Коррупция в органах юстиции и политика

    КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ЮСТИЦИИ  И  ПОЛИТИКА.
В истории России и Советского Союза были и есть события, дающие гражданам основания  гордиться своей страной. Но это светлое чувство   может быть существенно омрачено бездумным следованием требованиям недостаточно проработанных ведомственных инструкций. Особенно если этими ведомствами являются Генеральная прокуратура и Следственный комитет России.
Прокуроры руководствуются «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утверждённой приказом Генерального прокурора от 30.01.2013г. № 45. Аналогичной «Инструкцией» руководствуются следователи. Пункт 3.2. «Инструкции» Генпрокурора (аналогичный имеется и в «Инструкции» Следственного комитета) гласит: «Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя». Пункт 6.5 этой же «Инструкции» гласит: «При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нём даётся оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом».
Эти два пункта содержат  безусловно правильные нормы  при  отсутствии коррупции среди работников  нижестоящих прокуратур и нижестоящих органов следствия. К большому сожалению коррупция в них живёт и здравствует. Об этом открыто говорит на страницах своей книги «Александр Солоник - киллер мафии» её автор, член Московской коллегии адвокатов Валерий Карышев. Об этом же свидетельствует и мой, впрочем,  очень ограниченный опыт.
Коррумпированные  же (ещё раз подчеркиваю, не все) работники юстиции областных и межрайонных  прокуратур, межрайонных следственных отделов  и  областных следственных управлений успешно используют именно эти два пункта для бесконечных на законном основании пересылок жалоб заявителей из вышестоящих структурных подразделений Прокуратуры и Следствия в нижестоящие. Для этого достаточно: а) давать жалобщику ответы за подписью рядовых сотрудников, а не руководителя структурного подразделения или его первого заместителя; б) в ответе не употреблять выражений о рассмотрении в подразделении жалобы по существу и о принятии решения; в)  отделываться общими обтекаемыми фразами, не давая детальной оценки всем доводам обращения; г) понудить заявителя изложить в жалобе какую-нибудь дополнительную деталь, подробность, возражение, довод, что для  работников вышестоящей структуры  послужит основанием вновь направить жалобу в нижестоящую структуру  для рассмотрения её по существу и принятия решения. И так до тех пор, пока попавший в бесконечный круговорот отписок жалобщик в отчаянии поднимет руки, простонав: « Да делайте вы, что хотите, только быстрее!».  Для скорейшего достижения этого эффекта коррупционеры , в расчёте на юридическую неискушённость жалобщика, не гнушаются искажением смысла статей Уголовного и Уголовно-процессуального Кодексов и даже статей Конституции РФ.
Направление заявления или жалобы в нижестоящую структуру без установления контроля означает, что её работники не представляют в вышестоящую структуру копии своих ответов заявителю и других документов. Это значительно облегчает коррумпированным работникам нижестоящих структур возможность, не опасаясь негативных для себя последствий, фабриковать  уголовные дела по юридически ничтожным поводам против неугодных лично им, их начальникам или друзьям их начальников лиц, питая при этом надежды на карьерный рост при помощи благодарных заказчиков.
А если ещё и судья  априори уверен в  ангельской чистоте помыслов всех без исключения работников следствия и прокуратуры, в их самоотверженном служении Закону,  то осуждение намеченной коррупционерами жертвы – дело практически предрешённое. Поэтому-то отдельные коррумпированные следователи и прокуроры и возомнили себя вершителями судеб  нечиновных и небогатых граждан на подведомственной им территории. Виновных чиновных и богатых они всеми силами стараются оправдать, а при невозможности - свести их наказание к исчезающе минимальному.
Возможные недобросовестность и непрофессионализм судьи – не досужая выдумка автора. Выступая 27.11.2015г. на 5-ом Всероссийском съезде судей президент России В.В. Путин отметил, что  « за последние три с половиной года квалификационными коллегиями прекращены полномочия 316 судей судов общей юрисдикции. Причины известны: фальсификация судебных документов, необоснованное затягивание сроков рассмотрения дел, предвзятость при рассмотрении дел.».  В.В. Путин призвал судебное сообщество « объявить войну нарушению этических норм, бюрократическому чванству и непрофессионализму».
У жертв коррумпированных чиновников  юстиции  и их близких чувство гордости за страну наверняка будет затмевать обида, будет подорвано доверие к органам государственной власти. А это уже вопрос политики. Поэтому борьбе с проявлениями коррупции в органах юстиции следует придавать первостепенное значение. Её быстрое искоренение не потребует финансовых затрат, а лишь узаконивания следующих мер:                1)  при установлении факта незаконного возбуждения уголовного дела по юридически ничтожному поводу и не прекращения его по обоснованному ходатайству или жалобе следователь, его непосредственный начальник и надзирающий прокурор должны быть подвергнуты пожизненной дисквалификации;                2) ставить на контроль уже первичные обращения в Генпрокуратуру и Следственный комитет, поскольку жалуются туда уже после общения с работниками районных и областных структур;                3) руководители районных и областных структур, не выполнивших должным образом первое поручение вышестоящей структуры по рассмотрению по существу и принятию мотивированного решения по удовлетворению ( или не удовлетворению) пересланной им жалобы, должны подвергаться строгому дисциплинарному взысканию;                4)  за повторное ненадлежащее исполнение поручения вышестоящей структуры  руководителей нижестоящих структур следует понижать в должности.
Ужесточение спроса с руководителей нижестоящих структур (МСО, СУ СК РФ, межрайонных и областных прокуратур) за качество работы по основной деятельности и за качество рассмотрения жалоб  без сомнения уменьшит коррупцию среди работников юстиции (немного найдётся желающих возбуждать уголовные дела по заказу под угрозой пожизненной дисквалификации) и  повлечёт резкое сокращение числа обращений (особенно повторных) в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ.
   08.03.2016г.   Александр Мальчуков.


Рецензии
И что удивительно,бывшие следователи превращаются...превращаются...в адвокатов.

Александр Королёв-Иван   02.08.2016 14:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.