Неделя о мытаре и фарисее

Неделя, в которую читается притча о мытаре и фарисее.

    С сегодняшнего дня начинается чтение Постной Триоди, которую многие святые и богоносные наши отцы, воодушевляемые Святым Духом, составили поэтическим творчеством, для прославления имени Божия. Великий поэт Косьма Маюмский первым задумал и написал трипеснцы (неполные каноны, состоящие из трёх песней), видимо, во образ Святой Троицы, в страстную седмицу (перед Пасхой), каждому дню определив особую песнь, располагая их акростихом . После него и прочие святые отцы, особенно Феодор и Иосиф Студиты, и на другие седмицы Великого поста сочинили каноны и установили их пение, и в своём Студийском монастыре в Константинополе впервые ввели в употребление, а, кроме того, и вторую книгу составили, по большей части сочиняя сами, а также, и заимствуя из разных произведений святых отцов.

    Первый день недели – воскресенье, он же и заканчивает седмицу, то есть, восьмой, он же и последний, ибо этот день всё собой венчающий (поётся полный канон). (Пение же трипеснцев в другие дни седмицы установлено по следующему принципу). Первая, восьмая, и конечная, девятая песнь канона установлены в понедельник, вторнику – установили вторую песнь, среде – третью песнь, четвергу – четвертую, и пятнице – пятую песнь. Субботе же – шестую, а кроме того, и седьмую, и как обычно восьмую и девятую, которые также во все дни недели поются, как наиважнейшие. Для Великой Субботы Косьма Маюмский сочинил четверопеснец (канон из четырех песней), а впоследствии Византийский Император Лев Мудрый повелел монаху Марку, епископу Идрунтскому переделать его в полный канон. В церковном же обиходе эта книга Триодью именуется, хоть не одни лишь трипеснцы имеет, а различные формы канонов. Но, вероятно, по преимуществу трипеснцев и общее наименование получила, или же, как было об этом сказано ранее, ради трипеснцев Страстной седмицы, которые первый сочинил Косьма во образ Св.Троицы.

    По мысли святых отцов Церкви, в сей книге – Триоди все Божии благодеяния, бывшие на нас от самого начала, нужно кратко вспомнить, и для регулярного напоминания в Великий пост всем нам, изложить. Как были сотворены из ничего, как лишились райского общения и полноты единения с Богом, и данную нам для выработки твёрдой воли против зла, заповедь, преступили, через внушение первым людям хулы на Бога, по зависти бывшего первого ангела, правой руки Его – сатаны. Как были лишёны всего за свою гордость, вследствие чего вошли в нашу жизнь смерть и страдание. И как находилось человечество  в неведении Истинного Бога, и против дьявольских искушений бессильно. Как Сын Божий любовь Свою к людям захотел для всех сделать явной, через Свою за нас крестную смерть. Как Слово Божие пришло к людям, воплотившись от целомудренной Девы, и стало таким же Человеком, подверженным телесным немощам и страданиям, как и каждый из нас. И жительством во плоти восхождение на небеса устроил, и нас научил, как надо жить, в первую очередь, Своим смирением и постом, и  преодолением искушений, и прочими деяниями. Как пострадал и воскрес, и вновь взошёл на небеса, и послал Духа Святого святым Своим ученикам и апостолам. И как Сын Божий, Который и Сам есть Совершенный Бог, от них был проповедан по всему миру. И как апостолы Христовы, при содействии благодати Пресвятого Духа, от всех концов земли собрали вместе всех святых, посредством благовестия, для того, чтобы те могли заселить и наполнить будущий рай, заняв место отпадших через грех ангелов, что и было изначально замышлено Создателем, как конечная цель творения, по завершении которой заканчивается и пение Постной Триоди.

    В предстоящие три праздника Триоди: мытаря и фарисея, блудного сына, и второго пришествия Христова и страшного суда, по мысли св.отцов Церкви, христиане должны через предварительное наставление получить побуждение к Великому посту. Это нужно для того чтобы нам настроиться и быть готовыми к духовному подвигу поста, бросить свои злые привычки и преодолеть пороки. И в нынешнюю первую подготовительную седмицу, которую можно сравнить с первыми звуками трубы, созывающей всех в ополчение (или же с приказом о всеобщей мобилизации), предлагают нам св.отцы притчу о мытаре и фарисее. Эта первая неделя Постной Триоди подобна тому моменту, когда хотящие идти в бой, от своих командиров время битвы предварительно узнают, всё оружие и амуницию приводят в порядок, и всё необходимое приготовляют, и всякое препятствие, могущее возникнуть, устраняют, и ободряют себя на совершение подвига. Кроме того, военачальники многократно перед сражением произносят разные наставления и поучительные рассказы, вспоминают исторические битвы, этим воодушевляя души на сражение, и те, что называется, рвутся в бой; лень же и боязнь, и уныние, и иные свои душевные страхи побеждают. Так и св.отцы предвозвещают предстоящее пощение, как бы против демонов грядущее сражение, для того, чтобы души наши, отравляемые ядом страстей, которые из нашей смертности и зависимости от природы, с течением долгого времени образовались – очистить, и не имеющи добрых дел – усердно действуя, приобрести, и подобно войнам, вооружившимся на сражение, оказаться готовыми к подвигу поста.

    Поскольку первое оружие к добродетели – покаяние и смирение, а главное и  величайшее препятствие к смирению – гордость и высокомерие, то св.отцы соответствующую евангельскую притчу предлагают нам прежде всех других. Побуждают нас фарисееву страсть гордости и надмения отвергнуть, а приобрести мытарёво расположение – смирение и покаяние, которое противоположно сей страсти. Потому что первая и наихудшая страсть – гордыня и надменность, так как через неё отпал от Бога дьявол, бывший прежде самым мощным и светоносным ангелом, но из-за них тьмой ставший и посмешищем. Также и первый человек – Адам, из-за них потерял благодать Божию. Побуждают святые, имея перед собой эти примеры, совершая подвиги поста, избегать высокомерия, и над ближним превозношения, но всегда смиренным быть. Как говорит Св.Писание: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6), лучше согрешающему каяться, чем достигшему некоторого успеха – превозноситься. «Сказываю вам,- говорит Христос,- что мытарь пошёл более оправданным в дом свой, нежели фарисей» (Лк.18,14).

    Таким образом, эта притча становится как бы откровением для нас, что каких-бы добрых дел не имел за собой человек, он не должен считать себя лучше других, но лишь исполнившим свои обязанности. Но, с другой стороны, даже если тяжкие грехи сделал и произошли с ним несчастья, пусть обращается от всей души к Богу в молитвах и знает, что недалёк он от спасения. Ведь и мытарь был человек, имевший протекцию от римского начальства собирать налоги и подати с народа, и за счёт крайне несправедливых поступков, обирая свой народ, делал себе покупки и приобретения, а фарисей не был ли обрезанным, и не имел ли преимущества по своей начитанности и внешнему строю жизни.
 
    Саддукеи же приняли имя от некоего праведного Садока, ибо Седек – переводится, как правда. Три было у евреев ереси: ессеи, фарисеи и саддукеи, последние не признавали за истину ни воскресения, ни бытия Ангелов, ни Святого Духа. Молитвами духовных поэтов Твоих, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.


           Примечание.

           Акростихом часто пишутся греческие каноны. Его суть состоит в том, что берутся первые буквы каждой следующей песни, или следующего тропаря, и складываются вместе. Из этих первых букв составляется краткая фраза, или целая мысль, соответствующая содержанию канона, то есть, посвящённая какому-либо празднику или святому.


Рецензии