Воспоминания. Вехи моей жизни
Воспоминания.
Часть первая.
Кто ты? Ангел- хранитель мой, охотник за моей душой, или ведущий меня по жизни на Земле и судьбе моей? Кто ты? Я не знаю, но постоянно ощущаю твое присутствие рядом с собой. Уж слишком много мистики в моей жизни с самого моего рождения. И мне очень хочется понять, кто же я на этой планете, откуда и куда уйдет моя душа, когда придет ее время?
И так, родилась я 22 января 1950 году в маленькой деревне Могорь , Трубчевского района , Брянской области в семье учительницы и лесничего. Правда, в тот момент мой отец Петр был просто демобилизованным сержантом советской армии, который вернулся в 1949 году из Берлина.(С 1941 года отец прошел всю войну, сначала в партизанском отряде, потом в рядах советской армии дошел до Берлина.) Ровно через неделю после моего рождения у матери Анастасии началась грудница и поднялась высоченная температура. Отец испугался, что жена может не дожить до утра с такой горячкой, запряг лошадь , уложил жену и маленькую дочку Любочку в сани и повез их в Трубчевск , в районную больницу.( Свою первую дочь мои родители назвали Любой, но когда отец пошел в сельский совет, чтобы зарегистрировать рождение дочери, у него спросили полное имя ребенка, отец ответил- Любовь, что еще за имя такое?- Возмутилась сотрудница сельсовета и записала в свидетельство о рождении Людмила. И кроме отца об этом новом
имени никто не знал. И так я везде была Любой до 16 лет, пока не пошла получать паспорт.)
На дворе уже стояла ночь, когда лошадь бежала в районный центр. Петр задремал и не заметил, как маленький сверток выпал у него из саней, а в этом свертке - одеяльце была его маленькая доченька. Так бы новорожденной Любочке и замерзнуть в Брянских лесах, не случись оказии. Следом за отцом по каким- то своим делам на своей лошади ехала в район в этот поздний час заведующая деревенской мельницей Татьяна.( Через 4 года эта женщина станет моей крестной матерью.) Вдруг ее лошадь остановилась , зафырчала и стала мотать головой из стороны в сторону. Татьяна и погоняла ее, и кнутом хлестала, но та ни с места. Тогда женщина слезла с саней и пошла посмотреть, что случилось, почему лошадь нагнула голову и не идет дальше. Подойдя к морде лошади, Татьяна увидела на снегу сверток, подняла, посмотрела и обомлела, в одеяльце лежал живой ребенок и спал. Татьяна положила ребенка к себе в сани и что есть силы погнала лошадь. Через несколько минут она догнала отца. В деревне все знали друг друга. Татьяна крикнула Петру, чтобы тот остановился. Отец от окрика проснулся и спросил: « Ты чего кричишь? -А ты куда едешь?- спросила Татьяна. «В больницу жену везу, горячка у нее после родов.» «А ребенка ты случайно не потерял?»- спросила Татьяна. Отец заглянул под одеяло накрывавшее мать и побелел, свертка с ребенком там не было. Уж не знаю, что там и как случилось, конечно же, Татьяна отдала ему дочь, но когда мать в больнице пришла в себя и попросила принести ей ребенка. Ей принесли меня, ту, которую нашла Татьяна в снегу. Анастасия, развернув пеленки и увидев свою дочь, жутко возмутилась и спросила санитарку: « Вы кого мне принесли, вы случайно ничего не перепутали? Я родила беленькую девочку, а вы мне принесли черненькую.» На что санитарка отвечала:- Нет, я ничего не перепутала, вот бирочка, это ваша дочь.- Следующие мои сестра и брат оба родились блондинами и только я одна из трех детей в семье с темно- русыми волосами и карими глазами. Мама и отец тоже темноволосые и с карими глазами.( Но в последствии, когда мать с отцом ссорились, и дело у них доходило до развода, она всегда говорила отцу: « Можешь забирать свою дочь и уходить.» Это она говорила про меня . Она всегда считала, что я дочь отца. (Я очень сильно похожа на отца и на его сестер) Зимой в 1955 году родители переехали на Дальний Восток в Приморский край. Мне едва исполнилось 5 лет, а сестре 3 года. В семье из детей я старшая, чуть подросла и все домашнее хозяйство держалось на мне. Мать работала в школе в две смены, отец тогда работал в тайге на лесоповале мастером и домой приезжал только на выходные. Я уже в 7 лет умела варить борщ, стирать одежду, кормить животных, ходить в колодец за водой, а колодец от нашего дома был далеко, полоть грядки на огороде. В Телянзе, ( Так назывался поселок где мы жили), не было детского сада и мы часто с сестрой оставались дома одни, иногда мама брала нас в школу , и мы сидели за партами тихо- тихо, чтобы никому из учеников не мешать, а главное- не мешать маме вести урок. У нее был особенный педагогический дар, за 45 лет работы учительницей в школе, она ни разу не повысила голос на своих учеников, но у нее в любом классе всегда была идеальная дисциплина и идеальная тишина, когда она вела урок. Иногда мне казалось, что она просто гипнотизирует своих учеников, они слушали ее так, как - будто она рассказывала им удивительные истории, а на самом деле мать вела уроки математики.
Все свое детство я провела в таежных поселках, а так как мы с сестрой Верой часто дома оставались одни без присмотра, то уходили играть в лес на поляны, где всегда роились крупные бабочки махаоны и цвели пионы и лилии. Эта природа была настолько завораживающе красива, что мы, играя, бегая за бабочками и стрекозами, забывали о времени и прибегали домой, когда уже садилось солнце. А надо было до прихода матери со школы успеть покормить во дворе живность, сбегать за водой, и что- нибудь приготовить на ужин. Если же мы не успевали к приходу мамы выполнить все ее поручения, она сердилась и чтобы наказать нас в воспитательных целях говорила. «Что это за дочки у меня такие, непослушные, целый день прогуляли, ужин не приготовили, не нужны мне такие помощницы, все уходите, буду жить одна, что стоите? Уходите, уходите…» А на улице уже было темно, мы выходили на крыльцо, жались друг к другу, но стояли молча. Тогда минут через 5 выходила мама и спрашивала: «Ну что? Извиняться будете за свое такое поведение?» Мы были счастливы, что она нас простила, просили прощения и бежали к столу. В те годы все жили небогато, но у нас в доме всегда был сахар, молоко, ( корова была своя), сало и мясо ( кабанчиков к зиме тоже растили сами.) За неимением ужина, ( мы ведь его не приготовили с сестрой), мать наливала в тарелки молока, крошила туда хлеб, добавляла чуть- чуть сахара и называла это тюрей. И мы с сестрой уплетали эту тюрю за обе щеки. А потом бежали спать. Спали мы вместе с мамой на одной большой кровати в комнате. ( Дом состоял из веранды, кладовки, кухни и зала.) Дом был казенным, нас поселили в этот дом, когда отец пошел работать мастером лесозаготовок в тайгу. К тому времени отец еще в Трубчевске закончил лесотехническую школу и сам попросил комиссию по распределению выпускников школы, чтобы его направили работать на Дальний Восток. Комиссия отказывать не стала, хотя многие очень удивились просьбе Гришкина Петра. Как это срывать жену с работы, везти двух маленьких детей так далеко в неизвестность. Да еще зимой ! Но у отца на это была своя причина. К тому же еще в армии он вступил в ряды коммунистической партии.
Но сейчас о другом. Спали мы с сестрой после прогулок обычно очень крепко. Мама посередине, Вера у стены, а я с краю. Вдруг ночью мама нас будит: «Девочки, вы зачем балуетесь, зачем сбрасываете одеяло на пол?» Но увидев наши удивленные глаза еще не совсем открывшиеся после сна, она поняла, что мы одеяло не сбрасывали, мы спали. Она подняла с пола одеяло, накрыла нас всех и вдруг одеяло само приподнялось и опустилось на пол возле кровати. Нам стало страшно и мы обе прижались к маме. Мама снова подняла одеяло. Но когда оно в третий раз само упало на пол, мама встала, подняла нас, повязала наши головы белыми платками, повязала свою голову платком, поставила нас на колени лицом в угол, где обычно в деревенских домах висят иконы,( но у нас иконы не было, отец был коммунистом),встала сама на колени и стала молиться, нам сказала, чтобы мы повторяли слова молитвы за ней, но какое там, хотелось побыстрее залезть в кровать и заснуть, мама молилась, а мы только крестились и кланялись углу, глядя на нее.
После маминой молитвы одеяло перестало само прыгать на пол. Утром мама нас попросила, чтобы мы о происшествии ночью никому не рассказывали, но какое там, еще до обеда вся улица в поселке знала, что у нас случилось ночью. А старая бабушка сказала, что это домовой к нам приходил ночью. И хорошо, что он только играл с нами и не причинил вреда. «Домовой приходит к добру или к худу,- рассказывала бабушка,- в такие моменты его нужно спрашивать, какую весть он принес, дурную или хорошую, скажет к худу,- быть беде, скажет к добру,- значит быть хорошему в доме.» Все это мы вечером рассказали маме и спросили, а к нам он зачем приходил? А вот приедет отец в субботу и мы у него спросим, зачем к нам домовой приходил? Когда приехал отец, мы узнали, что отца повысили по службе и он теперь будет начальником участка, и жить мы станем не в селе Телянза, а на станции Телянза, где в школу маме ходить ближе, где есть магазин, железная дорога, а еще отец покупает дом у бывших ссыльных мужа и жены, очень хороший дом и совсем недорого, потому что эти люди торопятся уехать к себе на родину в Центральную Россию. И дом они построили себе совсем недавно, он почти новый. И еще мы узнали от отца, что к нам приезжает бабушка Лена, мамина мама, и она привозит деньги за дом, который продала в своем селе, когда уехали мои родители. И теперь денег на новый дом на станции Телянза обязательно хватит. И тогда мы с сестрой решили, что Домовой к нам приходил к добру. О нашем ночном происшествии мы рассказали отцу, он засмеялся и сказал : « У страха глаза велики,- это вы ночью сами ногами одеяло сбрасывали, а подумали, что Домовой к вам приходил.» Но мы-то точно знали, что это не мы сбрасывали одеяло на пол. Но с отцом спорить не стали. Мы очень любили отца, он был более мягкий по натуре , всегда из любой поездки привозил нам гостинцы: конфеты, игрушки, что-нибудь вкусненькое, смеялся и говорил, это вам девчонки зайчик с лисичкой из леса передали. Он почти никогда нас не наказывал, а если мама ставила нас в угол, за какую- либо провинность, он всегда из угла нас выпускал, защищал перед мамой и мама за это его очень ругала, говорила, что он вообще не умеет воспитывать детей. После приезда бабушки к нам в гости, мы вскоре переехали жить в новый дом на станцию Телянза. А бабушка Лена уехала назад в свое село Арельск в Брянской области. Там у нее жил сын Алексей.
На станции Телянза сначала я, а через год и сестра пошли в школу. Еще до школы мама научила нас читать и писать. И потому в первом классе учиться было не интересно. И я тихонько под партой читала книжки, пока остальной класс учил слоги. За что мне очень сильно попадало и от своей первой учительницы Аллы ( отчество забыла) и от мамы.Зато терпеть не могла правописание, нужно было ручкой, макая в чернильницу, выводить волосные линии и делать нажим. И когда уже все было написано на чистовую в школьную тетрадь, вдруг с кончика пера срывалась клякса и нужно было снова вырывать лист из тетради, снова все заново писать , выводить волосные линии и делать где надо правильный нажим. Как же это было трудно! Но за то какой был красивый почерк, не то что у нынешней молодежи, не разберешь, что у них в тетрадях написано. Но как же выматывало и доводило до слез это чистописание! Это был мой самый нелюбимый урок.
Свидетельство о публикации №216030700223
Я очень много читала с раннего детства. Мама научила меня читать в 5 лет. И однажды в 5 классе я попробовала написать сама какую- нибудь сказку или что-то вроде этого. Тогда были чернильницы, ручки с перьями и тетради в клеточку. И вот придя со школы, я села за свой рабочий стол, где мы с сестрой учили уроки, помню, что была осень, на улице было пасмурно, идти гулять не хотелось и я начала сочинять и писать свой первый опус. А за спиной стояли сестра с подружкой тут же читали, что я писала и говорили мне: " Пиши быстрее, пиши быстрее." Им так хотелось узнать, а что же будет дальше. Пробовала я и сочинять стихи , некоторые из них печатали в районных газетах. Тогда я решила, что обязательно стану журналистом. И об этом написала перед выпуском из школы в газету " Тихоокеанский комсомолец". Была такая молодежная газета в Приморском крае, издавалась в городе Владивостоке. И после окончания школы я решила поступать на факультет журналистики. Но не тут -то было. Мама у меня учительница и очень строгая была с нами, со своими детьми. Она сказала мне так: " Сначала ты станешь педагогом, как я, а потом поступай куда хочешь". В семье я была старшей и никогда не спорила с родителями. Все что мне поручалось, я выполняла. И я для себя решила, что писать можно всегда, какую бы профессию ты не приобрела. И я поступила сначала в Спасское педагогическое училище, там училась днем, а по вечерам, ходила на курсы корреспондентов , которые были организованы при городской газете. И так получилось, что 5 мая 1969 года я получила удостоверение корреспондента, а 30 июня -диплом учителя начальных классов. А писала я всегда, ведь нужна была практика. И свой первый рабочий год я начала заведующей отделом писем при районной газете в селе Чугуевка Приморского края. Хотя на практике в школе с учениками у меня тоже все ладилось. Так я в 20 лет стала корреспондентом газеты. И уж тут приходилось не сочинять истории, а ездить в командировки и писать заметки, очерки и корреспонденции о настоящих людях, организациях, проблемах , успехах в работе предприятий или наоборот фельетоны о нерадивых сотрудниках и рабочих. Всякое было в первый год работы, многие материалы приходилось переписывать по нескольку раз. Через два года поступила в Уссурийский педагогический институт на филфак. Работала и училась, да еще воспитывала маленькую дочь. Замуж вышла очень рано в 20 лет. А в неполных 22 года уже появилась у меня дочь Юлия. Так девочку назвал муж. Официально журналистом на радио,в газетах я проработала 10 лет, За это время успела написать повесть для журнала "Дальний Восток", которая называлась " Трудный год". Это был тот год, когда я впервые пришла работать в школу учителем русского языка и литературы. У меня работа всегда чередовалась, то газеты, то школа. Права была мама, когда говорила мне: " Ты ведь не знаешь, как сложится у тебя жизнь, не всегда можно найти работу в газете журналистом, а вот школы есть даже в самых маленьких селах, учителя всегда и везде нужны. К тому же ты в нашей родословной по женской линии все были учителями и ты не можешь нарушить нашу династию". Так в нашей семье все дети стали учителями, младше меня сестра и брат. Но писала я всегда. Где бы ни жила и не работала. Мой педагогический стаж уже 40 лет. А писательский еще больше. Приду со школы гора тетрадей, проверять надо, а руки сами тянутся к пишущей машинке и пока не напишу хотя бы пару страниц повести, ни за что не могу взяться. Вот так и живу до сих пор, днем работаю в учебном центре , а по вечерам- пишу. Иногда весь свой отпуск провожу уже не за пишущей машинкой, а за компьютером. Облегчение, не надо выбрасывать листы бумаги, если что-то в написанном не понравилось, просто стер и написал заново. Не писать уже просто не могу. Если даже не на компьютере, то в голове. Откуда эта страсть к писательству у меня? Скорее всего это генетический код рода.Отец моей мамы был журналистом. Вот со мной и вышла метаморфоза в одном лице живет и педагог, и писатель. И за это я очень благодарна своим бабушкам, дедушкам и родителям. Я никогда, ни одного дня не была безработной.
Людмила Петровна Ржевская.
http://liudmila-rzhevskaya.ru/
--
Людмила Ржевская 13.12.2019 18:21 Заявить о нарушении