И снова про Лису. История бездомной собаки...

  Этот год оказался для нас с тобой приятным на события…Поездка в Крым, куда мы с тобой хотели отправиться давно. Новые знакомые, которые стали нашими друзьями. Здесь быстро сходишься с людьми, и многие это, прежде всего, отмечают. Побывав в Саках хотя бы однажды, испытываешь желание поездку к Чёрному морю повторить.

И вот середина лета, которую мы проводим вдали от большого и шумного города. Станция Думиничи – небольшой посёлок при районном центре. Глубинка Калужской области. Твоя малая родина рядом,  и потому нам близок этот уголок. Между нашими районами нет границы, лишь указатель у международной трассы говорит о названиях. Похожие поля и луга, ягоды и грибы делятся между жителями, даже одна и та же река объединяет наши районы. Смешанный лес из молодых и взрослых деревьев подбежал вплотную к дороге.  Позади большие и малые реки области, и мы всё ближе к цели нашей поездки. Мне понятна радость, с которой мы отправились с тобой в наше маленькое путешествие...Потому что и для меня такие поездки – встречи с малой родиной -  всегда тоже праздники. А для тебя в особенности: ты покинула родные места ребёнком.

В первый же день наведались в деревушку под названием «посёлок Марьинского завода», где прошла большая часть моей жизни… Вернее сказать, деревушка стала незаметной за последние годы, когда отсюда уехал последний местный житель, и посёлок ужался до нескольких домиков, где живут московские дачники. Приезжают на летний отдых, а поздно осенью уезжают в свои городские квартиры. Лес, который доставлял радость походами за грибами и ягодами, незаметно поглощает заброшенные территории с пустыми, полуразрушенными домами, становится малопроходимым. Поля и огороды, которые когда - то кормили, поросли бурьяном и кустарником. Тишина, которая вызывает грусть для тех, кто помнит рабочий посёлок другим.

Постояли у дома из четырёх квартир, вспомнились годы юности и молодости…Высокая трава, провалившиеся крыши, дом словно уходит в землю, только сад под окном напоминает, что здесь когда-то жили люди. Звучали детские голоса.

Похожую судьбу русских деревень можно встретить на каждом шагу. Поездка в десяток вёрст показалась нам вечностью, и мы вернулись в посёлок при железной дороге, где сохранился деревянный домик от родителей, куда мы перебрались в конце прошлого века, и в котором ещё долго будет теплиться жизнь. Увиденная картина запустения не отпускала меня несколько дней.

Посёлок при железной дороге на несколько тысяч жителей когда-то был «закрытым» для приезжих дачников, поскольку местные органы власти долго согревали себя надеждой, что сюда потянутся беженцы из бывших республик бывшего Союза с рабочими руками, но чуда не произошло. На улицах посёлка тоже стали оседать дачники. Большой бизнес так и не коснулся местной рыночной экономики,  жители заняты работой на железной дороге, в лесном хозяйстве, в средней школе, в училище, где готовят специалистов для  колхозов и совхозов, в торговле… Местных фермеров, имена которых известны в области, можно пересчитать по пальцам. Посёлок выжил и постепенно обретает цивилизованный вид; в дома пошёл природный газ. Но желающих приехать сюда и начать новую жизнь с нуля не находится, и потому встретить на улицах старый полуразрушенный дом – не редкость. Один из таких домов и «приглянулся» городской собаке по кличке Лиса.

В том, что животное оказалось здесь по вине городских дачников, сомнений не было. В первые дни нашего знакомства мы ещё заметили на ней приметы домашней ухоженности. «Болезнь» города настолько поразила местную природу, что грибники и охотники чаще стали встречать одичавших любимцев семьи, чем настоящих животных, которым по «закону» определено жить в дикой природе. Собаки быстро объединяются в стаи и набираются «опыта», чтобы выжить.

Лиса вела жизнь «отшельника», выбирая заброшенные дома, которые уже никто не покупал и не восстанавливал. Каким-то своим собачьим чутьём она, похоже, понимала, что в таких домах ей будет лучше.

 Длительным местом кормёжки для многих животных служил мясокомбинат, откуда выбрасывались кости. Без единой прожилки, без запаха мяса, они были похожи на сухие палки, но и в них было спасение. А потом и в этих отходах нашли полезность; кости стали перемалывать в муку. Вот тут по станции и пошёл слух, что кто-то осторожный и с опытом дикого зверя истребляет куриное поголовье.

Тот, кто знаком с сельской жизнью, поймёт, какая это беда. Сельчанин по-прежнему живёт трудно, а тут такие потери…В том, что разбойничает собака, сомнений не было; лиса, ястреб, ворона, сорока или хорь могли проникнуть на хозяйский двор только там, где дом стоит близко к лесу. А тут середина посёлка, шум железной дороги, магазины, дом культуры… Самое людное место! Значит, только собака! Но никто разбойника не видел.

Привычка набрасываться на пернатую живность присутствует в любой собаке, даже если она живёт с хозяином, но тут был другой случай: жертвы исчезали. А это означало, что собака голодна. Находили места, где собака проделывала подкоп под изгородь, где охотилась, устраивая лёжку, но таинственный охотник незаметно появлялся и также скрытно исчезал. Когда число загубленных куриных душ перевалило за несколько десятков, в посёлке забили тревогу. На стол районной ветлечебницы легли первые заявления от пострадавших, выезды на место ничто не прояснили. Обошли все пустующие дома, но и это не помогло. Куриная война обрастала всё новыми потерями, но ситуация не менялась. Стали поговаривать, что действуют не одна даже, а две похожие собаки… Но это только подливало масло в огонь…К разгадке тайны подключились охотники, милиция, прокуратура. Совершили обход по дворам, присмотрелись к местным собакам. И снова полная неопределённость.  О Лисе-собаке временно забыли…

Тот год был ранним на тепло, и мы к началу нового дачного сезона стали готовиться загодя. Старались всё продумать до мелочей, выбирали свободный день недели, проверяли старенькую легковую машину, и отправлялись в родительский домик. А собака, с которой нам предстояло познакомиться и дать новое имя, была занята своими проблемами. Она стала готовить логово под будущее гнездо, где должны были появиться щенки. Трудно сказать, собака стала впервые матерью или нет, но её история нас заинтересовала.

Узнав, что мы обнаружили бездомную собаку с  малышами в пустующем доме и даже дали ей кличку, о Лисе снова заговорили. Мы начали подкармливать мамашу с детьми, а «необъявленная война» продолжалась. Невидимый виновник действовал дерзко, несколько раз попадался на глаза, но в самый последний момент исчезал, расширяя свою охотничью территорию. На то, что Лиса теперь всегда накормлена, не обращали внимания. Она была теперь на виду, и это служило главным аргументом в её виновности за покушение на «частную собственность». Она теперь была доступна, её можно было отловить в любой день, но людей что-то сдерживало.

Хитрый и осторожный зверь легко преодолевал заборы, на что наша Лиса была неспособна. В нашей собаке и той, которая объявила людям «войну», просматривались различия…

Наша Лиса заметно поправилась, полиняла, в глазах собаки появилась уверенность, что её всё-таки оставят в покое. Знакомый охотник рассказал всем, что он однажды застал вторую, похожую собаку, у себя во дворе, внимательно проследил, куда она скрылась, перемахнув почти двухметровый забор из металлической сетки. Она напоминала сильного матёрого волка и никак не вписывалась в облик небольшой лисы, какой была наша собака. Группа местных охотников обшарила лес, но поиски ничего не дали...Одичавшее животное стало ещё осторожнее и хитрее. Лиса тем временем привыкла к нам, стала для нас постоянным гостем, щенки быстро подрастали. В конце лета мы расстались с собакой, а один из её малышей перебрался в город.

Работы по ремонту дома продолжались, и мы использовали любой удачный случай для встречи с Лисой. Даже в зимнее время. Собака может обходиться без еды недели, и наша Лиса выбиралась из нового места проживания в самые редкие моменты, когда жажда выжигала внутренности.

Так прошёл ещё один год. История собаки нас не отпускала…И вдруг Лиса пропала, нас встретила тишина. Завертелись тревожные мысли, вспомнилось, сколько радостных и волнующих моментов нам доставляли встречи…Её привязанность к нам…А глаза…Так могут смотреть только собаки. Бездомные, выброшенные на обочину жизни, став дикими, они продолжают верить человеку…Их травят, убивают, устраивают облавы, а они продолжают верить…В нашу доброту и сострадания...

История бездомной собаки стала забываться, мы старались найти оправдания для того, кто вынужден был пойти на усыпление. Но мы не могли согласиться с теми, кто обвинял нашу Лису во всех грехах.…Стать хозяином животного ещё недостаточно, надо ещё быть и человеком…А вот у многих этого не хватает.

И вдруг неожиданно для многих мы узнаём, что Лиса наша жива. Историю эту мне рассказала женщина, которая больше всего пострадала от набегов неизвестного хищника.

Зима этого года выдалась холодной, с трескучими морозами. Снега наметало под самые окна. Собака решила окончательно прибиться к человеку. Но в других дворах постоянно звучал собачий лай, и Лиса эти дома обходила стороной. Однажды её внимание привлёк дымок из трубы дома, который ещё недавно казался нежилым.  Измученная голодом и холодом,  Лиса замедлила бег, прислушалась. Во дворе было по-прежнему тихо. Постояв перед калиткой несколько минут, собака уходила на прежнее место проживания. И вот в один из солнечных дней глаза животного и хозяйки дома встретились. Лиса с большой осторожностью взяла корм из рук постороннего человека. Что двигало ей в эти минуты? Всё тот же голод? А может, в глазах одинокой женщины она смогла прочитать то, что когда –то чувствовала в нашем внимании к ней? Я не исключаю и эту возможность, собаки, по вине человека оказавшиеся на улице, вынуждены учиться многому. Меня заинтересовала судьба теперь не только собаки, но и женщины, которая стала для неё новой хозяйкой.

Мария Александровна двадцатилетней девушкой оказалась в Прибалтике. С дипломом биолога и химика она быстро нашла работу. Вышла замуж за российского парня, который проходил здесь действительную службу. Квартиру молодая семья получила в старинном доме, который когда-то принадлежал известному в Риге человеку. Поговаривали, что бывший хозяин покинул республику незадолго до того, как Латвия вошла в состав бывшего Советского Союза. Никто тогда не мог предположить, что наступят времена, и на многие дома и квартиры найдутся хозяева. Так женщина оказалась в посёлке при железной дороге...

История Лисы, тысячи бездомных собак по городам...А ведь жестокость к животному - это прямой путь к отношению между людьми.

…Макушка лета. Всё живое изнывает от зноя, но наш деревенский домик служит для нас надёжным укрытием. Дождь – крайне редкое явление. Прогремели первые грозы, на которые бывает щедрым месяц середины лета. Вечерние часы радуют. В деревне всё воспринимаешь по-другому, чем в большом городе. С утра в наших окнах слышатся птичьи голоса. Чаще всего это ласточки, которые уже вывели потомство, и теперь  молодёжь и взрослых птиц видишь вместе. Наша Жиздра напоминает маленький городок: машины, палатки, купающиеся. Мы с тобой тоже не удержались. И снова десятки новых фотоснимков. Мы хотим запомнить эту поездку, это лето, которое мы впервые проводим в деревне вместе. Ещё недавно я писал тебе письма с деревенскими зарисовками. А теперь ты наблюдаешь эти картинки сама. Солнце в минуты восхода и заката, вид утренней росы, разбросанной по траве разноцветными брызгами каких-то сказочных драгоценных камней. Шум ветра за окном, щебет пернатых, ощущение от соприкосновения загоревшего тела с прохладой текущей реки, которое трудно передать словами. Я смотрю на тебя в эти минуты, в твои глаза, беру твои руки в свои….Просыпаясь ночами, я любуюсь тобой. В открытое окно врывается свежий ветерок, ты ощущаешь на своём лице его прикосновение и улыбаешься…Загоревшая рука лежит сверх одеяла...Сколько раз эти руки ласкали меня!!! Я так люблю тебя!!!

…Многое-многое впервые.

…Деревенский дымок от костра, запах печёной картошки и свежескошенной травы…Вдыхаешь их с особым чувством. На зелёной луговине резвятся две собаки. Одна из них напоминает нам Лису. На нас смотрят умные глаза Мухтара, какими они были у матери-собаки. И самое важное событие – история собаки, которая всё-таки удачно завершилась...

  P.S. На фотографии Мухтар,один из щенков Лисы..


Рецензии
Благодарю Вас!
Мне очень понравились истории о Лисе и Ваших домашних животных:)
С уважением, с пожеланием дальнейшего успеха в творчестве и с искренней доброжелательностью, Надежда.

Нануля   25.05.2016 06:29     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и добрые пожелания! Как же интересно наблюдать за ними! И ведь всё понимают: что на них смотрят, разговаривают с ними, только что не скажут на нашем языке...Удачи Вам!

Геннадий Никишин   25.05.2016 10:33   Заявить о нарушении
В нашей семье всегда есть разные животные. Сейчас живёт собачка и попугай. Три месяца назад похоронили свою собачку, а теперь взяли щенка. Живём в деревне и подкармливаем четырёх собак.
У меня есть несколько миниатюр и стихотворений о собаках ,которые подарили нам свою любовь и преданность.
С уважением и пожеланием всяческих благ Вам и Вашим родным, Надежда.

Нануля   25.05.2016 13:38   Заявить о нарушении