Гл 19 Ян Зумбах пилот и авантюрист

Говоря о белых наемниках в Африке нельзя не упомянуть еще одного отчаянного авантюриста, ветерана Катанги и Биафры, по своему не менее прославленного, чем Карл Густав фон Розен. Этот человек – знаменитый польский ас Ян Евгениуш Зумбах Людвиг.
Ян Зумбах родился 15 апреля 1915 г в Урсинове (предместье Варшавы). В 1922 г вместе с родителями он переехал в Бобров близ Бродницы (Поморье); здесь Ян закончил  начальную школу и поступил в классическую гимназию. Интерес к авиации зародился у мальчика летом 1928 г - тогда в Бродницах проводились показательные соревнования двух подразделений польских ВВС, которые произвели на Яна огромное впечатление.
После окончания обучения Зумбах был призван в 1935 г на службу в 27-й пехотный полк, находившийся в Ченстохове, а 2 января 1936 г он в качестве добровольца был переведен в школу подхорунжих авиации в Деблине. Он был внуком швейцарского эмигранта и имел двойное гражданство, так что его поступление в военную авиацию было незаконным (на это имели право только граждане Польши). Как доказательство национальной идентичности Ян дал документ, в котором не было ни слова о происхождении; никто и не додумался спросить, не иностранец ли он. Весной 1938 г Ян окончил курсы пилотов-истребителей и до августа проходил стажировку в 111-й эскадре 1-го авиаполка в Варшаве, в состав которой и был включен после получения в октябре 1938 г звания подпоручика. В апреле 1939 г вместе со своей частью участвовал в учениях в районе Бреста и над Бугом; 10 мая во время ночной посадки на Варшавский аэродром потерпел катастрофу – врезался в грузовик с прожектором. Его истребитель был разбит вдребезги, сам пилот на 2 месяца угодил в госпиталь.
Начало войны Зумбах встретил на отдыхе после лечения. Узнав о нападении немцев, летчик немедленно вернулся в Варшаву, но своей части не нашел – та в условиях войны уже сменила несколько аэродромов. Чтобы не остаться без дела, Ян «прибился» к первой попавшейся части: к Разведывательной бригаде: но там был полный комплект пилотов, и потому Зумбаху пришлось стать связным пилотом. Когда стал очевиден разгром, Ян перелетел 17 сентября в Румынию, чтобы не попасть в плен после поражения Польши. Оттуда польский летчик перебрался в Бейрут, а потом через Марсель попал во Францию.

После прибытия во Францию, как и другие польских лётчики, он был направлен в Польский авиационный учебный центр, размещённый в Лион-Броне. 13 мая 1940 был присоёдинен к польскому авиаблоку I Klucz Kominowy (Kr) под командованием майора Здислава Краснодебского. Авиаблок присоединили к французской эскадрилье для защиты аэропортов в Шатодёне, Этамп. До боёв доходило редко, и Зумбах не добился военных успехов. В конце французской кампании Зумбах был назначен в авиаблок под руководством Фрэнсиса Скиба. 16 июня 1940 г часть передислоцировалась в Бордо, а  21 июня Зумбах, вместе с другими летчиками и персоналом был эвакуирован в Великобританию на корабле «Кмициц».

В Великобритании Зумбах 2 августа 1940 присоединился к польской 303-й истребительной эскадрилье, дислоцированной в Норхолте и летающей на Hawker Hurricane Mk I. Эта эскадрилья вступила в бой в финале, на третьем этапе Битвы за Англию. Зумбах одержал свою первую победу 7 сентября 1940, сбив два бомбардировщика Dornier Do 17. Во время Битвы за Британию 27 сентября истребитель точно сбил ещё 5 Bf 109 и, вероятно, бомбардировщик He-111 и Bf 109. 23 декабря 1940 Зумбах был награждён Серебряным Крестом Virtuti Militari, 1 февраля 1941 в первый раз Крестом Храбрых. 9 мая 1941 совершил аварийную посадку, будучи сбитым над Францией, но сумел дотянуть до английского берега. В 1941 году он точно сбил два Bf-109 и, вероятно, ещё один. С 3.8.44 по 30.1.45 командовал 133 польским истребительным крылом. В общем имеет 13 подтверждённых сбитых самолётов, 5 возможных и 1 повреждённый.
Всего за месяц до окончания боевых действия Ян умудрился попасть в плен. Совершая перелет с аэродрома на аэродром на двухместном связном самолете (в машине вместе с ним находился лейтенант Тадеуш Ковальский), Зумбах потерял ориентировку в сложных метеорологических условиях, заплутал и совершил посадку на вражеской территории. Считая, что они находятся у своих, поляки мирно заснули, рассчитывая сориентироваться при дневном свете. А на рассвете немцы их взяли – «тепленькими». Так что День Победы Ян встретил за колючей проволокой – в лагере для военнопленных на голландском острове Тершелинг.

После войны Ян Зумбах демобилизовался и вместе со своими сослуживцами организовал транспортную авиакомпанию под Парижем. Летая со швейцарским паспортом он успешно возил контрабанду по Южной Европе и Среднему Востоку. Дела шли хорошо. Зумбах даже обзавелся собственным ресторанным бизнесом. Однако авантюрный характер не давал ему покоя. В январе 1962 года он оставил свое дело и заключил контракт на командование и организацию ВВС мятежной провинции  республики Конго - Катанги. Занимался этим до декабря 1962. Он организовал покупку самолетов Douglas A-26 Invader, ставших основой ударной авиации Катанги, наладил найм и работу пилотов и механиков. Его авиация наносила удары по территории Конго и войскам ООН. Но силы были слишком не равны. В конце коцов боевые машины ВВС Швеции из контингента ООН уничтожили большую часть самолетов Катанги. После поражения Катанги Зумбах бежал в Анголу, где какое-то время занимался поиском алмазов.
В 1967 году он завербовался в качестве пилота-наемника в авиацию мятежной Биафры. Летая на B-26 Invader, он лично совершил несколько вылетов, бомбя гособъекты Нигерии. Во время налёта на аэропорт Макурди убил начальника нигерийского генштаба. Зумбах прославился атакой на эсминец «Нигерия», засыпав его самодельными бомбами. Правда, потопить корабль не удалось.

После разгрома биафрийских войск Зумбах вернулся во Францию.
В 1975 он опубликовал автобиографию на французском под названием «Mister Brown: Aventures dans le ciel» ( Мистер браун, приключения в небе), впоследствии опубликованную на немецком и английском под названием «On Wings of War: My Life as a Pilot Adventurer» (На крыльях войны: моя жизнь пилота-авантюриста). 15 сентября 1978 г - в 38 годовщину "Битвы за Британию" - именно ему была оказана честь зажечь огонь на Могиле неизвестного солдата под Триумфальной Аркой в Париже.
Ян Зумбах погиб во Франции при загадочных обстоятельствах 3 января 1986 года. 15 сентября того же года урна с прахом прославленного польского аса была торжественно захоронена на кладбище в Варшаве.

 На фото Ян Зумбах в кабине истребителя "Харрикейн" во время Битвы за Англию


Рецензии