Каббала и коммунизм

В Зоар написано, что Каббала - это душа Торы, Алаха - ее тело, а всякие сипурим (майсы, по современному) - ее одеяния.

Отсюда следует, что на первом месте стоит личное духовное исправление. Но понятно, что и Алахой пренебрегать не следует.

Однако, Алаха леМаасе - вещь очень практичная, и сферическими конями в вакууме не занимается.

Бааль hа-Сулям предлагал как вариант общественного устройства Израиля либертарианский коммунизм (коммунизм без принуждения), в рамках которого легче всего выполнять обобщение всей Торы: возлюби ближнего, как самого себя.
А либертарианский коммунизм, в принципе, практически тот же анархизм.

На то время, это было реалистичным подходом: свыше двух третей израильских евреев видели свою Страну в ближайшем будущем социалистическим (но не по совдеповским рецептам) государством. Были и религиозные социалистические партии, аПоэль аМизрахи у религиозных сионистов и Поалей Агудат Исраэль у харедим.

Бааль Сулям объяснял, что без религии социализм и коммунизм обязательно развалятся, причем доказывал это чисто логическим способом и даже предсказал развал СССР именно тем в таком варианте, который и произошел и которого никто не ожидал.

Все думали о крестьянских восстаниях каких то, о стачках голодных рабочих, на худой конец, об успешной иностранной интервенции... но только он дал понять, просто и доступно, что произойдет: идеализм, если он и   был у старых большевиков, половым путем не передается, и поэтому их дети и внуки будут в подавляющем большинстве обычными эгоистами, как и все, и сами ликвидируют коммунизм, разграбив "общенародную" собственность. Это было опубликовано в его статье "Коммунизм".

А насчет того, что без религиозной базы коммунизм развалится, он писал в открытом письме лидерам восточного блока. Он объяснял, что природных альтруистов среди людей - от силы 10%, остальные - эгоисты (не в бытовом смысле слова), готовые работать лишь ввиду материальных стимулов, которых коммунизм не предлагает...

Зато религиозный человек тратит несколько часов в день на выполнение мицвот и изучение Торы, ни малейшей зримой материальной выгоды от этого не имея (никаких колелей со стипендиями в тогдашнем Израиле не водилось). И поэтому, если объяснить религиозному, что любовь к ближнему - это "вся Тора, а остальное - комментарий, иди и учи", он будет готов работать на общее благо без расчета на повышение зарплаты или повышение в должности...


Рецензии