P-лексика и уровни подкрепления

Для ребёнка, формирующего первичную лексику можно выделить основные аспекты подкрепления: первый - питательный, то есть угощение, кормление, второй - эмоциональный, т.е. ласки, разговоры, внимание к себе, и манипулятивный, то есть когда ребёнок наблюдает, что может влиять на поведение окружающих своими действиями.

Заметим, что эмоциональный аспект имеет свою вторую, отрицательную сторону - то есть угрозу, негатив, скандал ребёнок распознает соответственно, если за счёт повторения подобных ситуаций наработал соответствующую привычку.

Социальный - это четвёртый аспект, исходящий из трёх указанных, с учётом представления ребёнка о значении "всех остальных" людей, кроме самых близких, принимающих непосредственное участие в кормлении, воспитании, в общем, в содержании ребёнка.

Формирование P-лексики, то есть обучение ребёнка чтению и письму, базируется на уже сформированном навыке первичной D-лексики, то есть ребёнок уже умеет говорить и слушать (воспроизводить в соответствии с колебаниями воздуха) речь людей.

(Заметим, что когда человек слышит собственную речь, например, записанную на диктофон, то она для него такая же своя, как и любая чужая, а любая слышимая чужая речь - это в действительности его собственная речь, так же воспроизводимая его слуховой системой в соответствии с колебаниями воздуха. То есть человек всегда слышит только свою речь. Но записанная своя речь становится для него чужой, как любая чужая, но в то же время она как бы своя. Такой вот парадокс, но сейчас не об этом.)

В процессе развития ребёнка периферическая, то есть рецепторная доля участия в "воспринимающей" активности сокращается, в то время как доля участия центрального , то есть интеллектуального "аппарата", растёт.

С ростом интенсивности интеллектуальных процессов в мозге все большую роль для ребёнка играет социальный, абстрактный аспект подкрепления его деятельности. Здесь главную роль играет вторичная форма воображения, все же, так или иначе базирующаяся на первичных аспектах подкрепления, указанных выше.

Первым инструментом "социального самоуправления" для ребёнка становится школьная оценка, которая все больше обретает "плоть", переходя из абсолютно абстрактного, чуждого понятия в как бы весьма реальное и свое. Назовём его абстрактным подкреплением или типа того.

Основную работу по управлению самим собой в школе ребёнок производит сам, в зависимости от условий, которые для него там создают.

А создают условия такие, чтобы он так или иначе свою D-лексику поставил в соответствие со специальными средствами информации, то есть с учебниками, тетрадями, букварями, чем он и занимается.

Сначала он учится рисовать всякие простые закорючки и кружочки, из которых потом под чутким руководством учителя-инструктора "собирает" более сложные конструкции, которые затем интерпретируются как буквы и цифры.

Не понимая, как, собственно и его учитель, природы собственной деятельности, ребенок приходит в результате к выводу по умолчанию, что буквы и цифры находятся там, в прописях и букварях.

В частности, на этом выводе и основывается его новая P-лексика, которую в большинстве случаев дети формируют в начальной школе, в дальнейшем только закрепляя, развивая и используя ее.

Согласно нашей интерпретации, вторичная P-лексика, так же как и первичная D-лексика, является собственной, индивидуальной лексикой определённого человека.

То, что человек пользуется неким языком, общим для группы людей, который он изучил и теперь пользуется, - это определенная иллюзия, плод воображения, в нашем понимании не верный. Каждый раз, когда человек говорит, он пользуется своим собственным навыком говорения, вызывая в результате определенные колебания воздушной среды. Гипотетический слушатель, в свою очередь, в соответствии с этими воздушными колебаниями воспроизводит свою собственную речь, считая при этом, что слышит речь первого.

Следующий этап развития лексики - это целенаправленное формирование новой собственной L-лексики, без неосознаваемого, автоматичного проецирования её на материальные средства информации.

Каковы же  условия, необходимые для формирования L-лексики? И какова цель, преследуемая этим?


Рецензии