Прогулки по ярославлю. территория спасо-преображен

Между посещениями музеев, гуляем по территории монастыря, осматривая окрестности.
 

Монастырь неоднократно перестраивался. В 1788 году в третий день июля (по другим данным – 29 мая) именным высочайшим указом, данным генерал-губернатору Ярославскому и Вологодскому Алексею Петровичу Мельгунову, велено было упразднить Спасский монастырь в Ярославле, обратив оный в дом архиепископский. Вскоре началась перепланирование всей территории бывшего монастыря. Были снесены старые сооружения, на месте которых построили новые. На территории монастыря появились новые сады, цветники, оранжереи. Образовались как бы два двора: архиерейский и семинарский. В 1747 году, там, где сейчас располагается исторический отдел, было открыто переведенное в Ярославль из Ростова училище. Границей служила небольшая каменная стена, шедшая от Собора к воротам на современной площади Богоявления. Для удобства новых обитателей и их гостей были устроены крытые переходы. Для нужд архиерейского дома возвели новые и переоборудовали старые жилые и хозяйственные постройки.
Нынешний архитектурный ансамбль сложился в конце XIX века. Какие-либо таблички с описанием исторического характера зданий, отсутствуют, дабы праздношатающиеся граждане, не дай Бог, не узнали лишнего. В туристическом центре города, входящего в Золотое Кольцо России, без сомнения именно так и следует поступать.
Монастырская территория небольшая, зданий мало, все они расположены вокруг архитектурного центра монастыря: Соборной площади. Войдя в Святые Ворота сразу открывается вид на Звонницу. Чуть дальше расположена Церковь Ярославских Чудотворцев и Спасо-Преображенский Собор.
В стене, тянущейся от Святых Ворот к Богоявленской башне, расположены сувенирные лавки. В противоположную сторону тянется Семинарский корпус, представляющий собой одно целое со стеной.



Вид на Святые Ворота со стороны Звонницы и Семинарского корпуса. Прямо – арочная стена, ограждающая «захаб» - открытый дворик перед входом, где в случае прорыва неприятеля, он будет локализован и сконцентрирован для его наилучшего уничтожения. Старая «боевая» стена была разобрана за ветхостью в 1779 году, а новую построили уже не столько с боевой, сколько с декоративной целью, оставляя престижную составляющую, ибо она была построена в виде триумфальной арки. Теперь въезжающий в монастырь видел себя почетным гостем, приобщаясь к монастырской славе.
Справа – первый ярус Звонницы, а слева – Семинарский корпус, возведенный в XVII веке.


 

Вид на Святые Ворота со стороны внутренней территории монастыря. Арочная стена, ограждающая открытый дворик – захаб. Над Святыми Воротами – Введенская Церковь. За  березой – поднимается Дозорная Башня.
За столетия своего существования Святые Ворота многократно переделывались. Перед началом реставрации они представляли собой трехъярусное сооружение с большими окнами в третьем ярусе. В стене, разделяющей проезды, была скрыта лестница в палатку, расположенная в промежуточном ярусе над малым проездом. В этом же ярусе имелась и другая палатка с окном на север. Вход в нее был с западного фасада по наружной деревянной лестнице.
В нижней части восточной стены главного проезда видны две двери: одна ведет в маленькую сводчатую палатку, расположенную в северо-восточном углу башни, другая – в нижнюю камеру дозорной вышки, откуда начиналась проходная шахта часовых гирь. Оба помещения темные, без окон.
В 1624 году монастырь купил старые часы мастера Христофора Галовея, со Спасской башни Московского Кремля до ее перестройки. Как нетрудно догадаться, уступил часы Ярославлю царь Михаил Федорович. Дозорная башня была переоборудована для установки этих часов, в частности, для гирь часового механизма на всю высоту башни устроили специальный колодец. В начале XIX века часы были перенесены на Звонницу.
Впереди Святых Ворот, отодвинутых внутрь монастыря на некоторое расстояние от существующей теперь монастырской стены, находился открытый дворик – захаб. Он был окружен с трех сторон стенами, сообщавшимися как с боевой площадкой ворот, так и со стенами ограды. Наружные въездные ворота в захаб сделаны с восточной стороны. Как и у водяных ворот, в нижнем ярусе были устроены бойницы для обстрела внутреннего пространства захаба на случай, если бы враг смог прорваться в него через наружные ворота. Южная стена захаба обветшала, и в 1779 году ее разобрали, а сам дворик захаба укоротили и оградили новой стеной с въездными воротами с юга, обработанными наподобие триумфальной арки.

 

Вид со стороны Звонницы на Святые Ворота. Вдали видна Дозорная Вышка,
Ближе уходящая ввысь Звонница.



На Монастырской Площади установлены макеты колоколов Звонницы. Можно подойти и позвонить.
Огибаем Спасо-Преображенский Собор и выходим на сплошной ряд Келейного Корпуса, который делит монастырскую территорию на два неравных двора.
Келейный корпус был возведен в 1670 – 1690 гг. на месте прежней восточной стены монастыря, которая была перенесена на бывшие городские укрепления. В годы советской власти в 1920 гг. Келейный Корпус был приспособлен под жилье  «с населением в 150 рабочих и служащих разных учреждений». Расселены люди из монастырских покоев XVII  века были лишь в 1950 г, когда начал создаваться Ярославский музей-заповедник.  В настоящее время в Келейном корпусе находятся музей Древнерусского искусства и фонды Краеведческого музея.
Состояние стен далеко от идеального: штукатурка осыпается, кирпич на колоннаде порталов выщерблен. Зданию требуется косметический ремонт. Убожество всегда откладывает негативный отпечаток на восприятие исторического наследия. Нехватка средств? Как можно уважать себя, свой народ, видя разрушающиеся исторические памятники? Так закладывается сначала комплекс исторической неполноценности, а следом и комплекс неполноценности государственной.

 

Никакая ядреная бомба не спасет государство, чей народ поражен неверием в собственную значимость, преклоняющийся перед «Великими Цивилизациями» востока и запада. Памятники исторического наследия – оружие не менее мощное, чем ракеты и танки. Можно проиграть сражение на земле, но коль скоро не проиграно духовное сражение, народ возродит государство, а если нет… Где Византия? Согдиана? Бактрия? Петра и Пальмира? Ветер заносит руины древних городов.  А мы сами превращаем свои города в руины.


 

 

 

К келейному корпусу примыкает Дом Ризничего. Рядом Ризница, где когда-то хранились Сокровища Ярославской Церкви. Построенная в XIX веке, она не выпадает из архитектурного ансамбля века XVII, хотя классическая колоннада напоминает о вкусах людей более позднего времени.
После жестокого подавления Ярославского восстания летом 1918 года Спасский монастырь понес огромный урон и был передан ГосКомХозу. На его территории еще продолжали жить три монаха, хранителя ценностей ризницы. Можно предположить, что жили они в Доме Ризничего. Спасти монастырь от разграбления они, конечно же, не могли. Современники отмечали, что в его знаменитую библиотеку, в которой в 1795 году был найден список «Слова о полку Игореве» «ходили приезжие любители старины без охраны,  и много книг было расхищено». В 1922 году сокровища ризницы были уничтожены под лицемерным лозунгом «помощи голодающим». Золотые и серебряные предметы культа, представляющие несомненную художественную и историческую ценность, были переплавлены, как лом, а драгоценные камни ссыпались на вес. Остатки ярославских сокровищ сейчас можно увидеть на посвященной им выставке.



 

Вдали, за деревьями, видна Угличская башня, построенная в 1635 – 1646 годах. Башня изначально строилась, как проездная, она принадлежала и монастырю, и городу, ибо в ней располагались городские ворота. Монастырь прирезал себе кусок городской земли, пользуясь расположением Царя Михаила Федоровича, несмотря на протесты горожан. Но царским указом городские укрепления слились с монастырскими, впрочем, монастырь обязался возвести их за собственный счет. 
 

Попасть на хозяйственный двор можно через арку. На хозяйственном дворе вплотную к Восточной стене расположен туалет. Внутри – весьма оригинальное оформление. Чисто, уютно, но за деньги. Так же можно полюбоваться восстановленной крепостной стеной XVI  века с арочными сводами и крытой галереей.


 

Вид со стороны монастыря на Восточную стену.
Восточная стена была построена в 60-е года XVII века на месте городского земляного вала, именуемого в описях «Большой осыпью».  Видны аркады, поддерживающие боевой ход: галерею, с внешней стороны защищенную зубцами, а с внутренней – перекрытую деревянной крышей, которая укрывала защитников от навесного огня врага. Во время боя защитники стен могли стрелять из-за зубцов в наступающих и поливать их кипятком в варом.
 

В настоящее время ход на стену закрыт, а было бы интересно пройтись по боевой галерее.

 

 

Вид на аркаду восточной стены.

 

Вид на Угличскую башню со стороны Ризницы.
 


Возвращаемся на Соборную площадь.
Вид на Келейный корпус со стороны Дома Ризничего.

 

Памятный знак Копейка.
Монумент был торжественно открыт 26 июля 2013 года. Памятник создан по инициативе Ярославской торгово-промышленной палаты. Он представляет собой увеличенную копию монеты 1612 года, повторяющую овальную форму и рельеф оригинала. С одной стороны копейки изображен всадник с копьем, с другой – расположена надпись с именем Федора Ивановича, последнего русского царя из династии Рюриковичей. Знаки на денежной единице указывают на то, что монета изготовлена в Ярославле.  Копейка установлена на основании в виде копии зубчика Кремлевской стены, что символически указывает на ее особую роль в деле освобождения Москвы от польских интервентов.
С марта по июль 1612 года в Ярославле был открыт временный монетный двор, начавший чеканить собственную монету, что легитимизировало ополчение Минина и Пожарского, как представителей законной власти. Копейка чеканилась из серебра, имела размер 19 х 14 мм. и весила около 0,5 г. Это была важнейшая денежная единица, обеспеченная драгоценным металлом, которая шла на содержание народного ополчения. Да, без денег война против поляков была обречена на неудачу, и восстановление  государства было профинансировано национальной элитой.


 


Гуляем по Соборной площади.
Угличская башня. Вдали, за Восточной Стеной – луковки Церкви Богоявления.



 

Вид с галереи Спасо-Преображенского Собора на Угличскую башню.
Под сводами галереи уложены древние надгробия белого известняка. Всего четыре. Где они были найдены – загадка, как и то, что означают надписи и странные орнаменты.

 

Кто  читает по древне-русски, может прочесть эпитафию.
 
 
Странный орнамент. Ни разу ни христианский. По периметру: спирально-ленточный узор. Ленточка со спиральным орнаментом поднимается от фундамента вверх (отколото), ее венчает лучистый круг, от которого в обе стороны идут полоски, заполненные ромбическим узором. Вверху – полукруг, заполненный спирально-ленточным орнаментом. Пустое место оставлено под эпитафию. Кому молились наши предки? 
 
  Вариант того же орнамента с эпитафией. Спирально-ленточная композиция, скорее всего, символизирует ход Солнца по Небу. Верхний полукруг с лучистым шариком, окруженный спирально-волновым орнаментом – Солнце в зените. Нижний диск с таким же лучистым шариком, окруженный таким же спирально-волновым орнаментом, должно быть заходящее \ восходящее Солнце. Но почему показан сходящийся\расходящийся путь? Ничего просто так древние не рисовали, тем более на надгробиях.
Спирально-ленточный орнамент парадоксально напоминает орнамент трипольских сосудов, который потом перетек в орнамент Древнего Египта. Да-да, я в курсе, что  тем орнаментам пять тысяч лет, и о них забыли за пару тысячелетий до появления Руси, как государства, так что нет никаких ни генетических, ни культурных связей. Или они есть?
 

Надпись-эпитафия, окруженная орнаментом. Кому пришла в голову кощунственная мысль положить на надгробие рекламный указатель?

 

Хозяйственные постройки на фоне Восточной стены. Опять убожество, царапающее глаз. Богоявленский Собор возносит главки-луковички к небу.



 
Вид на Михайловскую Башню со стороны Келейного корпуса.
Возвращаемся на Соборную Площадь. Параллельно стене расположены Трапезная палата с  Церковью Рождества Христова и настоятельскими покоями.

 

Трапезная палата является наиболее древним зданием на территории обители. Образцом для строительства явилась Грановитая Палата Московского Кремля, что неудивительно, ибо Ярославль – это вторая столица Руси XVI века, как это повсему выходит.
Это здание типично для XVI века. Первый этаж конструктивно повторяет второй. Здесь находилась поварня. В средней части Трапезной палаты расположен огромный зал, перекрытый системой парусных сводов, которые в центре опираются на четырехгранный массивный столп. Зал предназначался для трапез монастырской братии и торжественных приемов высоких гостей, таких как Великий Князь Василий III или Царь Иван IV. Стены и своды трапезной были богато украшены фресками, об их судьбе в настоящее время сведений нет.
По уровню комфорта Трапезная была оборудована по последнему слову тогдашнего домостроения: ее помещения имели отопление от кухонных печей – через специальные отдушины от очага. Приготовленные блюда подавали через специальные люки прямо из поварни. Помимо кухни на нижнем этаже располагались квасоварня, хлебная, различные кладовые.
На втором этаже также располагались жилые покои настоятеля, где в 1613 и в 1620 годах останавливался царь Михаил Федорович.
К Трапезной примыкает Христорождественнская (Воскресенкая, Большая крестовая) Церковь. В XVI веке она представляла собой небольшой одноглавый четырехстолпный храм, поднятый на высоком подклете. В этой Церкви проходили ежедневные богослужения, посколько в Спасо-Преображенский Собор был предназначен для праздничных торжественных служб.
Изначально Церковь была посвящена Рождеству Христову, в 1809 году ее переосвятили в Воскресенскую и перестроили. В XIX  веке Церковь стала домовым храмом при пристроенных к зданию Трапезной Палаты Архиерейских покоях. В 1918 году после обстрела в ходе подавления Ярославского восстания Церковь сгорела.
Сейчас здания отреставрированы. Первый ярус Трапезной палаты занят экспозицией «Слово о полку Игореве», на втором расположены служебные помещения музея-заповедника. Понятно, что других мыслей использовать исторические интерьеры, в которых трапезовали Русские Государи кроме как запереть их для служебного пользования, не имеется.
К медведице Маше мы не пошли. Все равно она спит.

Смотреть фотки: http://galina-baeva.livejournal.com/10725.html


Рецензии