Мясопустная родительская суббота

  Во Вселенскую родительскую мясопустную субботу.

    Св.отцы Церкви положили за правило совершать в этот день поминовение всех от века скончавшихся верующих людей по следующей причине. Нередко на чужбине случалось так, что верующие подвергались внезапной кончине: в море и непроходимых горах, стремительных реках и ущельях, кого-то настигала смерть в бедствиях и голоде, кого-то в пожарах и во льдах, в сраженьях и в стуже. Некоторые из них умирали ещё какою-то иною смертью, есть также бездомные и бедные и ещё много других, кто по воле случая не сподобились положенных отпевания и панихиды. Св. отцы, движимые любовью ко всем людям, постановили вселенской Церкви совершать их общее всех поминовение в этот день памяти. Приняв от святых апостолов, что все, по кому судьба не позволила по разным причинам совершить отпевание, поминаются сегодня общим поминовением. Этим св.отцы показывают, что совершаемое заупокойное моление доставляет усопшим большую пользу.

    Это есть первое побуждение, по которому Церковь совершает заупокойную службу по усопшим. Во-вторых, поскольку назавтра св.отцы собираются вспоминать второе пришествие Христово, то согласно этому накануне устанавливают память усопшим, умилостивляя Грозного и Неподкупного Судью проявить к тем Свою обычную любовь и удостоить обещанного духовного блаженства. Кроме того, святые, имея желание в следующую неделю Адамово изгнание из рая изъяснить, предварительно размышляют о смерти, упокоении, и кончине всего, чтобы это размышление стало, как бы исхождением из самого начала. Св.отцы напоминанием о том, что всем пожившим на земле людям будет испытание от Неподкупного Судьи, и на примере внезапно умерших, показывая хрупкость человеческой жизни, смогут легко настроить нас на подвиги поста. По субботам всегда поминаем усопших, так как суббота означает по-еврейски «упокоение». То есть, о умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих дел, совершаем заупокойное моление в день покоя, каковая традиция утвердилась на всякую субботу, тогда как сегодня совершаем Вселенское поминовение всех верующих. Св.отцы, зная, что совершаемые во имя усопших дела благотворительности и заупокойные моления, подают тем великую пользу и отпущение грехов, побуждают Церковь делать это, приняв сию заповедь от св.апостолов, как об этом говорит и св.Дионисий Ареопагит.

    Кроме того, важность заупокойных молений известна и от многих других св.отцов. Например, из жития св.Макария Великого, который однажды молился в склепе, и спросил череп языческого жреца: «Имеют ли когда находящиеся во аде хоть какое-то чувство утешения? – А тот ему отвечал, говоря: многое мы имеем облегчение, когда ты молишься за нас, отче!». Произошло же это, когда св.Макарий молился Богу, желая узнать, бывает ли какая польза прежде преставившимся, от творимых за них молитв. Папа Римский Григорий Двоеслов молитвою избавил царя Траяна, хоть и услышал от Бога, чтоб никогда впредь ему о неверующем не молиться . Также история говорит о том, что святая царица Феодора избавила от мучений и спасла своего мужа, византийского императора Феофила иконоборца тем, что упросила святых мужей и исповедников, молиться за усопшего супруга. Григорий Богослов в надгробном слове на смерть брата Кесария, похваляет как доброе дело, совершать подаяния за усопших. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на послание ап. Павла к Филиппийцам так говорит: «Подумаем,  чем помочь усопшим, и сотворим соответствующую помощь: милостыни, молитвы и приношения, ибо эти дела приносят им великую пользу и отраду, и рождают благодарение. Не случайно, не вдруг это стало церковным правилом, а было передано Божией Церкви от Христовых учеников: во время Божественной Литургии, при освящении Тела и Крови Христовых совершать священнику поминовение об усопших с верою». И ещё добавляет: «в твоём заупокойном помяннике помимо твоих детей и родственников, да будет и имя судьи , не оставляй также без поминовения и нищих, и я вместе с вами буду молиться за таких».

    А вот что говорит св.Афанасий Великий: «если даже скончавшийся верующий разложился в воздух, не отказывайся у места его кончины лампады и свечи зажигать, молясь Богу о упокоении, ибо всё это угодно Ему, и много воздастся тому, кого будут так поминать. Если умерший был грешником, то сможешь помочь ему получить прощение прегрешений, если же был праведником, то увеличишь его награду. Если кто-то окажется странником или бездетным, и не найдётся, кто-бы помянул такого, то Праведный Бог, любящий человека, воздаст такую же милость и этим людям за добродетель нестяжания и смирения. А кто поминает таких, будет вознаграждён, потому что являет этим заботу о спасении ближнего. Тот, который молится за душу усопшего, подобен тем людям, которые помазывают этого усопшего благовонным миром, ибо такой, прежде всего, сам благоухает, так как  в таковых делах и заключаются заповеди Божии. А те, кто не исполняет эту заповедь Церкви  об усопших, будет отвечать на Суде Божьем». Как наставляют нас св.отцы Церкви, всё, что совершается за усопших, приносит им пользу, пока не случилось второе пришествие Христово, особенно в том случае, если хотя бы какое-то малое доброе дело сотворили они, когда жили на земле. Даже если Св.Писание и говорит о том, на Страшном Суде останется некий долг у человека, ничто не сможет превозмочь любовь Божию к нему. Ибо если и окажется, что поровну сделал человек добра и зла, то победит Человеколюбие Божие, и даже если вдруг окажется, что количество прегрешений несколько перетягивает чашу, то и это преодолеет любовь.

    Да будет известно, что там познают все друг друга сокровенным, истинным знанием, узнают и тех, кого видели, и тех, кого никогда не видели (как говорит Иоанн Златоуст, разъясняя притчу о богатом и Лазаре). Однако увидят они это не телесными очами, ибо в будущем все будут иметь как бы одинаковый вид и возраст, не имея родовых особенностей, но примут познание всего по своей сущности, увидят всё глазами души, как и Григорий Богослов говорит в речи над гробом Кесария: «Тогда увижу Кесария светлым, в сияющей славе, каким образом много раз ты во сне являлся ко мне, брат мой, возлюбленный». Св.Афанасий Великий, хотя и не говорит подобного в речах к градоправителю Антиоху, но, зато, в слове об усопших сказал так: «До всеобщего воскресения дана радость святым познавать и видеть друг друга духовными очами, общаться и вместе веселиться; грешные же этого лишены. Святым же мученикам дано знать происходящее на земле (и помогать живущим). Тогда все друг друга познают, поскольку тайные дела людей станут явными и всем известными».
 
    Да будет известно и то, что ныне души святых находятся в местах освященных, а души грешных в местах иных: первые – предчувствуя Бога, имеют радостную надежду на будущее, а вторые (озлобленные на Бога и весь мир) - терзаются, ожидая предстоящие вечные страдания. «Все святые, свидетельствованные в вере не получили ещё обещанного Царства Божия, а только предвкушают его,- как говорит ап.Павел,- потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства » (Евр.11,13).

    Подобает нам знать и то, что не все, погибающие в горных ущельях и пожарах, тонущие в море и погибающие вследствие иных, так называемых несчастных случаев, а также умирающие от холода и голода, получают эти страдания, как наказание от Бога. Но всё это устраивает Промысел Божий: одни случаи происходят по доброй воле Божией, а другие - по попущению, иные же совершаются для исправления человека и в назидание другим. Евангелие говорит, что без воли Божией даже птица на землю упасть не может, ибо изначально всё наперёд знает и ведает Бог и всё по Его воле бывает. Однако не желает Бог, чтобы гибель человека совершалась именно так, кроме некоторых случаев, может быть, чтобы кто-то утонул, а кто-то был убитым, кто-то в старости, а кто-то молодым. Но однажды определил Бог, как знает, каждому человеку своё время жизни, и положил разные виды смертей (которые бывают в тех или иных обстоятельствах и эпохах).

     Итак, не было изначально Богом так повелено (не была судьба человека заранее предрешена), но соответственно образу жизни каждого человека, Промысел Божий и время и обстоятельства смерти его назначает. И хотя, как говорит Василий Великий, определено Богом каждому человеку своё время жизни, но он здесь намекает не на предопределение времени и обстоятельств смерти, а на библейские слова: «прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3,19). И как пишет апостол Павел в послании к Коринфянам: «из-за того, что недостойно причащаетесь Тела и Крови Господней, многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11,30). И царь Давид говорит в Псалтыри: «Боже мой! Не возьми меня в половине дней моих» (Пс.101,25), и ещё «Ты дал мне дни, как пяди» (Пс.38,6). И царь Соломон: «сын! Чти отца твоего и мать, и будешь тогда долголетен на земле» (Исх.20,12), и ещё: «да не погибнешь раньше времени». И в книге Иова говорит Бог к Елифазу: «Я истребил бы вас, да не истреблю ради раба Моего Иова» (Иов, 42,7,8). Эти высказывания ясно показывают нам, что не положен предел для жизни.  А можно и так сказать: предел жизни усматриваю в воле Божией: кому хочет, добавляет лет жизни, а другому – отнимает, всё к пользе каждого устраивая, и когда решит Бог, что созрел человек для перехода в вечную жизнь, либо по иным, Ему ведомым причинам, то назначает ему и время смерти и способ её. «Предел жизни каждого человека зависит,- как говорит св.Афанасий Великий,- от Воли и Совета Божественной Троицы, но, премудро устраивающий судьбы людей, Христе Боже, исцеляешь нас, больных грехом». Или, как сказал Василий Великий: «смерть происходит для того, чтобы положить предел жизни, количество же лет находится в воле Божией». Но это не означает предопределения, непреодолимой судьбы, рока, а иначе, зачем бы мы молились Богу о здравии, и призывали врачей для лечения, и молились за детей?

    Кроме того, необходимо сказать и о том, что крещеные младенцы попадают в Царство Божие, а некрещеные и инородные не идут ни в рай, ни в ад. Когда душа выходит из тела, то уже больше ни о чём земном не может заботиться, но только думает о духовном, небесном. Творим поминовение усопших в третий день, по той причине, что в этот день человек изменяет свой вид, т.е., это день начала разложения тела. В девятый день всё тело превращается в гноящуюся, растекающуюся массу, а сохраняется лишь сердце, а в сороковой день и само сердце погибает. И рождение человека таким же образом происходит: в третий день образуется сердце , в девятый день составляется плоть, которая в сороковой день принимает вид человеческого тела. (По этой причине и совершаем в эти дни поминовение усопших). В селениях праведных души прежде почивших всели, Владыко Христе, и помилуй, ибо Ты Один Бессмертен. Аминь.

            Примечания.

            Траян же хоть и был высокоморальным императором, не признавал христиан, и устраивал на них гонения.

           Судья не застрахован от судейских ошибок и нуждается в молитве за него.

          Во время второго пришествия Христова, вся полнота Царства Божия откроется одновременно для всех людей, живших когда либо. Также, к будущей жизни будет причастен цельный человек, а не только его душа.

          Последний абзац - довольно сложный для понимания. "В третий день образуется сердце". Видимо, здесь имеется в виду то, что в этот день закладывается основа будущего психофизического организма.


Рецензии