Ответный удар

Что такое трудовой коллектив? Справочник даёт ответ: «трудовой коллектив - это объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей на производстве». Объединение, значит. Но это при взгляде издалека. А если всмотреться подробнее, то обнаруживается, что частицы трудового коллектива живут не только идеей объединения, но и разными другими идеями, в некотором роде даже разъединительными. Так получилось и в нашем трудовом коллективе.

На участке диагностики автомобилей мы работали втроём: я, Лёха Мамонов и дядя Саня. Вообще его имя Александр Николаевич, но все использовали сокращённый вариант. Выражение «стреляный воробей» - это про дядю Саню. Всегда в бодром настроении, всегда готов отпустить шутку, у дяди Сани есть ответ на любой вопрос. Он среднего роста, у него широкое открытое лицо, а в глазах есть что-то неуловимо задорное. Дядя Саня располагает к себе.

Мы с Лёшей Мамоновым относились к дяде Сане с уважением и теплом. С удовольствием слушали его рассказы и шутки. Тогда мне ещё не исполнилось тридцати, Лёха на год младше меня, а дяде Сане было уже за шестьдесят. Наверное, из-за этой разницы в возрасте и произошло разделение нашего диагностического коллектива на две партии. В одной партии – мы с Лёхой, а в другой – наш старший товарищ. Разделение это установил сам дядя Саня. Не сразу, а после ряда рабочих моментов, он стал рассматривать нас с Лёхой как одно целое, как партию. Причём, партию оппозиционную.

Рабочие моменты, приведшие нас к двухпартийной системе, были следующего свойства. Дядя Саня в силу возраста и многолетнего опыта имел консервативные взгляды на автодиагностику. Поэтому не слишком утруждал себя изучением новой технической документации, не рвался попасть в учебный центр на обучение. Это и понятно. В шестьдесят три года душа желает умиротворения. Однако из-за такого подхода возникали ситуации, когда мы с Лёхой ремонтировали за день по пять - шесть машин, а дядя Саня одну - две. Конечно, ни я, ни Алексей, ничего не говорили дяде Сане. Наоборот, старались помочь. Но было заметно, что дядя Саня, хотя и «стреляный воробей», но внутри переживает из-за того, что не поспевает за нами. Особенно его раздражало, когда я или Алексей пытались помочь. В такие моменты дядя Саня давал волю иронии и называл нас с Лёхой «отцами».

Подойдёт, например, начальник цеха и спросит:

– Дядя Саня, что с машиной? Её надо отдавать клиенту через полчаса.

А дядя Саня ответит:

– Да вон, сейчас отцы разберутся.

Но помогать всё равно приходилось. Например, когда дядя Саня два дня диагностировал машину и вынес вердикт, что нужно поменять электронный блок управления доступом. Электронного блока не оказалось на складе и его пришлось заказывать из Германии. Через две недели блок привезли и установили, но… неисправность в автомобиле осталась.

Вот такие недоразумения и привели к тому, что дядя Саня стал расценивать нас, «молодых», как конкурирующую и оппозиционную партию. Но однажды дяде Сане представился случай нанести нам ответный, сокрушительный удар.

Дело возникло неожиданно. Шёл обычный рабочий день. Я занимался диагностикой климат-контроля на Форд Мондео, слева от меня дядя Саня устанавливал моторчик стеклоочистителя на Форд С-Макс, а по правую сторону стоял Форд Фокус, на нём Лёха менял нагревательный элемент сиденья. Все работники цеха в этом деле признают за Лёшей непререкаемый авторитет. Однажды он поменял нагревательный элемент, а через час после выдачи машины клиенту она вернулась. Хозяйка машины пожаловалась на то, что ей жёстко сидеть. Оказалось, Алексей забыл под обивкой сидения плоскогубцы. Тут же посыпались шутки, о том, что Лёша выбирает себе принцессу. Только не как в сказке - на горошине, а как в сермяжной жизни - на плоскогубцах.

Итак, значит, занимаюсь я климат-контролем, Лёха сиденьем. Тут к нему подходит мастер цеха с пустяковым вопросом: нужно поменять лампочку стоп-сигнала на Форд Фьюжн. Через пару минут мастер цеха загоняет этот «Фьюжик» в цех. Из салона появляется хозяин машины – мужичок пенсионного возраста.

Автодиагносты и автослесари обычно не приветствуют присутствие владельцев машин во время ремонта. И это можно понять. Например, при снятии дверной обшивки на Форд Фокус треск стоит такой, что у неподготовленного автовладельца может случиться инфаркт. Но если хозяин машины настаивает на своём присутствии – деваться некуда, приходится ремонтировать при нём.

Алексей рассказал владельцу «Фьюжика» об удобстве кожаного дивана в зале ожидания, однако тот не соблазнился и остался в цеху. Но замена лампочки – не очень сложная операция, так что нет повода для волнения, и Лёша берётся за дело. Получает со склада лампочку, снимает с машины задний фонарь, начинает его разбирать, попутно отвечая на вопросы хозяина машины. В ходе разборки от фонаря отламывается одно из креплений, Алексей продолжает работу и разговор, но хозяин машины резко меняет тему:

– Это вы что, мне фонарь сломали?

Лёха прервал разборку, осмотрел фонарь и ответил:

– Да это ерунда. Крепления пластиковые, их здесь шесть штук. Сломалось всего одно. Они часто ломаются, мы их восстанавливаем с помощью накладки, и они отлично служат дальше.

На Форд Фьюжн, действительно, крепления заднего фонаря иногда ломаются. Пластик со временем высыхает и становится хрупким. Вклеивание накладки решает проблему. Но владельца этого «Фьюжика» такой вариант не устроил.

– Нет, уважаемый, у меня был целый фонарь, и мне нужен целый фонарь, – сказал хозяин машины Алексею.

Я занимался своим делом – климат-контролем, но разговор слышал. Посмотрел на дядю Саню – тот тоже следит за развитием событий. «Дело начинает пахнуть жареным», – подумал я, и решил присоединиться к беседе Алексея с автовладельцем. Ведь если хозяина «Фьюжика» не удастся переубедить, он может дойти до руководства автосервиса, и тогда нашему Алексею придётся купить для «дорогого клиента» новый фонарь стоимостью в несколько тысяч рублей.

Я подошёл к «Фьюжику», участливо осмотрел фонарь, вежливо поздоровался с хозяином машины, завязался разговор. Я рассказал, что тоже являюсь владельцем Форд Фьюжн, и также столкнулся с хрупкими креплениями года четыре назад, и эти четыре года езжу с отремонтированными креплениями, не зная никаких проблем.

Увы, мой рассказ не убедил хозяина машины. Он ещё настойчивее и громче продолжил требовать фонарь с нетронутыми креплениями. Мы с Лёшей в замешательстве, не знаем - какие бы ещё доводы привести. Ситуация пиковая. И тут на сцене является дядя Саня.

– Ну что, отцы, буксуем? – торжествующим голосом спросил он. – Ладно, дайте посмотрю, – дядя Саня взял в руки фонарь и доверительно заговорил с хозяином злополучного «Фьюжика» о том, что, дескать, у молодёжи нет понимания, и прочее в том же духе. Автовладелец с радостью откликнулся на эту тему. А мы с Лёхой почувствовали, что сейчас нам лучше ретироваться. Я вернулся к диагностике климат-контроля, а Лёша к своему разобранному сиденью для принцессы.

В это время диалог между дядей Саней и хозяином «Фьюжика» перешёл на мирные тона. Через какое-то время они оба, прихватив фонарь, направились в сторону кузовного цеха. А через десять минут вернулись, также, с фонарём в руках. Я незаметно, из салона Мондео, попытался рассмотреть фонарь. Лёха проделывал то же самое, выглядывая из-за разобранного сиденья. На фонаре было явно видно, что крепление отремонтировано. Дядя Саня вставил новую лампочку и прикрутил фонарь на место. Затем они с хозяином машины дружески попрощались, и Фьюжн выехал из цеха. Лёха был спасён.

Дядя Саня посмотрел на нас с видом победителя и сказал:

– Учитесь, студенты.

Позже мы пытались выяснить, как же удалось убедить строптивого клиента, но дядя Саня в ответ лишь довольно усмехался.

Я думаю, дело в том, что хозяин «Фьюжика» и дядя Саня – представители одного поколения, и у обоих представителей накопились претензии к более молодому поколению. Похоже, это их объединило и позволило договориться.

Вот такое чувствительное поражение нанёс нашей партии наш дядя Саня. Такие-то частные случаи скрываются за определением «трудовой коллектив - это объединение людей, направленное на достижение общественно значимых целей на производстве».


Рецензии