Неделя о блудном сыне
Во второе подготовительное воскресенье перед Великим постом, в Триоди св.отцы Церкви установили праздновать восстановление в своём звании блудного сына, по следующей причине. Дело в том, что некоторые люди, сознающие за собой множество грехов, живущие с юности без веры, предаваясь различным страстям, пьянству и разврату, невоздержанию и роскоши, и впадая вследствие всего этого в пучину бед, приходят в отчаяние, которое рождается в них по причине гордости. Вскоре они совсем перестают думать о добродетели, и теряют всякую надежду, превращая свою жизнь в сплошную цепь грехов, и потому впадают в ещё более тяжкие несчастья. Ввиду этого, святые отцы, имеющие любовь и к таким людям, и желая отвести их от отчаяния, установили вспоминать эту притчу, вслед за первой, обнаруживая ею безмерное человеколюбие Божие, которое распространяется даже на великих грешников, и этим с корнем вырывая страсть отчаяния и восстанавливая их к попечению о добродетели. На примере этой притчи они явно показывают, что нет такого греха, который бы мог превозмочь Его человеколюбие.
Итак, два сына было у человека, т.е. у Богочеловека, у Бога-Слова: праведные и грешные. Старший сын всегда соблюдал заповеди Божии, и никогда не отступая от веры в Бога, пользовался всеми Его благами. Младший же возлюбил лёгкую и беззаботную жизнь, и, злоупотребляя Божиим человеколюбием, вместо того, чтобы находиться в единстве с Богом, предпочёл заниматься разными постыдными делами. Он зажил грешной жизнью: образ Божий в себе исказил и невинность не сохранил, и жил в своё удовольствие, исполняя желания лукавого демона, но в конце концов, оказался не способен удовлетворить даже своим обычным потребностям, впав в нужду. Грех - ненасытная вещь, так как он даёт лишь сиюминутное удовольствие, и не случайно Господь его премудро уподобляет рожкам . Рожки по началу кажутся приятными на вкус, а затем оказываются сухими и жёсткими, совершенно несъедобными, и даже ядовитыми, подобные свойства соединил в себе и грех.
Едва только очнулся неверующий, и понял, что по причине отсутствия добродетели, погибает, приходит к Отцу и говорит: «Отче! Согрешил я против Бога и перед Тобой и недостоин называться Твоим сыном». Тот же принимает его, не пристыжая, и не произнося нравоучений, но раскрывая Свои объятия и обнимая, показывает ему Свою Божественную и Отеческую любовь. И даёт ему новую одежду, что означает Святое Крещение, печатку, как печать дара Духа Святого и обручение Небесному Жениху. К этому ещё прочную обувь, чтобы бесплотные змеи и скорпионы не могли жалить стопы его, отступая при виде царских сапог, могущих с особенной силой разбивать главы демонов. Потом же с превеликой радостью Отец ради него закалывает и откормленного телёнка, Сына Своего Единородного, и даёт причаститься Его плоти и крови. Старший же сын, удивляясь бесчисленному милосердию Отца, говорит Ему завистливые и обидные слова. Бог же, любящий всякого человека, и этого сына Своего успокаивает и дружественно, тихими и кроткими словами говорит ему: «Ты всегда со мною и вместе с Отцом порадоваться должен и восторжествовать о том, что сын Мой меньший был прежде мёртв грехом, но теперь ожил, раскаявшись в своих бессмысленных поступках. Он, уже было погибший из-за того, что полюбил греховные удовольствия, пренебрёг общением с Богом, но вновь был найден Мною, ибо Я милосердствуя, пострадал ради него, и любя его, восстановил в своём звании».
Может эта притча, как к еврейскому народу, так и к нам, христианам, относиться. По этой причине она здесь святыми отцами и установлена: уничтожая, как было сказано, отчаяние и нерешительность приступить к добрым делам, она возбуждает покаяние, и поощряет к изменению своей жизни тех, кто согрешил подобно блудному сыну. Такое размышление есть для падших могучая помощь и является наилучшим оружием, которое может отгонять злые и лукавые помыслы - стрелы сатаны.
Человеколюбец, Христе Боже наш, имени Твоего ради, помилуй нас. Аминь.
Примечание.
Рожки – это стручки, шелуха, выжимки оливковых плодов, идущие на корм свиньям, отходы.
Свидетельство о публикации №216030801021