон колоколов, отбиваемых часами старинного монастыря. Тихая печаль летнего вечера умиротворяюще подействовала на девушку. Ей казалось, что все в прошлом, она вышла на лоджию и глядела вдаль. Остальные гости разбились по парам и танцевали в комнате, но она не испытывала ни зависти, ни сожаления. Дверь открылась, она почувствовала появление незнакомого человека, но то ли от выпитого вина, то ли от общего настроения тихости и любви к всему окружающему, столь редко возникающего в потоке будней в душах людей, проводящих время в суете и спешке, ее это совершенно не смутило. Обычно тысячи условностей, добровольно надетые кандалы мешали Кате стать самой собой, общаться непосредственно как с людьми, так и с природой.
- Привет! Не помешал?
Катя посмотрела на незнакомца. Он был чуть выше среднего роста, тонкие пальцы и изящные кисти рук указывали на музыкальность, Катя обратила внимание на его улыбку, она озаряла не только лицо, но и весь облик.
- Сергей! - еще одна замечательная улыбка
- Екатерина, Катя, - робко произнесла она, пока еще не осознавая, помешал ли Сергей ее уединению или вовремя прервал его.
- Замечательный вечер, так и хочется сказать, остановись, мгновенье.
- "...мгновенье!
  Прекрасно ты, продлись, постой!
  И не смело б веков теченье
  Следа, оставленного мной"
- Мне повезло вдвойне, я думал, что окажусь наедине с красивой девушкой, а она еще и образованна. А может и умна.
- По-вашему, ум и образование не следуют в паре?
- Увы, крайне редко. Часто люди выдают за образованность знание нескольких популярных цитат и диплом об окончании любого учебного заведения. Прости, не хотел тебя обидеть.
- Я не обиделась. Просто всегда считала, что ум нужен, чтобы понять пользу образования.
- Пользу? Невежественные люди и люди с образованием отличаются лишь предрассудками, и те, и другие поклоняются разным идолам, но идолам. Позитивизм умер.
- Не знаю. Я привыкла рассуждать по-другому, но в спор вступать не желаю.
- И правильно, надо воспринимать мир во всей полноте, любить все сущее, наслаждаться настоящим моментом. Покурим?
Катя пробовала курить в последнем классе школы вместе с Леной, но привычкой это у нее не стало. Она могла изредка выкурить сигарету-другую. Сергей ей определенно понравился, она решила, что отказ испортит очарование вечера, ей придется оставить его на лоджии, а самой уходить.
- Давай, - сказала она и смогла снова полюбоваться его улыбкой.
Сергей вытащил из пачки сигарету и затянулся первым, потом передал Кате. Она успела заметить, что конец сигареты был странным образом закручен, но не придала этому значения. Катя сделал глубокую затяжку, и все поплыло у нее перед глазами, в горле пересохло, она стала кашлять. Сергей изумленно смотрел на нее.
- Я думал, ты поняла, что это косяк. Ты никогда траву не курила?
Катя помотала отрицательно головой.
- Попей воды, сейчас пройдет.
Сергей выглядел растерянным и изумленным. Катя сделала несколько глотков воды. Этот эпизод неожиданно сблизил их. Сергей и Катя молча стояли на балконе, наблюдая, как незаметно день переходит в вечер. Иногда совместное молчание стоит больше любого разговора. Музыка в комнате стихла, гости, видимо, уже разошлись по домам. Сергей потянулся, допил вино из бокала и с той же чарующей улыбкой спросил:
- Ты здесь живешь или в Москве?
- В Москве.
- Пойдем, отвезу, я на машине.
В машине Сергей поцеловал Катю в губы. Она почувствовала, что попала под власть его обаяния и уже не в состоянии трезво оценивать ситуацию.
- К тебе или ко мне? Я живу на Ленинском.
- Ко мне ближе.
Когда утром Катя проснулась, Сергей уже оделся и стоял у окна на кухне.
- Вид тут так себе, одни серые коробки домов. Сделай мне кофе, только не растворимый. И три ложки сахара.
- Молоко будешь?
- Давай. Хорошее утро начинается с хорошего кофе. Ты работаешь?
- Дома, я переводчик.
- Я тоже вольная птица, занимаюсь дизайном, от чайных коробок до альбомов по искусству. Мне пора.

Сергей чмокнул Катю в нос, взъерошил ей волосы и пошел, оставив улыбку и выпитую чашку кофе. Так начался их странный роман, который и романом то назвать было сложно. Сергей иногда исчезал на несколько месяцев, потом неожиданно звонил и появлялся для того, чтобы исчезнуть. О себе он практически ничего не говорил, объясняя это тем, что факты биографии не имеют отношения к подлинной жизни души, которая одна имеет ценность.

Сергей много путешествовал, о своих поездках он мог говорить часами, его интересовали и строгие базилики, и устремленность готических соборов, и многолюдье восточных базаров, где крики людей мешаются с дымом благовоний, а в глазах рябит от множества красок. Он приходил как волшебник, и открывал свой мир Кате, но чуда не происходило.

Месяцы календаря облетали как листья с деревьев. Катя безмятежно жила, словно не замечая бег времени. Она достигла мастерства, делал сложные переводы, зарабатывала достаточно, чтобы путешествовать, хорошо одеваться, иметь соотвествующие статусу вещи, но душа ее спала, она осталась тем же эгоистичным полуребенком, полуподростком, не желающим брать ответственность за себя и тем более за кого-то, не готовым к серьезным переменам и не умеющим любить. В ее чувстве к Игорю было больше не любви, а тщеславия, их разрыв не стал для нее слишком болезненным, поскольку он затронул по большей части ее гордость и самолюбие. С Сергеем ей было приятно проводить время, но она не представляла их совместную жизнь, и даже в редких совместных вылазках в театр или в галерею их можно было принять скорее за знакомых, чем за любовников.

Есть путь разума, а есть путь сердца. Последний предполагает выбор, сделанный во имя блага другого даже ценой собственных страданий и отказа от чего-либо, этот путь тяжел и не имеет рационального объяснения. Работа переводчика текстов по преимуществу технической тематики, где определяющими хорошего результата являлись знание неумолимых правил языка и грамматики, четкость и грамотность, как нельзя лучше соответствовала характеру Кати. Она с детства привыкла мыслить рационально и всячески старалась избегать ситуаций, ведущих к сложному выбору, вопросы о смысле жизни, поиске своего собственного пути ее мало волновали. Катю вполне устраивала и работа, и то, как она проводит свободное время. Даже великие произведения искусства, увиденные во время путешествий по Европе, не могли оставить следа в ее душе, затронуть размахом, мощью, жизненной силой их создателей. В книгах ее восхищала красота языка, стилистика, а богатство образов, внутренний мир героев, попытки автора донести через перепитии сюжета ответы на волнующие их вопросы Катю интересовали в меньшей степени. Философов она пробовала изучать, но после нескольких страниц впадала в скуку и теряла нить рассуждений. По-своему, она была даже счастлива.

Родители практически не вмешивались в ее жизнь, с тех пор как она закончила институт и пошла работать. На работу ее устроил друг отца, малосклонная к переменам, Катя и не думала сменить ее на другую,  ее устраивал практически свободный график и отсутствие необходимости общаться в коллективе. Совместных семейных традиций у них никогда не существовало, и мать, отец, были единственными детьми своих родителей, более дальних родственников они или не знали или не привечали.  Катя имела несколько виртуальных знакомых, с которыми переписывалась на форумах по интересам, в первую очередь, по вопросам перевода, но сама идея устроить реальную встречу никогда не пришла бы ей в голову. Она с годами все больше погружалась в свой закрытый мирок, и ощущала внутренний дискомфорт от всего, что могло его потревожить. Сергей был для Кати посланцем иных миров, но он как-то органически вошел в ее жизнь, и она не планировала с ним расставаться. К тому же их полуслучайные встречи и не собирались перерасти в нечто большее.
Раз в месяц в гости к Кате заходила ее мать. Это стало практически ритуалом, они пили чай, беседовали о пустяках, потом Катя провожала ее и знала, что не увидит еще четыре с половиной недели. В последний приезд мать долго не начинала разговор первой, задала пару вопросов невпопад, а потом словно осмелилась:
- Мы с отцом решили, что тебе пора замуж. Ты нас в свою личную жизнь не посвящаешь, мы тебе не мешали сделать свой выбор, но нельзя все время одной и одной. У моих знакомых уже внуки в первый класс идут.
- Ты же говорила, что главное - встретить своего человека, приводила свой пример.
- Мы подумали, что времена меняются, сейчас очень тяжело кого-то найти. Мне больно видеть тебя совсем одной. Мы тоже не вечны, подумай, что можешь остаться совсем одна, без близкого человека. И никто даже не поможет.
- С чего такие странные разговоры. Да и вы не слишком стары и слабы, по-моему.
- У твоего отца был приступ стенокардии на прошлой неделе. Я очень испугалась. Представляешь, а если бы он был один?
- Папа болен? А почему ты ничего мне не сказала?
- Не хотела волновать. Врачи сказали, что ничего серьезного. Но это первые звоночки. Подумай, человеческая жизнь очень хрупка.
- Мама, я не хочу выходить замуж просто ради того, чтобы просыпаться не одной. Надо хотя бы уважать человека, с которым живешь. У меня половина одноклассников уже развелась, а половина однокурсников вообще даже и не начинали семейную жизнь. А на работе, когда слышу разговоры наших матрон, то или жалобы на зятей и невесток, или рассказы про ужасы жизни в браке. Ваш пример - счастливое исключение. Да и где искать супруга. Я не люблю компании, на работе женский коллектив, и вижу его всего пару раз в месяц. Не давать же объявление.
- Все правильно, Катя. Но я тебе не говорила, к нам на кафедру пришел новый сотрудник, очень перспективный. Нам он сразу понравился. Главное - он не женат. Не москвич, конечно, но в наше время это и не так важно. Думаю, вы могли бы понравиться друг другу. Пожалуйста, дай согласие на встречу с ним. Я куплю, например, билеты в театр.
- Я ничего не обещаю. Твое предложение очень неожиданно.
- И не надо, просто подумай и позвони.
- Мама, я позвоню.
- Умница, дочка. Я уверена, что вы друг другу подойдете. Билеты достану в Большой театр. Что лучше, опера или балет?
- Мне все равно. И я еще не дала согласие.
- У меня на сегодня еще много дел, я очень спешу.
- А как же чай? Я уже заварила. И ты принесла пирожные.
- Съешь сама, они очень свежие, только привезли в булочную. Я могу опаздать на встречу на кафедре, а потом еще к парикмахеру записана. Обещай, что позвонишь и дашь согласие.
- Да, мама, позвоню, удачного дня.

Мать выпорхнула из квартиры, небрежно обняв Катю на прощание. "С другими мамы играли в детстве в куклы и читали сказки, а меня заставляли учить иностранные слова и играть на пианино", подумала Катя. Если изучение английского пошло на пользу, то занятия музыкой она тихо ненавидела, но, как примерная девочка, безропотно долбила гаммы, пока учительница не сказала, что толку из Кати не выйдет. Сколько она себя помнила, мать всегда заставляла ее подчиниться своей воле, всегда настаивала на своем и всегда приводила железный аргумент, что делает все во благо дочери. И сейчас Катя понимала, проще согласиться на встречу с этим новым сотрудником, чем спорить. Тем более, мать задела в ней женское любопытство. "А Сергея нельзя рассматривать как постоянного спутника, конечно, он привлекателен, интересен, но и нельзя совсем на нем замыкаться, почему бы и не попробовать начать новые отношения, не порывая до конца старые", рассуждала она.

В тот же день к вечеру позвонил Сергей и предложил встретиться в парке для важного разговора. В воздухе пахло осенью, по-осеннему шумел ветер в березах, осенью отливала синь небосвода, на клумбах качали головками астры и хризантемы - прощальный подарок лета. Нескошенная трава в овраге стояла серо-желтой сухой стеной, безразлично облетали первые листья, покоряясь участи пасть на влажную от недавнего дождя землю и со временем стать ей. Сергей сидел на лавочке и задумчиво смотрел в никуда. Катя подошла к нему, он оставался в той же позе, словно не услышал на шум ее шагов, и только, когда она села рядом, повернулся к ней в полоборота, подарив вместо привета улыбку.
- Катя, ты столько прочитала книг, скажи, они тебя научили чему-нибудь? Принесли практическую пользу?
- Не совсем тебя понимаю. Как любой образованный человек, я много читала, и сейчас продолжаю это делать.
- Просто я думал, в книгах авторы специально подводят героев к принятию решений, обостряют конфликты, ставят вопросы бытия.
- Проблема выбора стоит перед исключительным героем в исключительных обстоятельствах. У меня такой дилеммы никогда не было, я всегда шла по заранее продуманному пути - школа, университет, работа. Жизнь не преподносила мне сюрпризов.
- А вот я постоянно ощущаю необходимость принимать решение, выбирать направление движения.
- И что же ты делаешь?
- Играю с судьбой в кости.
- И кто выигрывает?
- Не знаю. Я играю с закрытыми глазами. Поэтому каждый мой ход к чему-то приводит, но я ощущаю лишь внешнее, замысел скрыт. Правду о себе знают лишь очень немногие. Остальные в поиске.
- Искать и обрести. Как это по-человечески. А как же путь созерцания?
- Он просто скрывает внутреннюю работу за внешней безмятежностью. Созерцать и стоять на месте - не одно и тоже. С чем бы сравнить? Это как в пьесах Чехова. Я очень люблю их, потому что они все о заблудившихся людях. Но они в вечном поиске, подчас смешны и нелепы, не замечают очевидного, пытаясь найти самостоятельно ответы на давно разгаданные загадки.
- Мне больше нравится Кундера.
- Ну да, ты вообще, как я заметил, предпочитаешь литературу постмодерна, где внешняя красота скрывает внутреннюю пустоту и бездуховность, автор фиксирует событие, но не дает ему оценку.
- Я полагала, что именно ты не даешь оценку.
- Я не навязываю свою точку зрения, но постоянно совершаю выбор, а он предполагает необходимость расставлять маячки.
- Отделять зерна от плевел?
- Можно и так сказать, хотя все относительно, другой посмеется над моим путем и пойдет своим.
- А ты никогда не думал идти по своему пути с кем-то?
- Не знаю, как выйдет. Когда-то давно я встретил женщину, которая научила меня ставить вопросы и искать на них ответы.
- А потом?
- Потом она ушла дальше. Я несколько лет страдал, а затем понял, что надо радоваться тому, что она открыла передо мной целую вселенную, подарила яркий красочный мир и пошла дальше. В твоем мире все четко и правильно, действуют неукоснительно исполняемые правила и каноны, а ослушавшихся подвергают остракизму. Мой мир - это карнавал, где все возможно.
- Я не могу жить и просто радоваться всему вокруг. Во-первых, в мире полно страданий и боли, а во-вторых смотреть на каплю росы на цветке шиповника и испытывать восторг, с моей точки зрения, просто глупо.
- Ты живешь в мире причинно-следственных связей, ты думаешь, что правит рацио, но твоя логика доведена до абсурда и сама превращается в абсурд.
- Не правда. Если бы я жила стереотипами, то давно должна была выйти замуж и завести детей.
- Ага, двоих, мальчика и девочку, как в старых советских учебниках по иностранному языку. Там всегда описывалась образцовая семья из папы инженера, мамы врача или учителя и двух разнополых детей - школьников. Такой образец идеального мира. Впрочем, ты, скорее всего, такие учебники не застала. А меня они заставили не столько выучить язык, сколько скептически смотреть на навязываемые обществом шаблоны. Источник счастья в нас самих, а не в следовании некоей модели поведения.
- Разве можно жить в социуме и не принадлежать ему? Или предлагаешь сбежать в тайгу и основать там экопоселение?
- Конечно нет. Я еду в Крым. Там тепло, хороший климат, буду смотреть на море и наслаждаться гармонией Космоса.
- Неожиданное решение. А жить где будешь? И на что? И как? я не могу представить тебя, такого эстета, сибарита и в шалаше на берегу моря.
- Ты преувеличиваешь как мой эстетизм, так и условия моей будущей жизни. Я принял решение уехать от общества, которое я презираю за его жажду наживы, культ потребления, за вечную гонку без цели. Когда решение созрело, я стал искать место. Крым подошел мне, так как это перекресток культур, там бродили табуны скифов и киммерийцев, греки основывали города-колонии, татары строили мечети, да и само сочетание камня, сосен, моря мне великолепно подходит. Дом я уже купил, это типичное для тех мест жилище из камня, впрочем с водопроводом и отоплением, а во дворе растут миндальное и абрикосовое деревья, веранда вся обвита виноградом. Переезжаю я не один, со мной собрались несколько друзей, они купили дом по соседству. Фриланс никто не отменял, да и кое-какие накопления есть. Ну что, я удовлетворил твое любопытство.
- Не знаю. Все так не вяжется с тобой.
- Скорее с тем, каким ты меня воображаешь. Я еду через несколько дней. Скажи, а ты не хотела бы все бросить и в дальнейшем поселиться в тех же местах. Где-нибудь по соседству. У нас была бы настоящая колония свободных людей в эпоху тотальной несвободы.
- Нет. Я люблю свой город, свою квартиру. Я скучаю по Москве, даже когда еду отдыхать. Я не могу бросить работу, оставить родителей, квартиру, вообще все в погоне за химерой. Разумный человек никогда не примет такое решение, зачем сбегать в никуда. Да, и еще. Вчера мы встретились с мамой. Она предложила мне выйти замуж и даже подобрала вполне неплохую кандидатуру. Он ученый, занимается древними языками. Может, не так красив и обаятелен, как ты, но, надеюсь, более предсказуем.
- В монастырь ты не пойдешь, значит единственный выход - замуж за дурака.
- Ну а тебе желаю восстановить цепь времен. Удачи в построении города Солнца.

С последними словами Катя встала со скамейки и пошла по направлению к метро. Если бы она обернулась, то увидела, как Сергей продолжает сидеть и наблюдать, как листья, танцуя, падают на землю. Но она этого не сделала, ее переполняли эмоции, неожиданная обида на Сергея, гнев, жалость к себе. Катя специально ничего не ответила матери, она хотела принять решение после разговора с Сергеем. Катя понимала, что Сергей слишком другой, чем она, но в глубине души жила надежда, что когда-нибудь он придет в ее дом и уже больше его не покинет. Поэтому она никогда не задавала лишних вопросов, всегда старалась предугадать все его желания, веря, что будет вознаграждена обретением семьи. Но Сергей сейчас слишком ясно показал ей сейчас свое кредо, никто никому ничего не должен. Хочешь - поехали вместе, но будем соседями, брось все, но можешь и не бросать. "Езжай в свой Крым, живи с такими же бродягами-хиппи, а я здесь в Москве выйду замуж за ученого. Возможно, когда-нибудь, мы вдвоем с ним поедем в Ялту или Коктебель, или Феодосию и там нас встретит Сергей, поймет, что сделал роковую ошибку, а я пройду мимо с царственной улыбкой и, может, даже приветствую его кивком головы." Эти мысли несколько успокоили Катю и даже вернули ей боевой задор.

Телефонный звонок раздался совершенно не кстати, Лена пребывала в приятном состоянии полусна и совершенно не желала выползать из мягкой постели. Она нехотя стала шарить рукой по тумбочке в поисках злополучного источника ее пробуждения, но телефон, словно специально, соскользнул с нее в кресло и там завалился между подушками. Пришлось вставать. Лена, не глядя, приняла вызов и раздраженным тоном сказала:
- Алло, слушаю!
- Ой, Ленок, привет! Я не вовремя? Ты спала?
- А, Катя, ты. Да, я спала, вчера поздно пришли из гостей. А который час?
- Четверть двенадцатого.
- Ну я и соня. А ты в Москве?
- Да. И хотела бы тебя видеть. Есть, что рассказать.
- Не сомневаюсь. Я о тебе больше года ничего не слышала. а твоя запись в фейсбуке - уехала за солнцем.
- Ты нашла меня в фейсбуке?
- Искала как-то старых друзей, была встреча одноклассников, но тебя так и не смогли разыскать. Телефоны не отвечали, а в фейсбуке ты не появлялась.
- Расскажешь про встречу? Ты ходила?
- Куда же без Ленки-спортсменки. Произвела там фурор. Никто не ожидал, что я так удачно выйду замуж.
- Так ты теперь замужняя женщина! Поздравляю!
- Я хотела позвать тебя на свадьбу, но не смогла дозвониться, на письма ты тоже не реагировала.
- Меня не было в Москве, телефон я выключила, компьютер оставила дома.
- Совершенно не узнаю тебя.
- А еще я ушла с работы.
- Что произошло? Ты же воплощение правильности и упорядоченности.
- Видимо, не вполне. Кто твой муж?
- Занимается бизнесом, не олигарх, конечно, но вполне состоятельный человек.
- Ты не работаешь?
- Только его личным инструктором по фитнесу и йоге. Свадьба была месяц назад.
- Так ты практически новобрачная. А муж рядом?
- Нет, на работе. Это я бездельничаю. Хочешь, сегодня встретимся?
- Приезжай ко мне, закажем суши, мне многим надо поделиться, а кроме тебя не с кем. Мы все глобально одиноки.
- Ты стала философом, раньше за тобой такого не замечала.
- Не знаю, философия ли это, просто ли уроки, данные жизнью. Поговорить надо. Я слишком старомодна, чтобы выплескивать мысли в жж или делать фотоотчет в инстаграмме.
- Ну ты даешь! Приеду, конечно. Часам к пяти, раньше не получится.

Около пяти вечера в квартире Кати требовательно прозвучал звонок. За дверью стояла Лена с бутылкой вина.
- Ты пунктуальна.
- Привычка, несмотря на мою безалаберность, на тренировки опаздывать было нельзя. Я с детства занимаюсь спортом, режим - мое все. Я принесла бутылку вина.
- Я тоже купила, суши уже привезли.
- Отлично. Если вечер воспоминаний, то одной будет явно мало. Я заночую, наверное, у тебя. Или ты кого-то ждешь?
- Нет, конечно. А твой муж?
- Мой муж? - насмешливо произнесла Лена.
- Он молод, красив, спортивен?
- Шутишь, подруга?
- Те мужчины, с которыми ты меня знакомила или просто показывала их фотографии, отвечали именно этим критериям.
- То были мужчины для развлечения, приятного отдыха. Такие не женятся. Брак - в первую очередь сделка. Когда каждый день рождения становится не праздником, а напоминанием о прожитых годах и упущенных шансах, рассматриваешь все несколько по-иному.
- Он старше тебя?
- Конечно.
- И ты у него не первая жена?
- Слушай, ты как из сказки, можно подумать, жила в хрустальном дворце. Конечно, не первая, и дети есть, и сын старший вообще студент, дочь школу заканчивает.
- Ты рада?
- Я выгрызла свое счастье. Лучше ты расскажи о себе. Я, по крайней мере, никуда не пропадала.
- Когда Сергей уехал в свой Крым, я отнеслась к его решению, как к авантюре. Но чем больше времени проходило, тем сильнее была боль и осознание невозвратимости. Он часто повторял, что сделанное в настоящем становится прошлым и не подлежит исправлению. Я отпустила его, а вместе с ним потеряла себя. Понимаешь, я никогда ни к кому не привязывалась, даже не думала, что одной будет так невыносимо тяжело. Мы даже не жили никогда вместе, не отдыхали, просто встречались, гуляли по городу, иногда обсуждали выставки, фильмы, книги, события.
- Оригинально. Я бы решила, что парень - жмот.
- Мы не обсуждали наши денежные дела, но судя по его привычкам, он не нуждался.
- Ладно, проехали. Давай лучше о себе. Я как раз открыла бутылку. Выпьем за новый день.
- Хороший тост. Впрочем, продолжу. Каждый день был тяжелее предыдущего, я безуспешно ушла в работу, чуть не сорвала строк сдачи, потому что вместо перевода или сидела перед окном или бесцельно бродила по району. Мама решила отправить меня в дом отдыха, но не сказала, что туда поедет и мой потенциальный жених. Я тебе не рассказывала, родители решили меня познакомить с каким-то очередным чудаком. Один раз они уже нашли мне мальчика из приличной семьи, утонченного и воспитанного. К счастью, он успел признаться чуть ли не на первом свидании, что бисексуал.
- Я таких сразу отшивала.
- Другой их кандидат предпочитал нетрадиционный секс.
- Это как?
- Не знаю, сбежала сразу.
- Он был хорош собой?
- Невысокий, в огромных очках, плешивый.
- И ручонки потные, говорит тонким голоском.
- Угадала.
- Следующий тост - за перспективных мужчин. Рассказывай дальше.
- Этот оказался просто Гераклом по стравнению с предыдущими. Ни очков, ни сутулости, даже какое-то подобие прически, но страшный зануда и педант. Если бы я не знала Сережу, то, вполне возможно, продолжила бы наше общение.
- Все понятно , подруга, сравнение 1:0 не в пользу зануды. Однако ты рассказываешь не о себе, а о своих кавалерах. Ближе к делу.
- Уже. Я приехала из дома отдыха, ушла с работы, две недели разбирала вещи, оставила запись в фейсбуке и решила начать жизнь с чистого листа на берегах Тавриды. С самого начала все оказалось не таким. Разлад мечты и реальности, сказали бы романтики. Сережа поселил меня в своем доме, мы стали жить вместе, почти как муж и жена, но мы оба уже сложились как свободные независимые люди. Долгое совместное проживание на одной территории привело к спорам, ссорам, размолвкам, никто не хотел уступать.
Остальная компания тоже была очень и очень разношерстной. Кто-то приезжал просто за новыми впечатлениями и, прожив пару месяцев, исчезал навсегда.  Сергей и еще человек пять жили постоянно, но они, то ли в силу возраста, то ли потому, что не могли уже по-другому, смотрели в прошлое, а не в будущее, для них время остановилось в конце 80-х начале 90-х. Это были романтики эпохи перемен, они верили, что сейчас упадут все занавесы, разрушатся все барьеры, люди перестанут воевать, наступит новое издание золотого века, а они станут его пророками. Они сами настолько поверили в эти сказки, что даже спустя годы все хотели восстановить такой островок любви и гармонии. К счастью, они не писали конституций, не требовали соблюдения каких-либо придуманных ими законов, но жить в таком иллюзорном мире у меня не вышло.
 - Я бы через пару недель сбежала. Что держало тебя там больше года.
- Желание понять до конца, страх сделать еще одну ошибку. Даже к лучшему, что я поехала в Крым и жила там столько времени, теперь я с легкостью отпустила ту ситуацию, я могу спокойно рассказывать о Сереже, о своих несбывшихся мечтах и надеждах.
- Что с ним, кстати?
- Уехал еще куда-то, разочаровавшись в местности. Кажется, стал внештатным фотографом для какого-то издания, теперь где-то путешествует по Азии. Мы расстались без обид и эмоций, он вообще очень холодный человек, теперь я это поняла. У тебя, по-моему, телефон звонит.
Лена кинулась к телефону, едва не перевернув столик. Она судорожно приняла вызов и заговорила каким-то не совим голосом, более тонким и приторным: "Пусик, милый, я скоро, уже еду. Ты хотел остаться в городе, я сейчас, просто заглянула к подруге. Не сердись, солнышко. Твоя Лена тебя очень-очень любит и скучает. Мне было скучно одной, вот я и решила купить вкусненькое нам к ужину, заодно заглянула к школьной подруге на пять минут. Целую тебя."
- Не узнаю тебя, Лен. Ты раньше так не разговаривала.
- Катя, извини, я лечу. Рада была повидаться. Звони, я буду рада.
Последние слова она прокричала на бегу, двери лифта закрылись, Катя даже не смогла расслышать конец фразы. Она вернулась в квартиру, машинально вымыла посуду, убрала со стола и села с ногами в уютное кресло около окна.

Когда Катя после долгого отсутствия переступила порог квартиры, на нее пахнуло давно забытыми запахами родного жилья, она поняла, как ей его не хватало. Первые несколько дней она просто ходила по комнате, перебирала безделушки, доставала и снова ставила на полки книги, рассматривала все, словно знакомилась заново. Она порвала с прежней работой и приняла решение преподавать язык на курсах. Занятия должны были начаться через неделю, этого времени ей должно было хватить, на то, чтобы сменить прическу, сделать кое-какие перестановки в квартире, повесить новые шторы, внешне отметить те изменения, что уже произошли в ее внутренней жизни.


Самое сложное - признавать правду, проговаривать себе горькие сухие истины, уметь с ними жить и видеть в жестокости мира не насмешку злой судьбы, а бесценную возможность обрести свою человеческую сущность, стать частью целого и одновременно обрести особость. Когда мы страдаем, нам кажется, что все ужасно и нет мук сильнее наших, но обретая мудрость, мы воспринимаем невзгоды как необходимые препятствия в достижении цели. Так оратор, оттачивая речь, произносит ее многократно с разными интонациями, добиваясь с каждым разом все большего совершенства. Все наши печали во многом плоды наших же ошибок, упорствуя в них, мы все дальше отходим от главного, смотрим назад и под ноги, а не вперед и вверх.


Рецензии