Пора в дорогу

                В три часа ночи 14 мая я был разбужен, нужно было вставать, ко двору подъехал заказанный накануне автобус в совхозе.

              Я только разоспался после насыщенно проведённого  вечера, с трудом уселся на диване, не мог разодрать глаза, тут же напал на меня не понятный зуд.

          Раскачиваясь, чесал то голову, то один бок то другой, поковырялся в носу, надел рубашку, натянул штаны, долго искал носки, затем побрёл на крыльцо сунул ноги в старые туфли и в полусонном состоянии побрел в сторону туалета.

            Выйдя на угол кухни пристроенной к дому, к своему удивлению увидел, что за столами сидела ещё приличная компания, в отличие от ушедшей молодёжи, многие из  старшего поколения продолжали отмечать моё отбытие в армию.

           Увидев меня идущего в туалет, по приветствовали, я ответил взаимностью.

             Возвращаясь обратно, чтобы умыться у рукомойника,  было предложено матушкой перед дорогой поесть, чего - чего, а меня ещё от вчерашнего подташнивало, я отказался на отрез, как и выпить стопочку.

               В это время в темпе  в салон автобуса автобус загружалась еда и выпивка, в виде десяти литрового баллона с самогоном.

            В мой рюкзак матушка напихала еды, одному за неделю не осилить, алкоголь не стал брать по совету брата, сразу отберут по прибытию на сборный пункт.

              Утро было прохладным, надел фуфайку и свою белую фуражку, проверил по напоминанию отца наличие паспорта и  повестки, денег тоже с собой много не брал,  20 рублей вполне достаточно.

            Как объяснил брат:
                -  В карантине если не сержанты отберут, то стоящие в наряде обязательно проверят карманы, в то время когда будете бегать на физзарядке.

        Нужно было поторапливаться, дорога предстоит не близкая и   ровно 6.00 утра обязан пересечь порог горвоенкомата.

                У двери автобуса попрощался с теми, кто оставался здесь, затем волоча  за собой рюкзак, добрался до заднего сиденья, где завалился на него досматривать сны.

             Салон автобуса заполнился теми, кто решил меня проводить до самых дверей  военкомата.

           Весь автобус слегка качнулся в тряске, завёлся мотор, включилась задняя передача, автобус сдал назад, развернувшись, выехал на дорогу, с перегазовкой переключилась передача.

            Автобус, подпрыгивая по хуторской дороге повёз меня и провожающих к трассе, там, на ровной асфальтированной дороге под гул колёс я уснул. 

              Ехали, скорее всего, через Георгиевск, этого я точно знать не мог, так как глубоко спал.

              Проснулся – очнулся я, когда автобус, сдавая назад в горку затормозил и остановился напротив военкомата, отчего я едва не упал с сиденья.

             Было начало шестого, рассвет едва только потеснил ночь.

           Вышли из автобуса размяться после дальней езды, преодолели не меньше сотни километров, за удачный приезд желающим наливали соточку самогона.

             Незаметно рассвело, народу прибывало, среди которых мелькали лысые головы призывников.

            Тянувшееся время вдруг ближе к шести часам заторопилось, побежало, стали прощаться, дядя Вася  с отцом  слегка прослезились, им - то понятно было, не на курорт еду.

             Тётки старались держаться, смахивая слезинки платочками, старались поцеловать на прощанье, этого я немного стыдился, не маленький же, в конце то концов.


             Без пяти шесть я взял в руки рюкзак и перейдя дорогу и трамвайные пути, отправился к открывшимся дверям военкомата, у дверей мне так хотелось обвернуться, чтобы ещё раз посмотреть на родных.

          Хотя я там во всякие приметы не очень- то верил, но здесь, чтобы служилось хорошо, решил не испытывать судьбу, вошёл в двери не оглянувшись.

             Внутри помещения не смотря на такую рань, творилась не понятная суета.

            Вначале я не понял, вот прибыл во время на место сбора, а что делать дальше ещё не знал.

           Вскоре среди призывников увидел знакомые лица, жизнь как морская волна, вначале собирает всех вместе, чтобы потом следующей волной разбросать в разные стороны.

           Снова, можно сказать, мне повезло, прошедших подготовку в Ессентукском аэроклубе в июле – августе 1975 года, опять свела жизнь вместе.

              Мы были рады новой встрече, немного поговорили, а затем мне подсказали, в какой кабинет нужно сдать паспорт и повестку, а затем дожидаться, когда выдадут военные билеты.

                Паспорт и повестку у меня забрали, оставалось дождаться, когда заполнят документы.

           И вот выноситься первая партия готовых военных билетов, выкрикивается первая фамилия призывника и вручается ему новое удостоверение военнообязанной личности, партия вскоре роздана моего билета среди них не было.

                Выносили ещё и ещё, и только через час держу военный билет  в своих руках, открываю для интереса и проверки посмотреть, что там записано внутри и к удивлению вижу запись, гражданская профессия: Тракторист.

             Каждый раз, когда выносили партию военных билетов, предупреждали:
             -  Товарищи призывники! Внимательно просмотрите документ, если обнаружите неточность, обязательно зайдите, исправим.

            До получения мной военного билета, уже несколько ребят заходили в кабинет указывали на неточность и им заполняли новый билет.

          Я тоже решил сменить запись, мне не хотелось и не нравилось, чтобы в моём военном билете красовалась запись: Тракторист.

                Что я зря выучился на радиомеханника?

            Захожу в кабинет объясняю, что я окончил школу ДОСААФ, и желательно сменить запись.

          Быстренько поднимается моё дело, но в нём отсутствуют такие данные, разводят руками, ничего поделать не могут, нужно было раньше об этом позаботиться.

          А ведь времени у меня было до безобразия много, даже не знал, как его с пользой использовать.

            Вот ехал же за водкой, мог проехать пару остановок выше и зайти в военкомат, показать удостоверение.

             Из - за такого не продуманного пустяка так и осталась запись в военном билете: Тракторист.

             Получивших военные билеты попросили пройти во двор, где проверили наличие содержимого рюкзаков, конфисковав весь имеющийся алкоголь, с которым ребята расставались с неохотой, а затем  предложили  занять места в стоящем «Икарусе».

             Толпа призывников ринулась занимать места, я протиснулся с рюкзаком по проходу, где - то в середине со стороны водителя занимаю место у окна, рюкзак запихиваю под ноги.

                В восемь часов утра отворяются ворота и автобус выезжает на боковую улицу, заворачивает на право, подъезжает к улице 40 Лет Октября, притормаживает, я пытаюсь сквозь окна увидеть свой автобус и родственников, они стояли на том же самом месте, посматривая на здание военкомата.


        Резкий стук в моё окно заставил меня повернуться, автобус начал движение, за окном увидел брата, который шествовал рядом с автобусом.

             Брат махнул мне рукой, что - то кричал, но я толком  не слышал,  о чём он мне пытался докричаться, слишком шумно было в салоне, на всякий случай я кивнул головой, что понял, помахал на прощанье ему рукой.

            Автобус переехал через трамвайные пути, повернул налево и повёз нас на подъём к окраине  города.

               Объехали круг, выехали на трассу, взглянув с  грустью по правую сторону, место дуэли Лермонтова, прощался я  с городом на два армейских года.

08  март 2016 г.


Рецензии