Пауки в банке Глава 46

               
          Марта  легонько  стукнула  в  дверь  и  вошла.
          -  Проходите,  пожалуйста,  и  присаживайтесь,  -  Сергей  не  мог  оторвать  глаз  от  милого  лица  девушки.
          Марта,  смущенная  таким  вниманием  следователя,  осторожно  присела  на  краешек  дивана.
          -  Вчера  вечером  после  того,  как  мы  покинули  столовую,  вы  с  Леной  оставались  одни  на  этаже.  Накрывая  стол  к  ужину,  вы  ходили  из  кухни  в  столовую  и  обратно,  и  часто  пересекали  коридор.  Приблизительно  в  это  время  на  Максима  было  совершено  нападение.  Может  быть,  вы  слышали  какой-то  шум  или  крики  в  холле?

          -  Нет,  никакого  шума  не  было.  Посторонних  я  тоже  не  видела.  Даже  странно,  что  убийца  передвигается  по  дому  так  свободно,  и  до  сих  пор  его  никто  не  поймал  на  месте  преступления,  -  удивленно  произнесла  Марта.
          -  Значит,  убийца  умело  скрывает  от  нас  свою  личину.  Мы  видим  этого  человека   каждый  день,  абсолютно  доверяем  ему,  не  подозревая  о  его  коварстве.  Вернемся  к  убийству  Эммы  Юрьевны.  Меня  интересует  эта  история  с  серьгами.  Из-за  последних  событий  в  доме  все  забываю  у  вас  спросить:  вы  подарили  их  своей  хозяйке  добровольно?

          Марта  замялась. 
          -  Нет.  Она  мне  угрожала.  Эмма  Юрьевна  испытывала  какую-то  болезненную  страсть  к  украшениям.  Увидев  мои  серьги,  она  не  давала  мне  прохода,  требуя   отдать  их  ей.  Я  испугалась  и  отдала.
          -  Эмма  Юрьевна,  не  стыдясь своего  поступка,  надела  ваши  серьги  на  праздничный  ужин  по  случаю  дня  рождения  мужа,  а  ночью  ее  убили.  Каким  же  образом  серьги  вновь  вернулись  к  вам  на  следующий  же  день?  Вы  заходили  в  ее  комнату  ночью?
          -  Меня  не  было  ночью  в  доме!  Я  уже  говорила  вам  об  этом!  - вспыхнула  Марта.  -  А  серьги  мне  отдала  бабушка.  Я  шла  рано  утром  на  работу  и  встретила  ее  в  парке.   Подумала,  что Эмма  оставила  серьги  где-нибудь,  например,  в  ванной,  а  бабушка  их  нашла. 

          Сергей,  услышав  о  старухе,  бродящей  по  дому  в  ночь  убийства,  радостно  воскликнул:
          -  Мне  нужно  немедленно  поговорить  с  вашей  бабушкой.  Она  может  оказаться  ценным  свидетелем.  Я,  кажется,  видел  ее  в  гостиной,  но  подумал,  что  мне  померещилось.  Высокая  худая  старушка  в  старомодном  сарафане?
          -  Да,  это  она.  Но  вряд  ли  у  вас  получиться  поговорить  с  ней. 
          -  А  что  такое?  Она  куда-то  уехала?  -  разочарованно  протянул  он.

          -  Бабушке  некуда  ехать.  Кроме  меня  и  моей  тети  у  нее  нет  других  родственников.  Мы  живем  в  соседней  деревне,  совсем  рядом  с  поместьем  Федора  Степановича.  Дело  в  том,  что  бабушка  немного  не  в  себе. Она  не  сможет  внятно  вам  объяснить  то,  что  видела.  Бабушка  живет  в  своем  прошлом,  а  на окружающий  мир  смотрит  глазами  пятилетней  девочки.  В  молодости  умная  и  решительная женщина,  сейчас  бабушка,  словно  маленький  ребенок,  даже  одеться  иногда  самостоятельно  не  в  состоянии.  Мне  очень  жаль,  но  она  не  сможет  вам  помочь.

          -  Вы  давно  живете  в  этой  деревне?
          -  Мы  поселились  здесь  полтора  года назад,  а  до  этого жили  в  Екатеринбурге.  Моя  тетя  преподавала  в  университете,  а  я  имела  свой  небольшой  бизнес  -  кондитерскую.  Поэтому  я  и  умею  готовить.
          -  Очень  интересно.  Городские  жители  и  вдруг  переехали  в  деревню,  да  еще  и  на  чужбину,  -  усомнился  в  правдивости  рассказа  Марты  Сергей.
          -  Не  совсем  на  чужбину.  Это  родина  бабушки.  Она  всегда  мечтала  сюда  вернуться.  Ее  отца  в  тридцатые  годы  раскулачили  и  сослали  в  Сибирь.  В  то  время  бабушка  была  маленькой  девочкой,  но  хорошо  помнит  этот  дом  и …
          -  Этот  дом?

          Марта  замолчала,  поняв,  что  проговорилась.  Подумав  немного,  она  решила  ничего  не  скрывать.
          -  Этот  дом  принадлежал  моему  прадеду.  На  втором  этаже  вы  видели  портрет  женщины?  Это  моя  прабабка.  Раньше  бабушка  писала  в  разные  инстанции  с  требованием  вернуть  ей  этот  особняк  и  землю,  но  ничего  не  добилась.  Она  до  сих  пор  одержима  этой  идеей.  Считает,  что  я  должна  жить  в  родовом  гнезде.  Мне  кажется,  именно  на  этой  почве  у  бабушки  и  развился  психоз,  постепенно  перешедший  в  тихое  помешательство.
          -  И  сколько  же  вашей  бабушке  лет?
          -  По  паспорту  -  девяносто,  но  тетя  говорит,  что  бабушка  старше.  Во  время  войны  все  ее  документы  сгорели,  и  возраст  в  паспорте  поставлен  наугад.

          -  Просто  захватывающая  история.  -  Сергей  уже  смотрел  на  Марту  другими  глазами.  Эта  красивая,  словно  фея  из  сказки,  девушка,  оказывается,  способна  на  большие  жертвы  ради  родного  человека.  Бросив  все,  она  приехала  в  деревню  и  нанялась  в  прислуги.  Так  поступит  далеко  не  каждый  человек,  а  уж  девушки  в  наши  дни  настолько  эгоистичны,  что  умеют  только  требовать,  ничего  не  давая  взамен. 
          Некоторое  время  Сергей  молчал,  собираясь  с  мыслями. 
          -  Вернемся  к  нашему  делу.  Припомните,  пожалуйста,  тот  день,  когда  было  совершено  нападение  на  Ларису  Федоровну  и  Киру  Владимировну.  Вы  готовили  обед.  Может  быть,  кто-то  проходил  в  тот  момент  по  коридору  или  заходил  на  кухню?

          Марта  задумалась,  вспоминая.
          -   Мы  с  Леной  находились  на  кухне  вдвоем.  Сначала  зашел  Федор  Степанович  и  распорядился  приготовить  комнату  на  втором  этаже  для  сына.  Потом  зашла  Снежана  и  попросила  горячей  воды.  Она  захотела  приготовить  отвар  для  полоскания  рта.  Я  налила  ей  кипяток  в  небольшой  термос.  После  Снежаны  пришел  полицейский  за  соком  для  Ларисы  Федоровны.  Он  остановился  рядом  с  Леной  и  между  ними  завязался  оживленный  разговор.  Оказывается,  они  земляки,  оба  родом  из  одной деревни.  Я  взяла  пылесос  в  чуланчике  за  кухней,  и,  предупредив  Лену,  поднялась  на  второй  этаж.  Комнату  напротив  спальни  Федора  Степановича  Лена  пылесосила  дня  три  назад,  поэтому  работы  в  ней  было  немного.  Я  быстро  справилась.  Когда  я   заканчивала,  заглянул  Валерий,  и  мы  вместе  спустились  на  первый  этаж.  Поговорили  о  том,  о  сем,  и  разошлись  в  разные  стороны.  В  это  время  вы  прошли  мимо  нас.
 
          -  Да,  я  помню.  Вы  с  Валерием  стояли  в  дверях  кухни,  а  в  холле  под  пальмой  сидел  Максим  в  инвалидном  кресле.  Он  вертел  в  руках  какой-то  предмет.  Что  же  это  было?  Продолжайте,  пожалуйста,  дальше.
          -  Я  поставила  пылесос  в  чуланчик  и  зашла  на  кухню.  Тут  и  началась  суматоха.  Мы  с  Леной  выбежали  в  холл  и  узнали  о  покушении  на  Ларису  Федоровну  и  Киру  Владимировну.  Максима  я  тоже  видела,  но  в  его  руках  ничего  не  заметила.  Рядом  с  его  креслом  стояла  Ирина,  -  Марта  взглянула  на  Сергея.

          Следователь  нахмурился,  что-то  обдумывая. 
          -  Вы  посидите  в  одиночестве  минутку,  я  сейчас  вернусь,  -  Сергей  сорвался  с  места  и  выскочил  в  коридор.
          Через  несколько  минут  он  вернулся  разочарованный.
          -  Я  надеялся,  что  Максим  нашел  этот  предмет  в  кадке  пальмы,  повертел  в  руках  и  положил  обратно.  Я  осмотрел  кадку,  но  ничего  не  обнаружил.

          Марта  видела,  что  эта  мысль  не  дает  следователю  покоя.
          -  Вам  стоит  поговорить  с  Валерием.  Он  часто  проверяет  горшки  с  цветами,  и  заставляет  нас  поливать,  если  земля  пересохла.
          -  Я  так  и  поступлю.  Вы  можете  идти.  Марта,  пожалуйста,  будьте  осторожны.  Этот  преступник  непредсказуем  и  кто  знает,  что  ему  еще  взбредет в  голову,  -  умоляющим  голосом  попросил  девушку  Сергей.  -  Я  не смогу  себе простить, если с вами  что-нибудь  случиться.

          Валерия  Сергею  искать  не  пришлось.  Секретарь  стоял  в  коридоре  и  поджидал  Марту.  Сергей  попросил  мужчину  зайти  в  библиотеку.  Валерий  с  сожалением  проводил  удаляющуюся  по  коридору  девушку  и  нехотя  вошел  в  комнату. 
          -  Я  вас,  Валерий,  долго  не  задержу.  У  меня  всего  один  вопрос.  Вы,  случайно,  не  находили  в  холле  какой-нибудь  предмет.  В  кадке  с  пальмой,  например?
          Валерий  удивленно  уставился  на  следователя.
          -  Какой  предмет?
          -  Раз  спрашиваете,  значит,  не  находили.  Можете  идти  по  своим  делам.

          -  Подождите.  Я  вспомнил  одно  обстоятельство.  Я  вам  рассказывал,  что  вчера  вечером  я  следил  за  выбежавшим  из  дома  человеком?  Так  вот.  Прежде  чем  залезть  по  дереву  на  веранду,  он  размахнулся  и  что-то  бросил  вглубь  парка.  Может  быть,  этот  предмет  вы  и  ищите?
          -  Не  знаю.  Может  быть  и  этот.  Мы  сейчас  проверим.  Идемте.  Покажете  мне,  куда  именно  этот  таинственный  человек  бросил  предмет.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2016/03/07/672


Рецензии