Нет опеке над малоимущими семьями!

  Открытое письмо в Палату Представителей Национального Собрания Республики Беларусь

         Уважаемые депутаты!
  Просим Вас принять меры для того, чтобы скорректировать политику Министерства образования. "Программа воспитания и защиты законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении" от 24.05.2011г., с двумя Приложениями, содержащими критерии и показатели неблагополучия, фактически ставит знак равенства между аморальностью и бедностью, чтобы не сказать криминализует последнюю. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие пункты, указанные в Приложении 2:
-- длительный статус "малообеспеченной" семьи и низкий уровень материального достатка;
-- отсутствие мебели;
-- отсутствие электричества;
-- частое обращение в социальные службы об оказании помощи и поддержки.
  Особо следует отметить такой критерий, как "задолженность (свыше 6 месяцев) перед коммунальными службами".Оказывается, дети теперь должны отвечать за "грехи" родителей перед государством. Чиновники не постыдились превратить в средство шантажа тех, за чьи интересы они на словах ратуют.
  Авторы "Программы..." включили попрошайничество в число занятий, характерных для аморального образа жизни. Но следует помнить, что, во-первых, сбор подаяния не запрещен законом (в отличие от проституции, наркомании, организации притонов); во-вторых, причиной прошения милостыни может стать маленькая зарплата. Недаром народная мудрость призывает не зарекаться от сумы.
  В рассматриваемом документе аборты упомянуты как свидетельство неправильного репродуктивного поведения (и показатель неблагополучия). Но ведь сами составители и исполнители данной "Программы..." подталкивают женщин к роковому шагу! Большинство непьющих людей рассматривают ярлык "неблагополучная семья" как позорное клеймо. Врачам и психологам нелегко отговорить от прерывания беременности пациентку с невысоким доходом, но дорожащую репутацией добропорядочной гражданки. Страх, что еще не родившийся ребенок будет впоследствии отобран у семьи, многих приводит к мысли, что лучше этому ребенку не появляться на свет. Образно говоря, государство одной рукой пытается улучшить демографическую ситуацию (льготное жилье для многодетных, 10000 долларов при рождении третьего ребенка), а другой-- создает многодетным родителям проблемы и тем самым побуждает малоимущие семьи откладывать рождение третьего, а то и второго ребенка.
  Создается впечатление, что чиновникам Министерства образования чужды наши традиции, наш менталитет. Белорусы испокон веку уважали отца и мать, независимо от уровня доходов последних; стремились установить прочные отношения с родней. А из "Программы..." следует, что малоимущий родитель-- это несознательный человек, чуть ли не "вредитель", поэтому его нужно "учить жизни" на глазах его же сыновей и дочерей. Дети, помещенные в интернат, теряют возможность общаться с родственниками по боковой линии. Выходит, отсутствие отдельного спального места-- это серьезная проблема, а ослабление родственных связей -- мелочь? У многих наших сограждан нет братьев, сестер, дядей, тетей, кузенов, племянников. Что останется от традиционной (в широком смысле) семьи лет через пятьдесят?
  К слову, в белорусских и русских сказках именно бедняки наделены такими качествами, как щедрость, отзывчивость,готовность к самопожертвованию. Им, как правило, противостоят бессердечные богачи, думающие лишь о наживе. Наши предки были уверены, что трудности делают людей выносливыми и способными сочувствовать чужому горю, а избыток материальных благ пагубно действует на душу, особенно юную. Так, царевна Несмеяна с ранних лет была избалована обилием игрушек, сладостей и повышенным вниманием к своей персоне. И выросла изнеженной, вечно недовольной эгоисткой. "Сказка -- ложь, да в ней намек" на неизбежную деградацию общества, в случае, если восторжествует культ потребления.
  Справедливости ради, надо заметить, что в разряд неблагополучных может попасть и обеспеченная семья. Так, расплывчатая формулировка "полное равнодушие к ребенку и отсутствие заботы и внимания" позволяет предъявить претензии кому угодно. Стоит разобиженному на родителей подростку пожаловаться на их кажущееся равнодушие школьному психологу -- и уже возникло основание для вторжения в семью.
  Вызывает настороженность и пункт "устойчивое уклонение от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций". Специалист специалисту рознь. Невнимательный к пациентам врач, неопытный психолог с резким характером, сквернословящий учитель вряд ли завоюют большой авторитет в глазах людей зрелого возраста. Следует помнить, что родители -- самые близкие люди для ребенка и несут за него наибольшую ответственность, а потому вправе не следовать рекомендациям посторонних лиц, за исключением случаем, когда жизни ребенка угрожает опасность.
  Отдельный разговор -- отобрание детей у родителей с низким IQ. В СМИ освещались случаи,когда матерей признавали неспособными к исполнению родительских обязанностей из-за малограмотности и неумения правильно сложить кубики (Светлана Лопух из поселка Ченки Гомельского района; Любовь Макарова из деревни Прибор Гомельского района). Но неужели в казенных стенах, с высокообразованными, но чужими людьми детям живется лучше? При таком подходе надо задним числом объявить неспособными к выполнению родительских обязанностей всех, кто полагал, будто земля стоит на трех слонах, кто верил в Зевса-Громовержца, кто был убежден в существовании леших и русалок, и т. д. Научные знания о мире появились сравнительно недавно. А искусные педагоги были всегда, причем многие из них даже букв не знали.
  Мы очень обеспокоены тем обстоятельством, что политика вмешательства в частную жизнь граждан и давления на малообеспеченных родителей проводится через школу. Учитель обязан заглядывать в чужие шкафы и холодильники, писать доносы, вызывая неприязнь пострадавших от его действий и недоверие прочих учеников и их семей. Вторгаясь на чужую территорию(в прямом и переносном смысле), педагог роняет свое достоинство, а это способствует падению престижа профессии.
  Призываем Вас, в интересах тысяч Ваших избирателей, ходатайствовать перед Министерством образования о необходимости пересмотра его политики. Большинство критериев социально опасного положения должно быть упразднено, а учителя -- освобождены от неприятной обязанности выявлять и контролировать так называемые неблагополучные семьи.      

                Климович М.А.
                Глушаков Ю.Э.
                Шпаков С.М.
                Одиноченко В.А.
                Евсеенко А.Ф. и др.

         


Рецензии