Гл. 17 Рыцарь неба граф фон Розен
Путь к собственной лётной карьере фон Розен начал авиаслесарем, а затем пилотом в воздушном цирке, где как раз и приобрёл опыт высшего пилотажа и навыки, которые помогли ему в его дальнейшей карьере лётчика. Когда Италия при Бенито Муссолини в 1935 году напала на независимую Эфиопскую империю, фон Розен присоединился к воздушной миссии Красного Креста, доставляя эфиопам по воздуху продовольствие, медикаменты и предметы первой необходимости. Он также нередко вывозил раненых эфиопских солдат с поля боя в чрезвычайно опасных условиях. В непосредственных боевых действиях в этой войне участия он не принимал, но получил химические ожоги от использовавшегося итальянцами иприта.
После возвращения с войны в Эфиопии фон Розен отправился в Нидерланды, чтобы поступить на работу в KLM (Королевская авиационная компания), первую публичную авиакомпанию в мире, и стать в будущим одним из её пилотов. Он женился на голландке, но их счастье было недолгим. Когда советские войска 30 ноября 1939 г. вторглись в Финляндию, фон Розен оставил работу и вступил в финскую армию в качестве лётчика-добровольца. Он воевал в небе над Карельским перешейком, пилотируя купленный на собственные деньги гражданский Дуглас DC-2, переделанный в бомбардировщик.
Год спустя, началась Вторая Мировая война, немцы напали на Нидерланды. Жена фон Розена, Хэнни Криджгсмен присоединилась к голландскому Сопротивлению, была арестована Гестапо, попала в концлагерь Дахау, пережила войну, но покончила с собой в 1949 году. Сам же фон Розен, по заданию голландского правительства, совершил рискованный перелет в Лондон, вывозя секретную документацию. Там он попытался вступить в ряды британской военной авиации, но ему было отказано из-за его родства с Германом Герингом. Тогда он вернулся в Швецию и поступил работать в шведскую авиакомпоанию ABA. В 1943 году, считая Кенни Криджгсмен погибшей, он вновь женился.
В 1945 г., после окончания Второй Мировой войны, фон Розен опять отправился в Эфиопию, став инструктором в формирующихся ВВС этой страны. Несмотря на его услуги эфиопскому правительству, против него плелись интриги, в особенности его помощником Ассефом Ауне, который в конце концов сделал условия работы для него невыносимыми, и Розен вернулся в Швецию. Затем фон Розен поступил на службу в ООН, причем работал личным пилотом генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда. Однако в роковой день того вылета, который закончился в ночь на 18 сентября 1961, когда «Дакота» Хаммаршельда была сбита под Ндолой, фон Розен был болен и не мог лететь, поэтому пилотировал самолёт генсека другой шведский пилот. Все же Густав фон Розен был везучим человеком.
Международную известность Карл Густав фон Розен приобрел семь лет спустя, когда выполнял гуманитарные, а затем и боевые миссии во время Гражданской войны в Нигерии, помогая самопровозглашённой республике Биафра. В то время он работал гражданским пилотом, занимаясь тем, чтоо перегонял самолеты в Африку.Вскоре после того, как был открыт воздушный мост помощиБиафре, Розен начал возить туда гуманитарные грузы, одним из самых известных его вылетов является полёт в августе 1968 года, на Douglas DC-7 от Сан-Томе до Ули на высоте лишь немного выше уровня моря.
Как и многие его современники, фон Розен сочувствовал биафрийцам, страдающим от голода и постоянных налетов нигерийской авиации. Но несгибаемый швед был человеком действия, поэтому он разработал и воплотил в жизнь план возмездия нигерийским ВВС. При поддержке французской Секретной службы он организовал ввоз в страну пяти гражданских однодмоторных самолетов Malmo MFI-9 производства Saab Ab, которые, как ему было известно, первоначально разрабатывались в качестве штурмовиков. Самолёты были перекрашены в камуфляж и оснащены ракетами, а лётчиками на них стали друзья фон Розена, сформировавшие эскадрилью «Младенцы Биафры», которая начала атаковать аэродромы нигерийских ВВС. 22 мая 1969 года и в течение нескольких последующих дней фон Розен и его пять самолётов активно совершили налеты на нигерийские аэродромы в Порт-Харкорте, Энугу, Бенине и других местах. Нигерийцы были застигнуты врасплох, и ряд дорогостоящих самолётов, в том числе несколько МиГ-17 и три из шести принадлежавших Нигерии бомбардировщиков Ил-28 были уничтожены на земле. Кроме того фон Розен занимался обучением биафрских военных летчиков, также участвовавших в операциях «Младенцев».
В 1974 году он прилетел в Эфиопию, чтобы помогать жертвам голода и засухи. Последние свои подвиги фон Розен тоже совершил в Африке — в 1977 году, участвуя в Огаденской войне между Эфиопией и Сомали. Когда-то, в далеком 1939 году он сражался против СССР, теперь же был на одной стороне с советскими и кубинскими войсками под началом маршала Петрова, громившими сомалийцев. В войне за Огден Розен работал пилотом транспортной авиации, оказывая с воздуха помощь беженцам. Это была его последняя война. Розен прожил 68 лет, большую часть из которых провел в небе, совершая различные рискованные миссии, но смерть настигла его на земле. Он был убит 13 июля 1977 года во время внезапной партизанской атаки сомалийцев возле города Годе.
Карл Густав фон Розен – легендарный пилот и настоящий рыцарь неба, как и Рольф Штайнер, всегда сражался за свои идеалы. Несмотря на его спорные методы, фон Розен остался в истории как человек, больше всего сделавших для развития гуманитарных воздушных миссий в отдалённые регионы во время военных конфликтов.
Свидетельство о публикации №216030700930