Гордыня

Она смотрит на меня
И говорит, что это – я.
Отражение в экране
Исключительных минут.

Жаркий день подошел к концу. Горячее и безумно яркое солнце закатилось за горизонт, дав время прохладной ночи. Все ложатся спать. Не спится лишь тем, кто не хочет спать. Или тем, у кого еще остались силы доделывать какие-то дела. Я же не сплю, потому что хочу делать и делаю нечто значимое. Таковым я считаю в первую очередь то, что я рассуждаю, размышляю и записываю свои впечатления на листках бумаги. Но не только это. Я многое в своей жизни считаю значимым, и о себе думаю, что что-то значу. Мне сама судьба велит быть непростым человеком. Правда вот, подхожу к зеркалу – и вижу в нем лицо, изможденное и замученное тщеславием и гордыней. Я ее увидел. Я ее узнал. И она ужасна – гордыня. С нею я не образ Господа, а лишь оболочка, служащая своей непонятной сущности. Но я не хочу быть оболочкой. Я – человек. Человек, способный к чему-то, человек не пустой! И вот снова замкнулся на мне круг гордыни, самооправдания, самолюбования. Он всегда замыкается после предложения вроде «Я – такой-то». Вы этого не замечали? Я стал замечать. Я вообще вижу гордыню во всех людях. Пусть не сразу, пусть через время. Но эта «черная метка» есть во всех нас – всем роде человеческом. Мы ненавидим ее в других и не замечаем в себе. И многие по этому поводу говорят: нужно делать вот это. Другие говорят: нет, нужно делать вон то. Третьи учат, что спасаться нужно там-то. Сплошная неразбериха. Вот и вы, возможно, ждете от меня каких-то рецептов или выводов на данную тему. Но их в природе нет. Как нет смысла в том, чтобы вас куда-то зачем-то направлять. Меня самого по жизни постоянно куда-то посылают, направляют, советуют. Только судьба или утешение никогда не приходят навязчиво, никогда не приходят по требованию. И никогда не стоят ни капли злобы и тщеславия. Мы получаем больше «случайно». И радость от случайного, и польза не сравнимы с теми радостью и пользой, которые мы получаем от чего-то ожидаемого.

Время гонит нас вперед. Да так сильно, что мы теряем собственные мысли, теряем самих себя. А что дальше? Что нас ждет? Что мы значим перед неизбежностью? Что мы можем перед тем, чего боимся? Почему мы упорно хотим изменить весь мир под себя, все в нем заполучить, не задавая себе вопрос: а каким должен быть я сам? Кем я должен быть? Может быть, хватит тешить себя мыслью о том, что ты делаешь что-то значимое? Может быть, хватит любить только себя самого? Ведь всегда найдутся те, кто лучше тебя. Всегда найдутся те, кто хуже тебя. Всегда найдутся те, кто богаче тебя. Всегда найдутся те, кто беднее тебя. Всегда найдутся те, кто талантливее тебя. Всегда найдутся те, кто не имеют талантов совсем. Всегда найдутся те, кто счастливее тебя. Всегда найдутся те, кто несчастнее тебя. И даже если ты создашь настоящие шедевры и будешь понимать их значимость. И даже если ты пожертвуешь многое из того, что имеешь. И даже если ты сможешь заполучить много богатств мира. И даже если ты будешь молиться, и по твоим молитвам будут воскресать люди, ты должен понимать, что не сделал и не делаешь в данный момент ничего значимого, ничего значительного, и сам ты ничего не значишь. Это не безумие и не мудрость. Это закономерно и логично. Только невозможно без Того, Чей образ для человека недостижим. Это мое мнение. Если есть смерть, и есть жизнь, и есть человек, – значит, должен быть Бог. А то, что делает Бог, несравнимо с тем, что выдумывает себе маленький, но очень гордый человек.

P.S. Через мое творчество, да и через многие другие вещи, ко мне приходит гордыня. Гордыня за себя, за то, что я делаю. Она меня обманывает и снова поселяется во мне. Хотя я понимаю, что можно что-то делать, что-то говорить, да и просто жить, без нее. Может быть, кого-то заинтересует что-то из написанного мной. Может быть, кому-то даже понравятся мои идеи. Но в этом нет ничего особенного или значимого. Нн это делает ценным человека и его жизнь.

2015 год


Рецензии