Дураков работа любит

В Беларуси почти два триллиона рублей (около 100 миллионов долларов США) будет направлено за пять лет на содействие занятости населения.

Это предусмотрено Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, сообщают в Министерстве труда и социальной защиты. Реализация мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» будет способствовать повышению эффективности использования трудового потенциала, создаст условия для формирования экономически целесообразной занятости населения, будет содействовать эффективному распределению трудовых ресурсов, обеспечению соцзащиты от безработицы, а также сохранению уровня безработицы в пределах социально допустимого значения.

В подпрограмме определены основные приоритеты деятельности республиканских органов госуправления, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения в 2016-2020 годах. Повышение эффективности использования трудового потенциала предусматривается по двум основным направлениям: обеспечение эффективной занятости и реализация мер активной политики занятости. Для этого предусматривается решение нескольких серьезных задач. Это обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда; содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы; стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения (инвалиды, женщины с малолетними детьми, люди пенсионного возраста и др.). Таким образом, необходимо создать условия, обеспечивающие возможность найти подходящую работу для каждого, кто хочет и может трудиться. В последние годы ситуация на рынке труда республики характеризуется такими благоприятными тенденциями, как высокий уровень занятости населения, относительно невысокий показатель зарегистрированной безработицы, небольшая продолжительность периода поиска работы. В 2011-2015 годах в органы госслужбы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 1,3 миллиона человек, зарегистрировано 850 тысяч безработных. При содействии службы занятости трудоустроено 900 тысяч человек, в том числе 600 тысяч безработных.

За пять лет организованы оплачиваемые общественные работы для 350 тысяч человек, включая 190 тысяч безработных. Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тысячи человек. С 2011 года получили субсидии для организации предпринимательской деятельности почти 12 тысяч безработных. Каждый пятый безработный относится к категории граждан, нуждающихся в особых мерах соцзащиты и не способных полноценно конкурировать на рынке труда. Для их трудоустройства предпринимаются специальные меры. Так, ежегодно нанимателям устанавливается броня для приема на работу более 20 тысяч человек. За 5 лет обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тысячи инвалидов и создано для них почти 600 специальных рабочих мест. По словам специалистов, с 2014 года наблюдается постепенное снижение спроса на рабочую силу. При этом отмечается сокращение удельного веса вакансий по рабочим профессиям. В результате уменьшения количества вакансий и увеличения количества безработных коэффициент напряженности на рынке труда в конце прошлого года достиг 1,5 безработного на одну вакансию. Одной из основных причин дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу является недостаточная степень согласованности предложения образовательных услуг и спроса на них на рынке труда. Несмотря на рост потребности нанимателей в работниках рабочих профессий, рынок образовательных услуг по-прежнему ориентирован преимущественно на выпуск специалистов с высшим образованием. Недостаточная эффективность занятости проявляется в высоком уровне вынужденной неполной занятости и высокой текучести кадров. Это одни из наиболее значимых проблем на рынке труда. В последнем пятилетии численность уволенных работников ежегодно на 50-60 тысяч человек превышала численность принятых, коэффициент замещения работников (соотношение принятых и уволенных) по сравнению с 2010 годом уменьшился с 102% до 90,3%. Высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на мотивацию работников к повышению уровня квалификации, росту интенсивности и результативности труда. Наниматели и работники недостаточное внимание уделяют вопросам профобучения. Ежегодно различные виды профессионального обучения проходит около 11-14% списочной численности работников, соответственно периодичность обучения и повышения квалификации составляет около 7-9 лет. Этого недостаточно для обеспечения актуальности компетенций работников и высокого уровня квалификации, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Более того, охват работников обучением из года в год снижается. В 2016-2020 годах ситуация на рынке труда республики будет формироваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Эти тенденции во многом обусловлены модернизацией производства и внедрением ресурсосберегающих технологий, ростом производительности труда и сокращением избыточной занятости. Более высокие темпы сокращения уровня занятости в сельском хозяйстве обусловлены сокращением численности трудоспособного населения в сельской местности.

«БелТА» Дата публикации: 15:37:08 07.03.2016

Читать статью полностью на портале «СБ»:

Марианна Щеткина, министр труда и социальной защиты Республики Беларусь: – От повышения пенсионного возраста не уйти.

Лидия Ермошина, председатель Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов: – Мы не можем существовать, как некий социальный оазис среди общего мира. У Беларуси нет экономических возможностей для сохранения подобных льгот. Пенсионный возраст нужно повышать.
Источник:
Итак, пенсионеров решили в очередной раз "использовать", теперь уже в качестве рабсилы.

И какую же работу предлагают пожилым людям?

- Да как и прежде, самую неблагодарную.

Какую выгоду получит государство от повышения пенсионного возраста?

- Считается, что увеличится число работающих, а значит, сократится дефицит средств фонда соцзащиты, из которого платятся пенсии. Также это даст прирост ВВП более чем на один процент начиная с 2019 года. Эксперты уверены, что, если увеличить срок ухода на заслуженный отдых хотя бы на один год, – в бюджет польются денежные реки. Что сделает прочнее берега многих соцпрограмм, рассчитанных на пожилых. К примеру, если бы реформу провели в прошлом году, то на пенсию не вышло бы 141,7 тысячи человек. Только на выплатах им могли бы сэкономить почти 260 миллионов долларов.

Гладко было на бумаге, да забыли "эксперты" про овраги.
Сегодня сложилась такая парадоксальная ситуация: чем больше мы работаем, чем больше производим, тем больше мы затовариваем склады предприятий, тем больше становится задолженность банкам. Только на заработную плату нашими предприятиями взяты кредиты на два триллиона рублей, на складах сегодня  лежит готовой продукции на несколько миллиардов долларов. Безработица у нас небольшая, но она все же есть.

Поэтому простое, механическое увеличение пенсионного возраста не только ничего не даст, но и усугубит наши "хронические" болезни: затоваривание складов,  задолженность перед банками и низкие доходы значительной части населения.

Средняя заработная плата у нас вроде бы неплохая, но на фоне Европы и даже России, мы по этому показателю пока отстаем, причем самыми отстающими у нас почему то являются "кандидаты в пенсионеры" - те у кого трудовой стаж еще советский, а специальности по большей части самые нужные, те же токаря, почтальоны, педагоги и медики.

Сохраняя для них низкую зарплату, с которой и отчисления в пенсионный фонд небольшие, государство само себя загоняет в угол. Пенсионеру по нашим законам полагается гарантированный прожиточный минимум, поэтому тем, кто со своей низкой зарплаты отчислял мало, государство доплачивает за счет тех, кто отчислял много, а это не только ведет к уравниловке, но и снижает мотивацию к высокооплачиваемой, но более тяжелой работе.

Еще в 1776 году английский ученый Адам Смит в своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" писал, что средства производства - машины и оборудование можно не только купить, но их можно изобрести, а трудовые навыки, полученные в ходе трудового обучения он приравнивал к основному капиталу.

Как же мы относимся к человеческому и в первую очередь интеллектуальному капиталу своей страны?
- Из рук вон плохо. За прошлый 2015 год в Национальном центре интеллектуальной собственности было зарегистрировано менее 800 заявок на изобретения, причем значительная часть заявителей, это иностранные предприятия.

Для тех кто "не в курсе" поясню. Патент на изобретение это не простая бумажка, он защищает исключительное право патентообладателя на использование изобретения, хорошо когда заявитель и патентообладатель "наш человек", когда он думает о своей стране, о ее развитии и процветании, а о чем думает иностранный обладатель белорусского патента? А думает он о получении прибыли. Получив исключительное право на использование нового технического решения, он тем самым лишает белорусские предприятия возможности его безвозмездного использования. Теперь кто бы у нас в стране не пытался использовать это изобретение должен платить патентообладателю, который сидя где то за океаном получает прибыль практически ничего не делая. Фактически это колонизация страны. Воспрепятствовать этому могут только свои - доморощенные изобретатели вроде Кулибина или Калашникова.

Мы знаем немало людей, посвятивших свою жизнь борьбе с колониализмом, это и Джордж Вашингтон и Патрис Лумумба и Че Гевара. А вот Марианна Щеткина и   Лидия Ермошина среди них пока не числятся и вот почему. Заставляя белорусов работать по иностранным технологиям, так как своих изобретателей они в упор не видят, они фактически становятся на сторону колонизаторов, становясь  "работорговками" вроде Себастьяна Перейры.

Создание нового технического решения (изобретения) это процесс очень непростой, требующий от автора немалых трудозатрат, в первую очередь умственных. Чем больше в стране своих изобретателей, чем больше они создают изобретений, тем она богаче и наоборот, в некоторых африканских странах патентное ведомство ограничивается лишь регистрацией иностранных патентов. Бразильцы гордятся девятнадцатью процентами национальных патентов, принадлежащих бразильским патентообладателям. А мы у них самолеты покупаем.

Наш Национальный центр интеллектуальной собственности ведет себя в последнее время как то странно. Заявочные патентные пошлины теперь почему то исчисляются у нас в долларах США, до недавних пор они исчислялись исходя из размеров базовой величины, в результате чего они выросли  в разы, поэтому национальные заявители попросту перестали подавать заявки на выдачу патентов.

Я бы назвал это дезертирством с инновационного фронта, открывающее путь к нашим природным и трудовым ресурсам разного рода колонизаторам. И что самое обидное, первыми среди  дезертиров бегут "генералы" будь то председатель Государственного Комитета по науке и технологиям, академики Национальной Академии Наук и Марианна Щеткина вместе с ними.

А не пора ли, вспомнив  наше славное прошлое, издать Приказ "Ни шагу назад!", по которому поставить на пути бегущих заградительный отряд в виде инновационного пенсионного фонда?

Чем будет заниматься этот "заградотряд"?
- Ставить к стенке "паникеров" думаю не стоит, у нас и так людей не хватает, а вот обеспечить авторов изобретений материально сегодня жизненно необходимо.

Где взять деньги для такого фонда?
- Они у нас под ногами валяются. 80% батареек, выбрасываемых в настоящее время жителями Минска, вполне пригодны для использования по прямому назначению, причем даже без каких либо их переделок или перезарядок, достаточно просто измерить напряжение в них перед тем как выбрасывать. Между прочим, ежегодные расходы минчан на батарейки составляют не менее десяти миллиардов рублей, так что с учетом расходов на контрольно-измерительные приборы, можно иметь ежегодно до пяти-восьми миллиардов рублей.

Сколько у нас в стране изобретателей?
- Судя по количеству  поданных заявок, совсем немного, не более одной-двух тысяч. Так что разделив восемь миллиардов на две тысячи, получим четыре миллиона в год. Немного, но на оплату  пошлины за подачу десятка изобретений все же хватит. Таким образом мы сможем выставить против "колонизаторов" прочный "забор" из десятков тысяч национальных патентов.

Слабым местом  у нас традиционно является подготовка изобретений к практическому использованию. Но и на это можно найти деньги, например используя отечественное "Комплексное удобрение - мелиорант пролонгированного действия", на которое у меня имеется патент. Ежегодно в нашей стране на удобрения расходуется около двух с половиной миллиардов долларов,  используя мое удобрение можно сократить эту цифру наполовину, а это значит, что не менее миллиарда долларов будет вложено в инновации.

Если с умом использовать эту сумму, то всего через год - два страну будет не узнать. Вот тогда мы действительно превратимся в цветущий оазис, к нам из Японии и Эмиратов за опытом и деньгами потянутся...

Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР

Андрей Бухаров

Фаниполь, 09 марта 2016 года 


Рецензии
Очень много нового о современной Белоруссии узнаю из Ваших статей.

Успехов Вам и вдохновения.

Вера Вестникова   10.03.2016 21:24     Заявить о нарушении