Дебаты. Дисциплина. Позиция отрицания

1. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые зрители и участники интеллектуального марафона команда «Позитив» Интинского политехнического техникума  готова представить вашему вниманию позицию  отрицания по теме:
"Дисциплина-мать победы"

Позвольте представить членов нашей команды:
3 спикер – …;
2 спикер – …;
И я – первый спикер - ...
Итак, давайте дадим  определение,  что же  такое дисциплина

 Дисциплина - это, прежде всего, неукоснительное соблюдение каких-либо требований.
Мне понравилось выступление 1 спикера команды утверждения, но я не думаю, что именно дисциплину мы должны поставить в красный угол  и любоваться ею, попробую вам это доказать.

Дисциплина тому мать,
Кому охота воевать
И на плацу маршировать,
Но надо и мозги включать,
Чтобы двигался прогресс,
Чтоб войны и след исчез,
Чтоб казённая муштра
Вспоминалась как вчера
Будем думать головой
Ты, да я, да мы с тобой
Как науку продвигать
В мире жить, не воевать.
Во – первых, дисциплина-это всего лишь качество, которое помогает выиграть, но никак не мать победы, ведь самое главное в победе –это ум и труд.
Дисциплина  лишает человека способности самовыражаться.
Вспомним Александра Суворова, которому и принадлежит выражение: « Дисциплина – мать победы». Сам Суворов был от рождения неразвит физически и слаб здоровьем. Его отец был категорически против выбора сыном военной карьеры. Но именно благодаря тому, что у Александра Васильевича уже с самого раннего детства было своё собственное мнение, ему удалось стать великим военачальником.
Суворову принадлежат и другие слова: «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа.» Как видите, дисциплина и послушание – это далеко не единственная составляющая победы.
   У нас почему-то ставят идеалом овечьи добродетели - кротость, покорность и послушание, когда вся жизнь говорит о борьбе, о соперничестве, о ежедневной войне.

Мы живём в эпоху компьютеризации, наука продвигается семимильными шагами и если мы будем махать друг у друга перед носом шашкой, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Приведём простой пример:
На Западной Украине в специальных бункерах муштровали националистов. У них была жёсткая дисциплина, строгое подчинение. Националисты потихоньку оперились, вышли из бункера и стали убивать людей на Майдане в Киеве и в Одессе. Однако, почувствовав вкус крови и вседозволенность, они вышли из подчинения и превратились в бандитские формирования. Вот она жёсткая дисциплина. Разве об этом мечтают простые люди!
Подводя итог сказанному, замечу, что Дисциплина, возведенная в ранг абсолюта, скорее условие поражения, чем победы.

2. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые зрители и участники интеллектуального марафона, я второй спикер команды «Позитив»…
 
Я, внимательно выслушав команду соперников и поддерживая первого спикера нашей команды, хочу обратиться к истории, из которой нам достоверно известно, что суровая дисциплина может перерасти в жёсткий деспотический режим. Муштра, подавление демократических взглядов приводят к репрессиям и тоталитарному режиму.
Историю России с 1928 по 1953 гг. называют «эпохой Сталина». Некоторые историки представляют его как мудрого правителя, блестящего государственного деятеля, требовавшего неукоснительного соблюдения дисциплины и порядка. В действительности же замалчивается один бесспорный факт: грабежи и насилие были основной формой его социальной активности в молодости, а репрессии стали неотъемлемым слагаемым проводимого им государственного курса.
Сталинская жёсткая дисциплина привела к геноциду собственного народа.

В качестве другого примера рассмотрим чилийский переворот и чилийскую хунту?
Военная элита была в Латинской Америке элитой из элит. Это были люди, воспитанные в жесточайшей дисциплине, в  полном повиновении своему командованию и в том сознании, что они – вершители судеб своих народов и своей страны. Не стоит забывать и то, что военная элита и Чили, и Аргентины еще до Второй мировой войны прошли немецкую выучку, основанную на полном подчинении и безукоризненном выполнении любых приказов. Во всех этих странах, как известно, после Второй мировой войны оказалось достаточно много бывших гитлеровских военных, которые принимали  активное участие в подготовке военных кадров и военной элиты и в формировании нацистского сознания.

Возьмём более ранние страницы истории.

Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль.  Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность. Если бы все население было таковым, то это неизбежно привело бы к вырождению нации.
Однако, благодаря тому, что всегда есть вольнодумцы и свободомыслящие люди, прогресс не стоит на месте. Примером  неповиновения служат  декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, которые при этом  оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение нормам. Именно благодаря декабристам произошёл перелом в сознании людей, что привело к одному из самых значительных событий в истории России – отмене крепостного права.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, который, кстати, тоже был не самым дисциплинированным гражданином своей страны, поддерживал декабристов и написал для них всем известные строки:
«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…»
В заключение хочу сказать, что ум и труд – лучшие друзья победы, а не дисциплина! Спасибо за внимание

3. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые зрители и участники интеллектуального марафона, я третий спикер команды «Позитив»....
 
При всём красноречии наших оппонентов, которых мы внимательно выслушали, им всё-таки не удалось убедить нас в том, что дисциплина – мать победы.
Примером того, что дисциплина не является матерью победы может служить любая революция. Обратимся к Великой Французской революции, в результате которой недисциплинированный парижский народ смог одержать победу над элитными войсками Франции и разрушить буржуазный строй.

Классическим примером  палочной дисциплины является прусская армия Фридриха Великого, говорившего: «Солдат должен бояться палки своего капрала больше, чем вражеской пули».
Его армия выиграла две Силезские войны, нанесла ряд поражений австрийцам и французам в Семилетней войне, но была побеждена русской армией.

А теперь обратимся к родной истории.  Григорий Потёмкин центр тяжести дисциплины, с муштрЫ и палок, перенес на воспитание солдата, от которого в строю требовал простоты и свободы, а "не стоять окостеневши, как прежде было в моде". Побои и жестокие наказания преследовались, офицеры  "должны были выступать, как защитники и друзья солдат, развивать их моральные силы».
Благодаря Потемкину  русская армия к концу XVIII века являлась единственной, способной дать отпор натиску  французской армии в 1812 году.

Полезные уроки войны с Наполеоном были забыты безвозвратно под влиянием Аракчеева. Эпоха Николая Первого  вошла в историю как эпоха суровой дисциплины: розги были совершенно обычным методом воспитания солдат и матросов. Эта палочная  система  уродовала психику солдат и офицеров.  Отчасти и ЭТИМ было обусловлено  состояние русской армии во время Крымской войны, закончившейся поражением.

Эти примеры показывают, что жесткая дисциплина, возведённая в ранг абсолюта, далеко не всегда приводит к победе.

Если рассматривать дисциплину как систему взаимоотношений между подчиненным и начальством, то мы вновь возвращаемся к истории 18 века.

Современники Потёмкина, П.А. Румянцев и  А.В. Суворов, создали систему обучения и ВОСПИТАНИЯ солдат. В «Инструкции» Румянцева говорилось, что офицер «должен вести себя как отец с детьми, отмечать и любить добрых".
И А.В. Суворов также учил командиров сочетать требовательность с постоянной заботой о подчиненных и предостерегал от жестокости по отношению к солдатам. И как результат – ни одного проигранного сражения.

Подводя общий итог, приведу слова Петра Первого, ничего не упомянувшего о дисциплине, но разгромившего хорошо выученную и дисциплинированную армию Карла 12, не знавшую поражений: «Победу решает военное искусство,  храбрость полководцев и неустрашимость солдат».


Рецензии