Мой Чернобыль

               

 Я не хотела надевать шапочку из газеты. Мы с родителями гуляли в Киевском зоопарке – это традиция на майские праздники ходить в зоопарк. Вдруг, из совершенно ясного неба на нас посыпался дождь. Даже не дождь – дождик. Мама сразу купила толстую газету и начала быстро-быстро складывать из нее такие шапочки, в которых ходят маляры. Она сказала:
-Экология плохая, бывают кислотные дожди, из-за которых люди лысеют. Мы можем или простоять под деревом, или продолжить прогулку, защитив головы.
Мама все знает – спорить с ней бесполезно. Все, и младшая сестра, и папа беспрекословно ей подчинились, а я нет – ведь я училась в шестом классе и у меня уже был мальчик. Перспектива показаться кому-то смешной пугала меня намного больше, чем смутная возможность облысеть. В нашей семье прилюдных сцен не бывает  - свою шапку я несла под мышкой.
Как все дети идут третьего мая в школу, так и я отправилась в свой интернат – до следующих выходных. Школа-интернат была специализированной – для детей, болеющих сколиозом. В одиннадцать лет я повредила спину и до полного полового созревания должна была укреплять свою осанку. Люди как-то странно смотрят на меня, когда я говорю об этом, но я воспринимала, свою жизнь в интернате, как должное. День мы отзанимались, как обычно, а вечером воспитатели заперли все двери:
-Надвигается страшный ураган, поэтому на улицу никому не выходить – из корпуса в корпус перемещаться только по крытым переходам, окон и форточек нигде не открывать – иначе разобьются.
Нашему глупому детскому восторгу не было предела – пол ночи мы скакали на кроватях, все ждали страшного проявления стихии. Так и не дождались и уснули, удивленные, что никто нас не пытался усмирить. Утром классная руководительница объяснила, что ураган до нас не дошел, но дойдет обязательно, и мы продолжаем его ждать, а еще, согласно новым санитарно-гигиеническим нормам, влажную уборку помещений необходимо производить два раза в день. Расстроились мы, конечно, страшно.
Время шло – ожидание урагана все никак не отменялось. Мы, дети, начали чувствовать какую-то недосказанность и тревогу. Ни радио, ни, тем более телевизора у нас не было, а телефон – наш единственный источник связи с внешним миром, видимо отключили. Дети воспитателей и учителей перестали приходить на занятия. Взрослые на наши расспросы ничего не отвечали. По одну сторону окон звенел великолепно солнечный, поющий и цветущий май, а по другую – томились мы, притихшие и растерянные.
Шестого мая в интернате появилась моя мама, раньше она никогда не приезжала ко мне посреди недели, сразу прошла в кабинет директора, потом завуча, затем нашла классного руководителя, собрала мои вещи и, дождавшись окончания урока, увезла меня домой. Всю дорогу, полтора часа на трех видах транспорта, мама молчала, а я не задавала вопросов. Дома стояли чемоданы, сестренка веселилась – не надо идти в школу, а папа сидел, чернее ночи. Мне все объяснили, по-взрослому. Звание взрослой я получила с рождением сестры Тани – в пять с половиной лет и при вечно отсутствующем отце, он военнослужащий, я стала главным доверенным лицом мамы и старшим советником в семье. Умнее, чем полагалось по возрасту, я от этого не стала, но от чувства постоянной ответственности за все происходящее вокруг меня я не избавилась до сих пор. Поняла я очень мало – Чернобыль, взрыв, трагедия, опасность для здоровья и мы уезжаем в Ленинград, к маминой сестре сегодня же, без папы.
Больше всего мне запомнился перрон Киевского вокзала. К своему вагону мы протискивались сквозь мешки, чемоданы и узлы. Папа шел впереди, мы с сестрой посередине, а мама сзади. Какой-то мужчина больно толкал маму углом ящика в спину – чтоб она шла быстрее и она, не выдержав, сделала ему замечание. Мужчина не унимался.  Тут папа развернулся ему навстречу, начал что-то говорить, а мужчина заорал злыми неслыханными словами. Папа, всегда сдержанный и тихий, как-то напрягся и переменился в лице. Я испугалась за него и выскочила между ними, как боевой воробей:
- Не трогайте моего папу! – закричала я, закрывая своим худеньким тельцем родного человека.
Мы чудом оказались в вагоне. Как-то молча и трагично распрощались с папой. Состав тронулся, и люди, пытаясь на ходу взобраться на поезд, цеплялись за поручни, а проводники отрывали их пальцы и закрывали двери. У нас было два плацкартных места, и мама всю ночь просидела в ногах у сестры, а мои ноги под утро упирались в чей-то бок, но я не возмущалась – вагон был переполнен, некоторые люди простояли всю дорогу, 22 часа, в тамбуре.
Когда я смотрю фильмы про войну, эвакуацию, то всегда вспоминаю наше бегство из Киева. Потом я узнала, чего стоило маме забрать нас с Таней из школ – сестру даже отчислили, как папа называл ее паникершей и дезертиром – он, офицер Советской Армии, не мог себе позволить даже думать, что весь этот ужас возможен.
В Ленинграде наш поезд встретил военный патруль и пассажиров, сходящих с него, направляли в медпункты вокзала. Всех обмеряли дозиметром и, по-моему, просто отпускали. Позже, мы уже сами, ездили в Ленинградские бани на замер уровня накопленной радиации. «Зашкалило» только на Таниных волосах, да так, что ее роскошную светло-русую косу решили попросту обрить, но тут один из медиков догадался снять с нее банты. Они так там и остались в этих банях, а волосы сестренке оставили.
Все лето мы провели в Ленинграде. Я помню, что было очень скучно, не по-киевски холодно и дождливо. К началу занятий в школе мы вернулись домой. Все было, как обычно: взрослые работали, дети учились и о произошедшем напоминали, разве что, рано пожелтевшие березы с маленькими, какими-то «детскими» листиками.
Ближе к Новому году папа перевелся в Южную группу войск и мы, после второй четверти, уехали в Венгрию. Окончание мною одиннадцатого класса совпало с выводом войск, и мы все  организованно вернулись в «Союз». Мне не было суждено остаться киевлянкой – после слабой гарнизонной школы, без подготовки и знанием украинского языка на уровне начальной школы мне бы ни за что не удалось поступить ни в один из киевских ВУЗов. Зато я сразу поступила в Университет на Урале, где жили наши родственники, закончила его и в Киев уже не вернулась.
Мои родные продолжают жить в Киеве.  Я приезжаю к ним, при первой возможности. Киев меняется. Иногда, я его уже не узнаю. Но что бы ни происходило в политике, в сознании украинцев и русских, города прекраснее для меня не существует.


2002


Рецензии
Да вот такова наша жизнь !!!Миром правит сатана Мы все заложники его козней Принять Христа только так спасемся Сей час вот надвигается война России с Украиной Мир сошол с ума Остановить этот бред вот наша задача

Григорий Фролов   19.12.2018 23:33     Заявить о нарушении
Делать Росси больше нечего, как с соседями воевать. Русские пойдут на Киев? Кому оно надо?

Мурад Ахмедов   16.03.2019 11:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.