Неделя мясопустная

В последнюю неделю мясоедения.

    Сегодня вспоминаем о дне грядущего Второго и страшного пришествия Христова. Св.отцы установили этот праздник после изъяснения первых двух притч по той причине, чтобы кто, узнав о любви Божией к человеку, не начал жить нерадиво, говоря: хочу успеть насладиться грехом, прежде, чем начну вести праведную жизнь, ибо милосерден Бог. Итак, напоминание Страшного суда здесь установлено для того, чтобы ленивых и мало помышляющих о добродетели, возбудить совершать своё спасение, не надеясь только на Божие человеколюбие. Но, помня и ожидая смерти и будущих мучений грешников, они должны понимать, что половина спасения зависит от дел самого человека.

    Подобно тому, как души усопших переходят в загробный, духовный мир, к нам вперёд должен прийти Судья; и подобно тому, как второе пришествие Христа положит конец этому миру и прежнему образу жизни, так и настоящий день заканчивает период праздников в церковной жизни перед Великим постом. С намерением, в будущую неделю изложить сотворение мира, и само изгнание Адама из рая, в настоящий день, св.отцы напоминают о последних днях, и о кончине самого мира. Ввиду того, что вспоминаем сегодня страшный день, Церковь начинает период, исключающий употребление мяса и объедения, период сокращения количества потребляемой пищи. Напротив, мы вспоминаем сегодня, что призваны накормить ближнего. И потому ещё здесь установлено воздержание до Пасхи от мяса, что вкусив запрещенного плода, мы были изгнаны из Эдема (о чём вспоминается на следующей неделе), попав под суд (т.е. под закон) и проклятие, (и останемся изгнанниками до тех пор), покуда Христос не придёт вторично, и вновь не введёт нас в рай.

    Во второе пришествие Христос, как и в первое, придёт в Своём человеческом теле, но не тайно, и не скрывая Свою Божественную природу, а сойдёт с Неба в сиянии славы, с великими необычайными чудесами, и познан будет всеми: что это и есть Тот, кто приходил в первый раз, и Который спас человеческий род, и идёт вновь, теперь уже для того, чтобы произвести суд, ибо должны исполниться данные Им обетования. Однако, когда будет это пришествие никто не знает, Господь утаил этот день даже от апостолов. Но известно, что произойдут предварительно некоторые знамения, о чём иные святые написали пространные трактаты.
 
    Говорят, что пришествие Его будет по истечении семи тысяч лет. А прежде Его пришествия должен прийти антихрист, который родится, как говорит св.Ипполит Римский, от блудницы, выдающий себя за девственницу, еврейки, из колена Данова, который был сыном патриарха Иакова. Он будет вести такой образ жизни, которым во всём будет стараться уподобиться Христу, и чудеса совершит, сколько и Христос совершал, и мёртвых воскресит. Однако, все его действия будут призрачны (имитацией, иллюзией), и тогда откроется сын погибели (как говорит Евангелие), со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. Однако это не сам диавол воплотится, как говорит св.Иоанн Дамаскин, но человек, зачатый во внебрачной связи, получит всю силу сатаны, и внезапно возвысится, при этом перед всеми покажется, как добрый и заботливый, и всех обольстит. И будет тогда великий голод, и насытит антихрист народ, и будет казаться, как живущий по Божиим заповедям, и пост соблюдать, и избран будет человечеством царём над всем миром. Евреи же назовут его своим мессией, он придёт в Иерусалим, и восстановит их храм. За семь лет до этого, как говорит пророк Даниил, придут Енох и Илия, и будут проповедовать людям, чтобы не принимали сего человека, но тот схватит их, и замучив, обезглавит. Оставшиеся верными Христу убегут из городов, но он будет прельщать их (находящихся в тяжелейших условиях жизни), и демоны будут искушать их. Хотя ради святых и сократятся те семь лет, однако будет продолжаться великий голод, и будут разные природные катастрофы и катаклизмы, так что уже будет казаться, что вскоре всё погибнет.

    После этого будет Господне пришествие, внезапно, подобно явлению молнии с неба, которое предварит знамение Креста, и всё, что в этом мире недостойно Царства Божьего, сгорит в пламени очистительного огня. Антихрист же и его слуги будут схвачены, и брошены в огонь вечный. А когда вострубят ангелы, то воскреснут все, жившие когда-либо люди, каким бы образом кто не погиб, и соберутся в Иерусалим, ибо тот есть сердце мира (это прообраз Царства Божия). И там будет произведён суд для всех, воскресших в новых телах, и преобразившихся в нетление, и имеющих совершенный вид, и сами стихии (примут благодать Божию) и возвратятся к гармонии. И в один момент, по слову Божию, откроется, где праведные и где грешные, и разлучатся друг от друга. И делавшие добрые дела, наследуют вечную жизнь с Господом, а грешные пойдут в вечную муку, и никогда им не будет покоя.

    Когда же будет определяться достоинство людей, то не будет Христос спрашивать, кто постился, кто оставался нищим, кто творил чудеса, хотя и это всё хорошо, но много лучше этого поступали те, кто проявлял любовь к ближнему и сострадание. Напомнит тогда праведным и грешным шесть сих заповедей: «Я был голодным, и вы дали Мне есть, Я жаждал и вы напоили Меня, ночлега не имел и вы впустили Меня, замерзал, и вы одели Меня, был болен, и вы навестили Меня, был в тюрьме, и вы не отреклись Меня, хотя вы это сотворили людям, которые ничего не значат в глазах мира сего, но Я вменю это так, как будто вы Мне Самому оказали милость» (Мф.35,36), кто как смог по своим талантам, в меру своих сил. Тогда всякий признает, что в Господе Иисусе Христе прославился Бог Отец.

    Итак, муки, о которых Евангелие возвещает, таковы: «там будет плач и скрежет зубов, и черви будут их вечно глодать, и огонь их вечно жечь, и брошены будут во тьму, и окажутся по ту сторону света» (Мф.8,12; 25,30). Все эти иносказания, ясно уразумев Церковь Божия, истолковывает следующим образом: Царство Небесное и сладость его, означает - постоянное святых с Богом пребывание, просвещение и сияние их человеческого естества (Духом Святым), а также бесконечное их совершенствование. Мучение же и тьма, означает - удаление от Бога и бесконечная мука совести (также - опустошение души) за то, что они через забвение нравственного закона и ведение скотоподобной жизни, лишились сияния славы и звания истинных детей Божиих.
 
    Человеколюбец, Христе Боже наш, сопричти нас стоящим по правую Твою руку, и призови нас, как возлюбленных Твоих детей, и помилуй нас. Аминь.


Рецензии