Память

Память. Она так прекрасна, но так жестока. Она заставляет тебя помнить все, не только радость, но и горе. А ведь правильно говорят, горе запомнить легче, потому что оно всегда оставляет шрам. Сколько же шрамов у нашей истории! Многие до сих пор кровоточат...
Каждый год 18 февраля я приезжаю в Волгоград. Вновь и вновь я возвращаюсь к старенькой, насквозь проржавевшей карусели. Снег летит в лицо. Ветер, колючий и безжалостный своим холодом подбирается к самому сердцу. Он шепчет: «Отпусти... Забудь...» Но это забыть нельзя. Забыть это – значит предать память предков. Когда-то, не так давно, всего лишь 75 лет назад, на этой карусели седели мои бабушка и дедушка. Они весело смеялись, радовались новому дню, скорому окончанию школы, взрослой жизни. Они не знали, что им остался всего лишь год...
Эта карусель – их место. Здесь они познакомились. Здесь впервые взялись за руки. Здесь погибла моя бабушка. Возвращаясь каждый год на это место, я вижу все, что они пережили их глазами...
***
Бабушка.
22 июня – сегодня у нас выпускной! Все девушки одеты в прекрасные платья, а какие мальчишки... Ух! Красавцы одним словом! Вот только потанцевать не удалось...
По радио объявили: «Немецкая армия вторглась на территорию СССР» Так началась Великая Отечественная война… Все плакали. Это было действительно ужасно. Осознание того, что жизнь, которая текла мирно и прекрасно вдруг в один миг может рухнуть, невыносимо. Казалось, война нас никогда ни коснется, а тут… Не передать словами всю боль и страх, который мы испытали.
Как дальше быть никто не знал, единственное, что все понимали, это то, что нужно помочь своей Родине. А вот как? Для парней этот вопрос даже не стоял. Они все собрались на войну. И мой Семён. А ведь мы собирались пожениться. Что теперь мне осталось?
Прощаться мы пришли на нашу карусель. Я не могла произнести и слова. Все, что я могла дать ему сейчас – свою любовь.
А на утро он ушел. Я долго смотрела ему в след. Пошел дождь. И слава Богу! Он скрывал мои слезы. А сердце режет болью расставание. Все, что мне осталось - это Надежда, Вера и Любовь. А мысли разлетаются. Разлетаются птичьей стаей. Дикой, не прирученной. Я буду жить надеждой, надеждой на то, что он вернется.
***
Дед.
Я сижу в горах. За спиной винтовка. Подо мной рюкзак. Кажется, что мы уже призраки. Но все же как-то дышится, мечтается, а значит живем. Мы сидим у костра. Кто-то перебирает струны гитары. Мы не отчаиваемся, мы ждем. Ждем рассвета, ждем боя. А как же там моя Софьюшка? Только бы с ней все было хорошо. Тоска сковывает грудь. Мешает дыханию. Сколько наших уже погибло! А сколько их погибнет завтра! А может я погибну с ними. Так, наверно, думает каждый боец. Но мы все отводим глаза, не даем себе признаться и верим, что не увидим смерти товарища.
Туманные горы, зеленые склоны – теперь это наша Родина. Каждый из нас испытал столько боли. Смерть гуляет в открытую, не щадит никого. Вчера убили шестнадцатилетнего паренька. Жить бы да жить! Но нет! А кому это надо? Нет, не так... Зачем им это надо? Страшно представить, что станет с его матерью... Наверно, именно здесь, в боях, выковывается настоящий русский Человек. Судьбы калечатся, но это только закаляет стальной русский дух!
На востоке начало светать. Заря уже светится. Мы собираемся в бой.
Сижу с винтовкой за скалой. Жду сражения. Жду приказа. Печаль и тоска отступают Сожаления нет. Есть долг.
***
Бабушка.
Наконец-то пришло письмо. Я чувствовала не радость, нет. Хотя и ее может быть тоже. Я чувствовала любовь и грусть. Удивительно, один маленький конвертик перевернул всю мою душу. Так печально, так грустно. И так радостно – ты жив. Но ты не придешь. Не важно какая погода, ветер, солнце или дождь, не важно какой день недели – потому что ты не придешь.
Одинокая слезинка катится по щеке. Но я со смахну ее, ведь знаю, что ты всегда со мной Ты и наш малыш...
***
Дед.
Птицы затихли. Над горами плывут грозовые тучи. Я знаю, ты меня ждешь. И как же обидно признавать, что я смертен. Так не хочется нарушать твою жизнь. Ведь мы – одно целое. Но ты... Ты должны жить, слышишь? Я знаю, что слышишь. И не важно, что между нами километры. Километры боев, километры крови, боли и смерти. Я верю в тебя, моя родная, я верю в нашу любовь. Ты справишься, я знаю. Все будет хорошо.
Все мои мысли с тобой, Софья. Как же я хочу, чтобы мы снова были вместе. Приснись мне ночью, родная. Пусть хотя бы на этот миг мы будем вместе... Как же я скучаю.
Наконец настал вечер. Как радостно осознавать, что мы стали ближе на целый день, что мы скоро увидимся.
***
- Нееет! – раздался над горами пронзительный крик.
Она погибла. Её убили. Его жизнь оборвалась вместе с ней. А ведь он думал, что он погибнет первым, потому что она должна жить. Почему она, почему не он?
***
Старшина.
Мужчина седел на глазах. Ни один бой, в котором бы он ни побывал не оставил седины на его голове. А теперь он покрылся сталью. А в ушах до сих пор стоит его крик. Крик, полный ужаса, скорби и гнева. Что теперь будет с ним?
***
Прошел месяц.
Как же он изменился. Наивный мальчишка стал угрюмым убийцей. А ведь раньше он был первым весельчаком в нашем отряде. С того дня он не сказал ни слова. Всегда один. На него страшно смотреть. Даже мне, хотя я видел уже столько, что можно сойти с ума.
А ведь у него где-то там дочка. Кажется, ее зовут Лида. Что теперь с ней будет? А ведь как он радовался когда Софья написала ему о дочери.
Я ни разу не видел, чтобы он плакал. От этого еще страшней. Такие люди – они ведь смертники. Будь проклята эта война! Как же мне жаль этих парней, они ведь никогда уже не будут прежними. Если вообще выживут. От моего отряда осталось всего девять человек. Девять пацанов, которые уже и не жильцы. Ведь завтра будет смертный бой.
И мы пойдем в него. Гордые, сильные, смелые. Мы знаем, что надеяться не на что. Мы знаем, что умрем. Но мы пойдем! Потому что это наша Родина. Ради них, тех, кто остался дома, ради наших детей, ради памяти тех кто погиб. Мы сразимся с фашистами, с этими нехристями. Народ узнает своих героев. Каждый из этих парней – герой!
И тогда, когда битва закончится, в нашу пользу, конечно, мы упадем на землю, раненые, измученные, упадем на бордовую от крови землю. И те кто выживет, они помянут нас, погибших за свободу земли русской, за нашу Родину. И наши дети будут знать и помнить. И наши внуки будут помнить. И наши правнуки будут помнить. Таков мой наказ.
- В бой! – прозвучит приказ и мальчишки пойдут на смерть.
Я знаю, хоть я там и не была. Там были мои дедушка и бабушка. Я вечно буду их помнить. Я расскажу свои детям. Я выполню наказ. Ради них, моих родных. Ради тех, кто сохранил нам мир и подарил спокойную счастливую жизнь. Ради нашего счастливого будущего. Ради того, чтобы это никогда не повторилось.


Рецензии