Халява

Потрясающий коротенький красный лаковый плащик принесла примерить Юльке соседка Ольга Ивановна со словами:
- Сестра из Германии Наташке моей прислала, думала – она всё такая же, какой видела её позапрошлым летом. А она вымахала в девятом классе, дылда, метр восемьдесят два…  Сидит ревёт, жалко плаща, а что делать!  Может, Юле подойдёт?

Юлька, затаив дыхание, смотрела на мать. Только утром они горестно вертели  совершенно протёртые в самых неудобных местах джинсы, понимая, что идти в университет в таких  никак невозможно. Но до зарплаты матери ещё целая неделя. Да, и выплатят ли в срок, частенько стали задерживать в школе.
Алименты от отца, которые Юлька получает последний год, до исхода своего восемнадцатилетия, тоже задержали. Везде, наверное, этот бардак.  Но плащик! Плащик был просто обворожительный.

Видя их замешательство, Ольга  успокоила:
- Если подойдёт, с деньгами обожду, мне за него не платить – подарок. Ну, давайте, посмотрим,   - не терпелось ей увидеть, хотя бы, на Юльке, эту изящную вещицу.

- Надень! – кивнула головой мать.

Господи! Какое это было чудо! Плащ оказался – в самую пору.
- Туфли! – подсказала мать.  И Юлька в зеркале не узнала себя.  Сочетание короткого  ярко-красного блестящего плащика с чёрными колготками и чёрными туфлями на высоком тонком каблуке, купленными к школьному выпускному, выгодно удлиняло ноги. Она показалась себе просто хрупким оленёнком с картинки настенного календаря и умоляюще посмотрела на мать.

Плащ оказался весьма недешёвым.

- Спасибо, конечно, возьмём, -  покраснев, заторопилась мать, - деньги сразу после зарплаты, где-то, через неделю.

- А моей - рукава почти до локтей, - заметно расстроилась Ольга. Ну, Юля, считай – тебе повезло.

Она ушла, а Юлька продолжала крутиться перед зеркалом, не веря своему счастью. Разве можно было отказаться от такой замечательной покупки. Ещё тепло и она успеет потусоваться в этой клёвой обновке. Девчонки в группе с ума сойдут.

- Вот с новыми джинсами, доченька, пока придётся проститься. Две вещи нам не потянуть. И за квартиру счета пришли неподъёмные, - вздохнула мать.  Сделаем вот что: завтра забеги в «Джинсовый рай», тебе там рядом совсем,  в последнем отделе  продаётся всякая фурнитура к джинсам, в том числе, широкая тесьма в тон.  Может, с её помощью, попробуем починить штаны. В крайнем случае – длинный свитер…

                ***
Наутро, в субботу, первой пары по расписанию у них не было,  и, выпорхнув из дома  не в полусонную утреннюю, а оживлённую городскую толпу,  Юлька вполне успела  насладиться внимательными, завистливыми, оценивающими, но никак не равнодушными взглядами.

Автобус, конечно же, буднично застрял  «в пробке» и ко второй паре она опоздала. Нет, сегодня это расстроить её не могло. Староста  Татьяна, обязательно, её отметит.
Ах, какой сегодня день! После летней изнуряющей жары, конец сентября, на редкость хорош.
На фоне чудно подрумяненных листьев клёна позолоченные пряди берёзок создавали уютный уголок в небольшом скверике возле университета.

Кажется, впервые, ощущая себя в обновке красивой и уверенной, Юлька присела на скамейку и тотчас заметила, как от припаркованной к тротуару машины, поигрывая ключами, к ней направился взрослый высокий парень, по пути оценивая её.

Излишне надменный и независимый вид, выдавал в Юльке, скорее, неопытную девчонку в сногсшибательном наряде, чем уверенную красотку.

- Скучаем?

- Нет, просто на пару опоздала.

- На каком курсе учитесь?

- На первом.

- Понятно… Мы все учились понемногу…

- А как Вы посмотрите на то, чтобы пойти пообедать сейчас со мной, хотя бы, в этом кафе. Я с утра ничего не ел. Впрочем, как Вас зовут?  Меня – Стас.

- Юля, - пролепетала Юлька.

- О, уже половина первого! Ну как, идём?

- Что Вы, - испугалась Юлька, - мне к третьей паре. Да, ещё в «Джинсовый рай» забежать, чуть не забыла!

- А если я подожду Вас до конца третьей пары  и  тогда мы обсудим, как провести сегодняшний вечер?

Непривычная к подобным ухаживаниям  взрослых мужчин, Юлька покраснела, заторопилась и, оставив нового знакомого, перебежав дорогу, скрылась в дверях магазина.

К отделу аксессуаров нужно было пройти через все отделы джинсов. Таких необходимых ей и, таких недоступных сейчас,  сколько их здесь! И вот те самые, которые она непременно купит потом, когда будут деньги. Юлька на минуту остановилась.

- Ну, что, примерять будем? – позади стоял Стас.

- Нет, сегодня я не готова, денег с собой не взяла, просто посмотреть, выбрать.

- Ну, так выбирай, мне хочется сделать тебе сегодня подарок.

Юлька растерялась, большими удивлёнными глазами глядя на щедрого  «дон жуана».

- Валяй! – подтвердил он.

И Юлька не выдержала, купилась.  Первые же штаны оказались впору. Стас восхищённо смотрел на неё:

- Берём!!!

Юлька вышла с пакетом в руках и в полном смятении. Как она явится с этими джинсами домой и что скажет мать?

- Послушай, Юля, у меня предложение. Всё равно, день пропал – плюнь на третью пару. У нас по субботам компашка собирается на острове. Палатка, костерок, раки… Все парни с девушками, один я – холостяк. Поедем?  А утром я верну тебя домой.

Стас просил, но теперь, как-то,  небрежно, не ожидая отказа, словно, дело  было  рядовое.

- Я должна предупредить маму и просто переодеться, - нашлась, наконец, Юлька.

                ***

- Где он?  - только и спросила мать. Красивая машина Стаса стояла среди знакомых  «девяток» и «шестёрок» соседей. Он курил, расслабленно положив локоть на открытое стекло.
Мать, ни слова не говоря больше, взяла пакет с джинсами и, молча, стала спускаться по лестнице. Виноватая Юлька семенила следом. При их появлении Стас вышел из машины.

- Молодой человек, Вам известно, что Юля несовершеннолетняя?

- Да?! – удивился он, - нет, не известно. И что из этого следует?

- А то, что Вы дорогостоящим подарком покупаете её ночёвку с Вами за городом, в компании непонятных  людей. Заберите свой подарок и не смейте делать девочке неприличных предложений!

- Вот это поворот, -  пожал плечами Стас, - может, Вы, и паспорт мой потребуете, чтобы привлечь  к ответственности за совращение несовершеннолетних?

- Достаточно того, что я запомнила номер Вашей машины, - и мать безошибочно отчеканила номер «фольксвагена».

- Ну, дела! Вот нарвался! – и  Стас обратился, наконец, к Юльке, -  а когда твой День рождения, Юля?

- Первого марта, - пролепетала Юлька, - мне будет восемнадцать.

- Тогда договоримся так, - прозвучало уверенно, по-хозяйски. Джинсы я у Вас не возьму, не заставляйте меня становиться жлобом.  Я с удовольствием делаю понравившейся девочке подарок без всяких взаимных обязательств с её стороны. А после 1 марта, надеюсь, мы с Юлей встретимся и тогда её «бдительная мама» будет нам не страшна.

- Мы готовы Вам оплатить покупку!
Но Стас уже был в машине и, лихо развернувшись, умчал со двора.

Юлька перевела дух.
- Мам, не расстраивайся! Может, единственный раз в жизни повезло. Халява!

Мать ничего не ответила, только низко опустила голову и незаметно вытерла слёзы.


Рецензии
В таком небольшом рассказе - и столько глубокого содержания. И бедность людей, вынужденных считать каждую трудовую копейку (незабываемые 90-е годы, да?); и портреты-характеристики героев - всё достоверно, узнаваемо. Вызывает сочувствие сама житейская ситуация, которая описана так мастерски.

Мама, конечно, умница - настоящая любящая мама. С нею всё ясно.
Но концовка рассказа осталась открытой и вызывает определённую тревогу. Хотя мать и показала своё отрицательное отношение к халявному подарку, но девочка-то обрадовалась ему. Я что дальше? Дозрела ли до понимания, что это опасно?

Рассказ хороший, он не оставляет читателя равнодушным. Это очень важно.

Нажимаю зелёную кнопку и желаю вам творческих успехов, Галина!

Эльмира Пасько   25.07.2019 18:52     Заявить о нарушении
Мой глубокий поклон, дорогая Эльмира! Простите, ради Бога, дерзость автора. С огромным уважением и благодарностью, всегда Ваша, Галя.

Галина Алинина   25.07.2019 22:27   Заявить о нарушении
Галя, да не надо извиняться: рассказ у Вас хороший, я с интересом читала и волновалась, боясь, что с девочкой что-то может случиться.

Эльмира Пасько   26.07.2019 20:15   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.