Примитивизация сценариев теленовелл

Можно ли создать «долгоиграющий» телесериал высокого качества? Можно. И такие примеры есть. В основном, бразильские, - телекомпания «Глобо» раньше производила лучшие образцы в этом жанре. Несравнимые с продукцией других стран. К примеру, «Полнолуние любви», «Жестокий ангел», «Моя любовь, моя печаль», «Шальные деньги». Причем, я склонна думать, что первые версии теленовелл «Жестокий ангел» и «Шальные деньги» были сложнее и интереснее римейков, которые, возможно, оказались несколько упрощены.

У этих сценариев была хорошая литературная основа, персонажей в соответствии с классической драматургией делали многогранными, сложными. Они не делились на однозначно хороших и однозначно плохих. Этим бразильская продукция и отличалась от прочей Латинской Америки. Сюжетные линии были продуманы – от начала до конца, сценаристы стремились к логике развития характеров и раскрытию персонажей с разных сторон, декларировали нестандартный подход. На протяжении двухсот серий качество выдерживалось, не возникало ощущения, что после яркого интригующего начала наступит эмоциональный провал, и к концу сериала люди вообще забудут, с чего он, собственно, начинался.

Постепенно сценаристы стали менять сюжетные линии в угоду предпочтениям зрителей – нравится тот или иной актер, его будет много, не нравится, его вообще уберут. Нравится пара актеров, их будут показывать, не нравится, значит, не будут.

Первые серии делаются старательно, вдумчиво, с вниманием ко всем сюжетным линиям – основным и второстепенным. Потом выясняются зрительские симпатии-антипатии, и логика рассыпается как карточный домик. Такое впечатление, что уже не важно, что вообще показывать, лишь бы был рейтинг. И плевать на сюжетно-смысловые несоответствия. Смотрят же!

Это – одна из главных причин, почему интеллектуалы к самому жанру относятся пренебрежительно. Но те, кому посчастливилось в девяностые и нулевые годы посмотреть хорошие теленовеллы, никогда с этим не согласятся. Им есть с чем сравнить.

Вот, к примеру, сценарий «Жестокого ангела». Двуличная девушка Нисси изображает из себя скромную самаритянку, устроившись работать нянькой в богатую семью Медейрос. К младенцу она привязана искренне, наедине с собой она так и говорит: только с тобой Нисси – хорошая. Она видит, что РодригуМедейрос – бесхарактерный увалень, которому можно заморочить голову. И намечает его своей жертвой, мечтая прибрать к рукам и стать женой хозяина дома. У Родригу есть невеста, Паула. Эта девушка кажется легкомысленной и непостоянной – она мечется между желанием выйти замуж за серьезного надежного Родригу и влечением к его брату Рикарду. Паула может быть по сути более искренней, чем Нисси, тогда как ту привлекает положение в обществе. Можно было бы развить это противопоставление. И не делать одну из них ангелом, другую – злодейкой. Потому что это самый простой и примитивный путь.

Нисси интригует и добивается своей цели, оттерев Паулу. В первой версии сериала ее отрицательные черты никуда не делись. В римейке ее превратили в несчастную Золушку. Были ли у нее искренние чувства к Родригу? Вполне возможно – отчасти. Одно не исключает другое. Но он был ей нужен «в полном комплекте». С домом, счетом в банке и общественным статусом.

В римейке из Паулы, которая изначально была мечущейся противоречивой натурой, стали делать плохую, а из Нисси – хорошую. Паула зациклилась на желании делать гадости Нисси, а та с каждой серией все более «обелялась». Получилось, как в мульфильме «Ну, погоди!» Паула – волк, Нисси– заяц. То есть, авторы сценария пошли по пути примитивизации, и вся многогранность замысла размылась в банальной гонке с преследованием на уровне детского сада.

В Мексике бедная девушка в девяносто процентов случаев будет показана как ангел, в Бразилии демонстрируют настоящих волчиц. Изначально Нисси задумана как та еще хищница, которую видит насквозь только мать, единственный человек, которого та не смогла обмануть своим показным скромным видом.

Персонажей сложных, скрывающих свое истинное лицо под той или иной маской, или примитивизируют, закрашивая только черной краской, или вдруг неожиданно полностью обеляют, или убивают, потому что не знают, что с ними делать. А сценаристы предыдущих поколений знали! Может, у них с фантазией было лучше…

Интереснейшее начало теленовеллы «Лето нашей тайны», которое обещало многое. Четыре главных героя: Селена, Шику, Аманда, Артурзинью. Два человека из деревенской среды в ковбойской одежде, которых показывают под музыку кантри, – Селена и Шику. Два богатых рафинированных интеллектуала – Аманда и Артурзинью. Противопоставление цивилизации и дикой природы.  Римейк ли это, не знаю, но мода на ковбоев была давно.

Селена и Артурзинью – люди крайностей. Она наделена природным умом, но совершенно неотесанная, как первобытная дикарка. Он – чересчур изнеженный и подчеркнуто брезгливый. Сначала они прониклись друг к другу естественной неприязнью, но постепенно должны были сближаться ради получения наследства. И было любопытно, как будет происходить этот процесс. И возможно ли таким разным людям преодолеть свои противоречия и даже проникнуться искренней симпатией? Классическое «Укрощение строптивой».

Шику беден, но он выучился на комиссара полиции, поэтому более воспитан, чем Селена. То есть, в нем простонародные черты несколько смягчены. Так же, как и в Аманде, которая по сравнению с Артурзинью кажется менее избалованной и более выносливой.

Самые интересные из этой четверки, на мой взгляд, Аманда и Артурзинью. Она – приемная дочь человека, который воспитал в ней вселенское высокомерие и развил деловую хватку. Аманда безумно любит отца. Она не подозревает, что он ей не родной, и на самом деле испытывает к ней не отеческие чувства, а самую настоящую страсть. Для нее весь мир перестает существовать, когда исчезает отец. Любит она по-настоящему только его. И только ему доверяет.

Интересно было бы показать, как эта озлобленная женщина, считающая, что должна мстить за отца, узнает всю правду о нем, и как бы это ее изменило. Аманда – не однозначный персонаж. Она способна на сильные чувства. Отец когда-то поссорил ее со всем миром, чтобы она слушала только его одного. Он заставил ее проникнуться презрением к матери и сестре, расторгнуть помолвку с Артурзинью, возненавидеть всех своих врагов… И она одержима желанием мести, мечтая о возвращении отца как о манне небесной.

Я с интересом следила за этой героиней, и каково же было продолжение многообещающей сюжетной завязки? Все ее противоречия стерлись, героиню закрасили черной краской и заставили совершать только плохие поступки, убив в конце. Тогда как Селену сделали Белоснежкой. Получилось «Ну, погоди!» в варианте Аманда-Селена. Кандидатуры для волка и зайца.

Тогда как на самом деле Аманда – самая настоящая жертва, у которой промыты мозги, и зомбировано сознание умелым опытным манипулятором, ее отцом – полковником Тинокку.

Артурзинью показался мне самым потенциально интересным. Он скрывал серьезную глубокую часть своей натуры за шутовской маской. Аманда считала его клоуном. Селена – слабаком. На самом деле он просто был невероятно ленив. Но в ситуации, задевающей его за живое, концентрировался и обнаруживал недюжинные способности. Персонаж, в котором до поры до времени дремала скрытая сила. Прозорливый. Ведущий свою игру. Отец велел ему жениться на Селене, потому что она наследует часть состояния Тинокку. И он решил обмануть всех. Изобразить любовь, которой на самом деле не было. Назло бросившей его когда-то Аманде, которую он продолжает тайно любить. Он носит маску. И хочет перехитрить и переиграть окружающих.

Он не лишен совести, человечности, способности к состраданию, и в какой-то момент эти качества могли вступить в конфликт с его желанием мести. Но это в криминальном смысле невинная, то есть «бескровная» месть – просто желание запудрить наивной деревенской девушке мозги, притворившись влюбленным. Он не собирался ей каким-то образом вредить или портить жизнь. Просто решил, что так будет лучше для них обоих – соединить состояния. А как сложилось бы дальше – не известно, он мог действительно полюбить ее. Неожиданно для себя самого.

В нем были комические черты – он склонен был строить глазки разным женщинам. Но эта часть его натуры была на поверхности, скрывая многое другое. И никто не подозревал о том, что происходит в душе человека, которого многие, если не все привыкли не воспринимать всерьез. Он, как и отчасти Обломов, был безмерно ленив, но отнюдь не глуп и не лишен способностей.

Эту линию можно было развить интереснейшим образом. Но как поступили сценаристы? Они решили сделать его комическим персонажем, который только и делает, что бегает то за одной, то за другой девушкой. Чтобы в конце женить чуть ли не на первой встречной.

Героев разделили на белых, черных и комедийных. Одни красиво плачут, другие бегают с пистолетами, третьи просто слоняются, не зная, что им вообще играть, и есть ли смысл в их присутствии на съемочной площадке, потому что их вывели из основной сюжетной интриги и превратили в массовку.

К своему сожалению, я поняла одно: в наше время не стоит «покупаться» на интересное начало той или иной бразильской теленовеллы, потому что дальше ждет тотальное разочарование, скука и раздражение. Будет «Ну, погоди!» Зайцы и волки.

Многие зрители предпочли бы, чтобы закупали тридцати-сорокасерийные мининовеллы (там сюжет в меньшей мере подвержен бесконечному переписыванию) или первые версии римейков девяностых-нулевых годов. Возможно, они интересней.


Рецензии