Король и мудрец

Король и мудрец.

Король покинул замок перед рассветом в компании одного верного воина. Море было удивительно спокойно – природа словно замерла на миг, приготовившись встретить животворящие лучи. Лишь звук копыт и мерное шептание волн нарушали сонную тишину. Легкий бриз развевал белоснежный плащ короля, предавая ему сходство с чайками, кружащимися вдалеке. Путь был неблизкий и, когда первые золотые стрелы солнца пронзили морской туман, всадники решили подкрепиться, любуясь восходом. Как напряженная тетива, сердце короля звенело ожиданием цели пути. Покинув побережье, каменистая дорога свернула в горы, карабкаясь по отлогим склонам в направлении Дома Мудрых. Справа вновь сверкнула водная гладь и показалась огромная скала Надежды, вдававшаяся в море на восточной оконечности острова. Дом Мудрых занимал плоскую вершину скалы, закрытую горами с севера и запада. Белый кристалл центрального здания, обращенного к морю, окружали террасы, рощи и сады, среди которых прятались скромные жилища мудрых. Солнце приблизилось к зениту, когда всадники спешились, передав коней на попечение привратника, и поднялись по узкой тропе к Дому, где их ждал Элнар – нынешний глава Совета мудрых, высокий и прямой старец с длинной белоснежно-седой бородой. Недвижимый, он улыбался, в глубоко посаженных темных глазах светились невозмутимый покой, тепло и ясность. Король хотел склониться перед Элнаром, но старец опередил его, заключив в объятия. «Арни, я ждал тебя, хорошо, что ты пришел! Идем, подкрепитесь с дороги,»- Элнар не любил церемоний и говорил с королем просто, как с давним другом. Обед накрыли на террасе перед Домом, еда была неприхотливой – козий сыр, сырые и вареные овощи, грибы, оливковое масло, хлеб и вино. С гостями и Элнаром обедали два помощника главы Совета мудрых – Тайя, старейшина Мудрых матерей и Эктар – старейшина учителей школы Мудрых. За едой почти не говорили, наслаждаясь прекрасным весенним днем. Затем Элнар пригласил короля прогуляться в тенистую рощу, чтобы наедине узнать причину визита. Король не сразу открыл свое сердце, дав себе некоторое время, чтобы найти подходящие слова. Элнар не торопил, не спрашивал, спокойно ждал, его глаза улыбались. Он чувствовал, что сегодняшняя беседа - это шанс осуществиться таким невероятным возможностям для королевства и мира, которые он видел только в самых смелых мечтах. Конечно, и раньше доверие и взаимная поддержка королей и мудрых были основой быстрого развития королевства в культуре, науках, ремеслах, мореплавании и торговле, но уровень доверия, поддержки и взаимодействия между Советом мудрых, королевским домом, торговыми и ремесленными гильдиями, сложившийся благодаря дружбе и сотрудничеству Элнара и Арни Благородного, был беспримерно высок. Королевство Чайки возникло около столетия назад, когда кланы Свободных островов объединились железной волей могучего и воинственного вождя – Рогвола, который, на пике силы и славы неожиданно для всех отказался от планов дальнейших завоеваний и разделил власть с Мудрыми, сменив имя на Анорион – «сын солнца», посвятив дальнейшую жизнь заботе о своих поданных. Благодаря многим удачным факторам – эффективному управлению, применению знаний мудрецов, мощному флоту, удобному расположению островов для торговли и естественным препятствиям для вторжения врагов, таким как море и горы,  королевство быстро достигло процветания. Если поначалу королевство управлялось мудрыми с их советом и главой с одной стороны и воинами, которых представлял король, то со временем возникла третья сила, желавшая получить контроль над жизнью островов. Необыкновенно усилилась роль Торговой гильдии, умножающей богатства, но мудрецам пока удавалось удерживать лидерство в управлении страной, благодаря авторитету и поддержке короля. Среди военных и купцов все больше было сторонников военной и торговой экспансии, как вдоль берегов, так и вглубь материка Даэрлад, с которым с востока граничили Свободные острова (старое название страны тоже осталось, но официально использовалось редко). Покорение соседних племен и городов было бы делом не сложным – королевство далеко опережало их всех в военной мощи, но Арни не желал насилия над кем бы то ни было без крайней необходимости. Воспитанный в Доме мудрых, он считал главными задачами короля защиту справедливости в обществе и заботу о развитии страны. С первым принципом было все ясно – если государство не защищает справедливость, то оно не больше, чем шайка разбойников. А вот развитие страны он мыслил не просто как увеличение ее военной и торговой мощи, истинный успех состоял не в увеличении территории или прибыли, а скорее в счастье поданных, и первое отнюдь не означало второе. Счастье он понимал так же, как понимали его мудрецы – раскрытие человеческого духа в творчестве и любви. Сложность и красота человеческого счастья в том, что путь роста души у каждого свой, неповторимый, творчество и любовь невозможны без свободы. Свобода же в мире не является само собой разумеющейся, она не дается без борьбы, в том числе со всем ложным и рабским в собственной природе. Конечно внешняя свобода человека ограничена и относительна, но от того ничуть не теряет ценности являясь залогом для обретения свободы внутренней. Да, внутренне свободный человек может остаться таковым даже в темных застенках, но чтобы стать внутренне свободным, нужна пусть и ограниченная внешняя свобода для развития души через внешний опыт. Так думал король, считая долгом государства обеспечение внешней свободы граждан от порабощения богатыми бедных, сильными слабых, что и понималось под справедливостью. Развитое же общество давало большие богатство и полноту для раскрытия человеческого духа в ремеслах, в искусствах, в познании тайн природы, в радостном продуманном труде. Мудрецы провели в обществе необычную реформу, позволяющую каждому гражданину совмещать два вида деятельности, взаимно дополняющих. В первую половину дня горожанин мог работать в кузне, а вечером писать картины. Обязательным требованием была противоположность выбранных занятий, если одна работа требовала больших физических усилий, то вторая должна была развивать ум, если в одной требовались аналитические способности, расчет и смекалка, то вторая должна была быть обязательно творческой. В результате человек отдыхал, чередуя виды деятельности, и труд приносил радость. На первом этапе этой реформы произошел спад экономической эффективности в обществе, были серьезная неразбериха и потери из-за некомпетентности людей, осваивавших новые для себя ремесла и задачи, но, с годами, выигрыш от реформы, в том числе в экономике, превзошел прежние годы. Почему? Ответ прост, и перед нашими глазами. У самых высоких деревьев – самые глубокие корни. Так и человек – чтобы достичь большего в одном виде деятельности, должен компенсировать это развитие движением в противоположном направлении, иначе будет нарушена гармония в его теле, уме и чувствах, и пренебрежение гармонией может вызвать усталость, болезни, остановку в развитии.

Идя под сенью древнего вяза, Арни посмотрел в морскую даль, где стелились волокнистые облака, перевел взгляд чуть внутрь себя и начал беседу.
- Помнишь наш прошлый разговор о человеческой природе, о нашей силе и слабости. Люди легко привыкают к хорошему, и спокойная регламентированная жизнь для многих кажется скучной, воины мечтают о походах и боевой славе, торговцы жаждут новых рынков сбыта и нашей экспансии вдоль основных торговых путей, им кажется пресным и отталкивающим посвятить себя путям искусства или духовных практик и я не могу не учитывать их стремлений, но не могу дать добро на покорение соседних стран, потому что уважение к свободе каждого человека, достойного называться человеком, наш главный закон. Что мы можем предложить нашим торговцам и воинам, куда направить их энергию, к каким целям и завоеваниям? Если мы не найдем ответ на этот вопрос, то неизбежен раскол в нашем обществе, борьба за власть и гражданская война, да и сейчас уже немало состоятельных купцов ропщут, что слишком много власти присвоили себе мудрые, да и мудрость их де вызывает сомнения, а человеческой энергии и желаниям тесно в рамках старых традиций.
-И каков твой ответ на их запросы?
-Не воевать с соседями, а искать незанятые земли, основывать колонии и прокладывать новые пути для торговли с чужеземцами – вот мой ответ. Теперь у нас есть средства, и свободные корабли для оснащения экспедиций во все части света. Мы нанесем на карты новые острова и континенты, узнаем неизвестные народы и культуры и получим невиданные товары для торговли.
-Прекрасный план Арни, на первый взгляд, и я предвижу его успех, несмотря на все опасности дальних морских переходов. И вначале все будет идти хорошо. Невзгоды и трудности будут преодолены, враги повержены. Колонии расцветут в торговле. Но именно головокружительный успех торговли и накопление роскоши в результате такой экспансии, как ни странно, тревожат меня больше всего. Богатство опьяняет разум, страсть к наживе и накоплению заразительны, мечта о легкой жизни в роскоши вытесняет цель реализации души, а погоня за новыми удовольствиями заглушает духовную жажду. Опьянение богатством и успехом питает эго, желающее все большего самоутверждения. Привычка к комфорту делает сложной самоотдачу ради общего дела. А не окрепнув духом, молодежь устремится к наживе и для многих вполне естественно будет позволить себе насилие и ложь ради еще больших богатств, власти и самоутверждения. Тогда войн уже будет не избежать, и лишь утратив завоеванное, пройдя через горе и смуты, через пошлость вместо искусства, пережив угнетение богатыми и сильными тех, кто слабее, наш народ, может быть, поймет цену справедливости и сокровищ духа.
-Да, но есть ли другой путь? Разве не горькие уроки это цена свободы? Разве мы можем изменить историю и навязать духовные ценности тем, кто их не приемлет?
-Другой путь есть! И без подавления несогласных с нами. А что до истории – разве каждый из нас ее не творит своей жизнью пусть и в малой степени?
-Что ты предлагаешь Элнар?
-Дать каждому гражданину возможность выбора между путем внешних приобретений и путем внутренней свободы, но ограничить в проявлении злой воли. Предлагаю дополнить твой план Арни. Когда будут открыты новые земли и созданы колонии, мы предоставим им самоуправление и предложим всем желающим прибыли, роскоши и реализации амбиций жить в этих колониях, основную власть над колониями отдать Торговой гильдии. Свободные острова оставить под управлением мудрых, а королевская власть – будет верховной властью над нами и защитой от произвола и внешних врагов. При этом оставить каждому человеку на протяжении жизни право выбора, где ему жить и работать и чьи законы соблюдать – в колониях или на Свободных островах.
-Ты хочешь разделить королевство на две части, стремящиеся к столь разным целям, не вызовет ли это в дальнейшем вражду и войну между ними, желание экономически более сильной части подчинить себе другую? Если за мудрых я спокоен, то вот колонии, под властью алчных до наживы торговцев, когда встанут на ноги, могут захотеть подчинить себе метрополию и нас с тобой тогда уже не будет чтобы этому помешать.
-К сожалению, риск этого мы не можем полностью устранить, какие бы мудрые решения не принимали. Но я верю в наш народ и в нашу молодежь!
-Какие законы вы хотите установить на Свободных островах?
-Способствующие развитию души каждого человека в первую очередь и, во-вторых , дающие возможность обществу гармонично развиваться. Наша цель – раскрыть духовный потенциал личности. Для этого у человека должно быть как свободное время, так и необходимые средства для жизни. Роскошь, излишества мы исключим, ограничив личную собственность насущно необходимым, неприхотливость и самоограничение в материальных потребностях мы будем воспитывать с детства. Но принуждать к аскетизму, конечно, никого не будем и следить за каждым тоже было бы смешно. Нет, мы просто устраним возможности к обогащению в принципе, наделив каждого гражданина необходимыми средствами для жизни и сведем денежные расчеты к минимуму, а впоследствии и вовсе устраним деньги. Моделью отношений будет семья – если сын просит у отца дать ему лошадь для поездки в город, ему достаточно сказать для чего ему это, он же не будет платить отцу за прокат лошади. Общественные средства будут в ведении Совета мудрых и старейшины будут их распределять согласно нуждам тех, кому они необходимы.
-Но если основная часть ресурсов будет общественной, не приведет ли это к небрежному отношению человека к общей собственности? Ведь своя рубашка как говорится ближе к телу.
-Да такая проблема есть. Но наша цель в том, чтобы каждый человек научился дорожить общественной организацией и общей собственностью, прежде всего потому, что она направлена на его благо. Коль скоро люди найдут счастье в творчестве и взаимопомощи, почувствуют вкус раскрытия дремлющих талантов, то они будут соблюдать наши законы без принуждения. А те кто, не смогут преодолеть страсть к собственности, обогащению и борьбе отправятся жить в Колонии, такой выбор им будет открыт всегда.
Лицо короля озарилось улыбкой, морщины разгладились и он кивнул в знак согласия.


Рецензии