Скзка про горшок, царя и Петра

Жил-был мужик. Каждую весну он возделывал своё поле, да выращивал пшеницу. Спал мало, а работал много. Жена и дети помогали ему весь год. Мечтали они денег накопить и мельницу восстановить, что от деда досталась. Да куда там! Сколь бы не работали богатство не прибавлялось.

Местный царь был авторитарным и воинственным правителем. Все соседние царства страдали от его постоянных нападений, порой даже без объявления войны. А всё потому, что царю было скучно, если ничего не происходило.

В периоды перемирия, которые он сам объявлял, царь во всех деталях начинал интересоваться делами государственными. От чего все жители страдали ещё больше, чем соседние царства-государства. Царь обременял свой народ налогами, а если семья была бедная, он забирал часть их урожая, а порой и весь урожай. Что и случалось с мужиком каждую осень, когда наступало время платить осенние налоги.

- Зачем тебе, мужик, столько зерна? Мельницы у тебя нет, хлеб для войска ты производить не можешь, да и для себя не можешь. Денег у тебя нет, а значит, и платить ты мне не можешь.
- Не могу. - опустив руки, да голову повесив, каждый раз отвечал царю мужик.
- А не можешь платить – отдавай урожай!

Мужик оставлял маленькую часть зерна на посев, другую часть на еду. А все остальное забирал ненасытный царь.

Зима проходила в голоде и трудах. Зерна не хватало, чтобы намолоть достаточно муки, и мужик с сыновьями собирали в лесу хворост, да берёзовую кору. Жена с дочерями поделки из бересты делала, на рынке продавала или на еду у соседей выменивала. По осени ягоды да грибы собирали — вот так всю зиму и жили.

Одной весной солнце уже в марте стало припекать, да так, что снег весь сошёл, и наступила самая настоящая весна. Земля ожила и была готова к посеву. Решил мужик рискнуть, засеять поле пшеницей, чтобы смог он за год два урожая собрать – один себе, другой царю.

Начали пахать, а земля снизу ещё мёрзлой была, не прогрелась. Трудно мужику пришлось. Вся семья в поле от рассвета до заката трудилась. Семь потов с каждого сошло. А однажды дождь сильный пошёл, да такой холодный, что мужик простыл и слег от бессилия и болезни.

Только старший сын, Пётр, решил не оставлять начатого отцовского дела. Целую неделю дождь лил, но слишком настырным Пётр был, каждый день работал. Ещё солнце не взошло, а он уже землю бороздит. Застрял как-то плуг и не идёт дальше. Начал Пётр щупать землю, а там что-то уж сильно большое и твёрдое. Потерял время, но достал из земли не то булыжник, не то сундук. Но очищать не стал, темно было, да и работу надо было закончить. Решил к вечеру вернуться на это место.

Как только темнеть стало, Пётр домой отправился. Ни рук, ни ног не чуял от усталости. Но на полдороге воротился. Смотрит, что за чудо! Посреди поля горшок стоит, а из него куст вырос. Листья же на кусте были не зелёные, а жёлтые и круглые. Подошёл Пётр поближе, пригляделся, да так и сел на землю. Вместо листьев на ветках были монеты из чистого золота!

Подхватил Пётр горшок и помчался домой, позабыв про усталость. Радости в доме в этот вечер не было конца. Мать стол накрыла праздничный с блинами. Листья-монеты собрали, а горшок на окно поставили, да стали ухаживать. Каждый день куст одной монетой расцветал! И как только набралось достаточное количество монет, мужик всем соседям раздал, чтобы царю весенний налог деревня их заплатить смогла. А сам стал дальше с куста собирать, да на мельницу откладывать.

Так и жили они – утром куст поливали, затем в поле работали, а к вечеру, как домой возвращались, по монете в сундучок откладывали.

Было бы всё ладно, но зависть людская до царя весть о горшке с золотыми монетами донесла. Приехал царь за горшком к мужику и говорит:

- Послушай мужик, ты решил от царя свой горшок волшебный укрыть? Я – царь! Я всё вижу, всё знаю, что в моем царстве-государстве творится! Зачем ты скрыл от меня?

- Виноват! – ответил мужик. – Хотели денег для вас собрать, чтобы больше налогов заплатить. Да проверить, как горшок работает, чтобы вам его потом вместе с деньгами передать.

Царь хотел рассердиться, да находчивость мужика спасла его от царской немилости.

- Хорошо! – ответил довольный царь. – Прощаю тебя! Спасена голова твоя глупая. Но горшок и монеты я заберу раньше срока, чтобы мне уже к тебе не ездить за налогами.

Расхохотался царь, а мужик облегчённо вздохнул. Да не тут-то было!

- А за то, что ты царя обманул… - выкрикнул царь, да так сильно при этом ногой топнул, что подкова с двери упала, – я сына твоего старшего к себе в войско возьму. Будет служить он мне и во всех моих походах военных помогать!

Взмолилась мать, на колени перед царём пала. Да все напрасно. Против царского слова никто не мог пойти. А царь своего слова никогда не менял. Даже не взглянул на женщину. Пётр тем временем вещи в узелок собрал. Поклонился он отчему дому, да и увёз его царь вместе со всем золотом и волшебным горшком.

Шли дни, недели, месяцы... Царь Петра во все походы свои военные брал, да горшок с собой возил. Но приключилась беда с кустом царским – монетами цвести перестал, а после и совсем завял. Как его царь не поливал, ничего не помогало. Вызвал он Петра к себе, по военным вопросам, а заодно и про куст разузнать решил. За беседой и чаем часа четыре пролетело. Решил царь о завядшем кусте спросить. Обернулся было на него посмотреть, а он ожил! Но только Пётр ушёл, куст опять повял. Ветки опустил и стали сохнуть.

Смекнул царь, в чем дело, и стал Петра ценить, по службе его продвигать. Да назначил его своим главным подданным во военным делам! Стал Пётр армией командовать, горшок волшебный охранять, за кустом ухаживать, да монеты царю подносить. Спустя два года воротились царь с Петром в родное царство. Царь сундуки золота с собой привёз. А Петр с опытом воротился, генеральскими погонами, да почётом и уважением от всего войска.

Но сильно по дому родимому соскучился Пётр. И попросил он царя на побывку его отпустить, отца с матерью обнять, да братьев и сестриц повидать. Задумался царь. Вспомнил, что куст без Петра монетами не цвёл. Но Пётр все наперёд продумал.

- Знаю думу твою, великий царь! Не переживай. Куст останется в твоих палатах царских, в моей комнате. Проси дочь свою единственную каждое утро куст поливать, а вечером монету собирать. Да накажи ей, чтобы поливала она только на восходе солнца. У комнаты стражу поставь и никому кроме дочери не вели заходить. А коли нарушит кто правило это - беда случится! Вели меня звать!

Согласился царь и отпустил Петра. Дочери наказал за кустом ухаживать. У дверей стражу поставил и все, как Пётр наказал, сделал. Сундуки для монет в комнате расставил и стал монетам счёт вести. День за днём дочка царская на заре куст поливала, а на закате монету в сундук складывала. А царь тем временем скучать начал. Каждый день он в казну по монете вписывал, от войн он устал, урожай не созрел ещё, а налоги со всего царства на прошлой неделе собрал.

И решил царь, что куст мало ему денег приносит. Попросил он дочку свою утром и вечером куст поливать, сказав ей, что Пётр так велел. Послушалась дочь. Полила куст вечером. А поутру, на кусте на том, новая монета созрела! Обрадовался царь и приказал три раза в день поливать. Куст стал по три монеты приносить в царскую казну. Сундуки быстро заполняться стали, а царю всё мало.

Наказал он дочери куст волшебный каждый час поливать. И стал куст по двадцать четыре монеты в день приносить. День, другой, а царская дочка на ногах не стоит от усталости. Царь слышать ничего не хочет и уже не по-доброму дочке родной приказывает продолжать куст волшебный поливать. И вот, однажды ночью, прилегла царевна и уснула мёртвым сном. Не встала в назначенный час, как её только не будили.

Наутро царь, прознав о том, что царевна ослушалась, так разозлился, что позабыл обо всем, что Пётр ему говорил. Ворвался царь в комнату Петра и стал с куста монеты срывать. Дёрнул так сильно, что куст шипы выпустил. Дёрнул второй раз, иглы ему все руки оцарапали.

Но не отступил царь, налился гневом и в третий раз монеты с куста сорвал. А куст иглы свои ядом наполнил и поразил им царя. Царь только и успел выкрикнуть, чтобы Петра позвали, да так и пал замертво.

По указу царскому за Петром отправили. А когда все в комнате собрались, то спасти царя уже никто не мог. Народ царя проводил с почестями, а вскоре Петра на дочке царской женили и царём своим назначили. Стал Пётр править, от налогов народ освободил, мельницу дедову восстановил. А куст тот и по сей день цветёт.


Рецензии