Стена
Я проснулся от того, что лежать вдруг стало жестко и холодно. Я открыл глаза и ничего не увидел – вокруг была полная темнота : ни окна, в котором ночью пульсировал свет от неоновых билбордов на проспекте, ни белого потолка надо мной, от которого он отражался. К тому же исчезли давно привычные запахи и звуки, превратившись в рафинированное ничто. Я лежал на полу и вокруг, похоже, не было никаких привычных вещей.
Я встал и подошел к углу комнаты, где должно было быть окно – там была стена. Гладкая, сухая, прохладная и, наверно, черная. И от первого же прикосновения к ней стало ясно, что это не та стена, которая отделяла комнату от улицы, а совсем другая, большой, может быть, бесконечной толщины, - такое было убедительное ощущение. Не отрывая от нее руки, я пошел по часовой стрелке. Через четыре шага дошел до другого угла, еще через шесть – до третьего, еще через четыре – до четвертого, еще через шесть оказался там, откуда начал. Стена была со всех сторон и совершенно одинаковая на ощупь. Я стал лихорадочно ощупывать ее в разных местах : у пола, повыше, на уровне моего роста, на высоте прыжка – везде она была одинаково гладка и прохладна, но не как полированный камень, а как тяжелая литая пластмасса. И комната ( если это все еще была комната ) была абсолютна пуста.
Я сел на пол, такой же гладкий, как и стена, и зачем-то закрыл глаза, хотя вокруг и так была кромешная тьма. Может, это сон ? Про детский страх остаться одному в темной комнате.
Ты заснул под вечер, а проснулся когда за окном и в комнате уже темно, родители еще не пришли с работы и ты один в квартире. И вдруг ты слышишь какой-то неясный звук в прихожей или на кухне, как будто кто-то хочет скрыть свое присутствие, осторожно двигаясь к тебе. И ты представляешь, как он осторожно, боясь выдать себя скрипом пола или даже шорохом одежды, приближается к тебе. Ты хорошо представляешь, сколько ему нужно сделать шагов, чтобы добраться до твоей кровати и от неизбежности этого момента ты невольно сжимаешься, парализованный этим ожиданием, и в тот страшный момент, когда это должно произойти, около тебя вдруг происходит какое-то движение воздуха, как будто этот кто-то уже рядом, потянулся к тебе или занес руки над тобой в полной темноте, и тут ты вскакиваешь и бросаешься к выключателю, зная абсолютно точно, что от включенного света призрак исчезнет, щелкаешь им, но свет не включается, выключатель искрит и только после этого, взбежав по всем ступенькам нарастающего ужаса, ты просыпаешься.
Но это был не сон. Я прикусил до боли губу, и это убедило меня, что стена абсолютно реальна. Я негромко крикнул. Просто для того, чтобы использовать еще один и, наверно, последний, имеющийся у меня в распоряжении, инструмент познания, потому что все остальные органы чувств - обоняние, слух, зрение в сложившейся ситуации были бесполезны. Звук оказался обычным, каким он бывает в пустой комнате перед ремонтом. Я попробовал несколько раз изо всей силы ударить кулаком по стене, но голыми руками стену было не взять, - да это было и так понятно. Оставалась только голова - надо было попытаться найти объяснение произошедшему.
Но вначале мне надо было избавиться от разливающегося чувства тревоги, которое очень скоро могло парализовать мой разум. С недавних пор это чувство стало не таким уж редким гостем моего внутреннего «я», и я уже почти привык к нему. Но теперь я чувствовал, что без победы над тревогой мне точно не выпутаться из ситуации, в которой я оказался. Я попробовал трезво оценить обстановку и убедить себя, что все было не так уж плохо. Вокруг ничего не происходило, и мне ничто явно не угрожало, я был здоров и свободен в границах этого пространства. «В данный момент, в данный момент», - повторял я, пытаясь законопатить этими словами мельчайшие щелочки сознания, сквозь которые могли просочиться мысли о будущем, а вместе с ними и тревога. И это мне удалось ! Я одержал первую и очень важную победу в начавшейся борьбе со стеной.
Но этого мне показалось мало. Из-за отсутствия в комнате привычных вещей я ощущал дискомфорт даже в темноте. А это мешало мне разобраться во всем. Но, с другой стороны, - думал я, - именно вещи и создают ощущение дискомфорта. Всю жизнь я окружал себя ими, но стала ли моя жизнь счастливее от этого ? Здесь же кроме стены ничего не было и, значит, это - высшая форма комфорта, - сказал я себе. Отодвинув тревогу и чувство дискомфорта на периферию сознания, я получил возможность спокойно размышлять.
Ситуация, в которую я попал, была настолько неожиданна и непонятна, что я не сразу понял как нужно правильно ее анализировать, чтобы это помогло из нее выпутаться. В голове какое-то время был сумбур из несвязных между собой мыслей, пока мне не удалось обуздать их и начать думать целенаправленно. Может быть, этому помогло то, что в жизни я больше работал головой, чем руками, а, может, сама ситуация заставила : деваться мне было некуда и делать было нечего.
Для меня было очевидно, что я не по своей воле, стечению обстоятельств или ошибке попал за эту стену. Вспоминая день накануне, я не смог найти ни малейшего обстоятельства, которое могло бы привести меня сюда. И закончился день как всегда тем, что я лег спать. Определенно, меня окружил стеной кто-то. И поскольку я оказался окружен ею один, то этот чертов кто-то был очень избирателен.
Итак, есть я, он и стена между нами. И в этом треугольнике неизбежны отношения, в которых необходимо было разобраться. И прежде всего с тем, что означает эта стена для меня. Наказание ? Угрозу ? Испытание ? Знак ? Мне надо было понять, как относиться к ней, как она относится ко мне.
Я встал и снова пошел вдоль стены, ведя рукой линию по ее периметру. В этот раз мне показалось, что стена стала теплее. А, может, в комнате стало теплее ? У меня не было никакого временного ориентира, но я уверенно мог сказать, что с момента моего первого контакта со стеной прошло не более двух часов. Могло ли за это время нагреться помещение площадью около 15 квадратных метров и неизвестного мне объема благодаря моему нахождению в нем ? А потом передать это тепло окружавшей его стене, чтобы я мог это ощутить ? Чушь какая-то ! Наверно, мне показалось.
Я сделал несколько кругов вдоль стены, не прерывая контакта с ней и, кажется, понял отношение ее создателя ко мне. Он не угрожал мне и не старался навредить. В противном случае стена была бы другой. Скорее, она была предупреждением или знаком. Или даже защитой. Как манеж для ребенка, которого надо срочно ненадолго оставить без присмотра. Мне понравилось это сравнение, и я стал копаться в нем, желая убедиться в его точности. Но отсутствие в комнате вещей и окружавшая меня темнота не столько защищали меня, сколько бросали мне вызов. Стена ( или тот, кто ее соорудил ) словно говорили : вот – стена во всей своей заградительной силе, а вот – ты, человек. Покажи, на что ты способен в честном поединке. Определенно, это было испытание.
Я сел на пол, прислонившись спиной к стене, и опять почувствовал тепло, исходящее от нее. Стена менялась ! От холодной и безжизненной вначале, когда я только проснулся, - к теплой и дающей надежду, когда я, кажется, что-то начал понимать. Как в игре «горячо-холодно» когда ищешь верное направление к спрятанному предмету. И, похоже, я был на правильном пути ! Я не знал, к чему приведет эта игра, но я должен был пройти этот путь, потому что таково было правило игры, и придумал его не я.
Мне надо было максимально сконцентрироваться и попробовать ответить на вопросы, на которые я еще не знал ответа. Я попытался это сделать, но окружающая темнота сбивала меня, мысли словно растворялись в ней. Поэтому я опять закрыл глаза, ограничив окружающее пространство внутренним «я», и стал напряженно думать.
Так ли было важно узнать, кто окружил меня стеной ? Нет, сейчас не это главное. Надо идти туда, где «теплее». В чем заключается испытание и где выход из него. Если бы создатель стены захотел (а это наверняка было в его силах), он мог бы сделать ее ледяной или раскаленной, и я бы погибал в медленных мучениях, он мог бы сделать ее прозрачной и я был бы унижен, но он не сделал ни того ни другого. Значит, испытание заключается не в преодолении физических страданий и поиске скрытых возможностей. Он сделал именно так, как сделал, оставив мне, пожалуй, единственный инструмент для выхода из этого испытания – мое сознание. И, значит, оно – мое спасение.
Сделав этот вывод, я почувствовал спиной, что стена стала еще теплее. И это, очевидно, был еще один шаг навстречу моему освобождению.
Мое сознание… мое сознание…мое сознание… - как заклинание произносил я про себя, опять не понимая в каком направлении мне думать. В голове проносились какие-то обрывки мыслей, давно забытые сюжеты из прошлого, вчерашний трудный день. В общем, обыкновенный сумбур, который часто сопровождает нас в моменты, когда нужна полная концентрация. Наверно, в этом одна из причин всех наших неудач. Ведь не случайно считается, что для достижения цели вначале эту цель нужно достичь головой, потому что сконцентрированная мысль материальна. Стоп. Еще раз… Сконцентрированная мысль материальна, мысль материальна…мысль материальна… Мне кажется, я нашел решение ! Осторожно, боясь потерять тоненькую нить из этих двух слов, ведущую меня к нему, я стал вспоминать, когда в последний раз думал о стене, и с чем это было связано.
В последнее время я переживал непростой период жизни. Многие цели были достигнуты, многие потеряли смысл, любовь прошла, друзья были далеко, душа стремительно заполнялась пустотой. И вот тогда-то впервые в сознании и появилась стена. Вначале как слово, потом как образ. Эту стену я воздвиг сам ! Вначале в сознании, а уж потом оно трансформировало ее в реальность. На самом же деле никакой стены не было ! Это было мое представление, мираж, созданный сознанием. Черт возьми !
Я открыл глаза и увидел, как темнота медленно отступает как будто под натиском рассвета, и стена медленно меняет цвет с угольно-черного на пепельно-серый. В комнате стали проявляться очертания привычных вещей, вначале самых больших – шкафа, кровати, потом более мелких. Я встал и стал ощупывать их. Вещи имели знакомую фактуру, но даже вблизи были не резки и размыты как на акварели.
Я был поражен этой новой метаморфозой с моей комнатой. Еще пару часов назад я был на грани отчаяния, не понимая что со мной произошло и как из этого выпутаться, еще пару часов назад моя воля была парализована. И вот все возвращается к прежнему виду, и я вот-вот буду свободен ! Мое сознание, поставив этот эксперимент, как будто хотело сказать мне : для тебя нет преград.
В появившемся на своем месте окне как на фотографии с рамкой проявлялся дом напротив, верхушки деревьев, провода. Я подошел к окну и жадно стал рассматривать людей на проспекте. Они стояли на остановке, спешили по делам, молодая пара беззастенчиво целовалась на выходе из метро, старушка всматривалась в витрину магазина. Всюду была жизнь. И я опять чувствовал себя частью этой жизни.
Декабрь 2014 - Декабрь 2015
Свидетельство о публикации №216030702452