Старики и дети. Персонажи

     Глубоко пожилая одинокая женщина. Муж ее умер, живет одна. Четвертая,  по статусу, бывшая жена ( о многоженстве истином и ложном поговорим позже). Скромное жилище, без особых изысков. Отдельно кухня, отдельно дом. Перемещаться даже по территории своего небольшого двора, ей сложно - болят натруженные в молодости ноги. Характер сложный, порой невыносимый. На сельской улице у нее почти нет приятельниц, из-за характера. Мало общается, мало ходит в гости, мало выхолит в свет. Обычная для Нашего мира история. У нее есть родственники - дети и их семьи от других браков мужа. Они живут отдельно, самостоятельны, далеко в городе, кое-кто состоятелен и при должностях. Одинокий старый никому уже не выгодный человек.
     Для нас встретить или знать, что живет где- то в доме такой человек, к которому мало кто когда приходит, что родственники появляются только в день пенсии и с нетерпением ждут когда она умрет, чтобы в ярых спорах поделить или отхватить ее квартиру, для нас этот мирской ужастик обычное дело. Сколько у нас стариков именно так доживают свои годы, не нужные никому - ни родне,ни детям, ни соседям, ни бывшим сослуживцам! Работает человек всю жизнь, трудится без выходных  и по праздникам, отдает всего себя любимому делу, а уходит с работы, и забывают его - был нужен, был человек, уволился и след к нему зарос бурьяном.
     В небогатом Таджикистане нет такого. Какой бы старый человек не был, о нем помнят, его посещают, ему помогают, его содержат даже если родство призрачно или сильно разбавлено. Клановая система жизни занимает не последнее место в таком отношении. Если он или она вошли в клан ( жена ли, приемная дочь или приемный сын, дети от прежних браков супругов, родители  бывших жен, нареченные родители, и т.д.), клан человека никогда не бросит. Сильно и общественное мнение, которое поддерживает соблюдение правил и контролирует некоторым образом соблюдение правил. Потому что, конечно, люди разные, и плохие есть и очень плохие, которые не хотят помнить и поддерживать своих стариков. Тогда вмешиваются старейшины клана, а если и это не помогает, то безобразие становится известно обществу. Это самое последнее дело, на него идут в самом крайнем случае, когда не помогает ни клан, ни религия. Не распространяясь в этой области, предлагаю вспомнить о весе мнения общественности во времена Советского Союза. Как тогда боялись общественного порицания и осуждения. Это было хуже казни.
     Наш первый персонаж не одинок. Она может принимать, может не принимать помощь и уход, но она всегда в СЕМЬЕ. Ее приглашают на праздники, с ней делятся всем, что имеют сами, даже когда нет ничего. Ей, несмотря на скверный характер, никто никогда не бросит в лицо оскорбление и не попрекнет, что она у кого-то "сидит на шее" обузой. Нет такого. Нет.


Рецензии