Листья жёлтые, скажите, что вам снится 5-4

                (Блики жизни, пером  сохранённые)
                Серия 5/4
                Не лёгкий жребий, не
                отрадный,      
                Был вынут для тебя судьбой

                И рано с жизнью

                беспощадной
                Вступила ты в неравный

                бой.
                Ты билась с мужеством немногих
                И в этом роковом бою
                Из испытаний самых строгих
                Всю душу вынесла свою.

                Нет, жизнь тебя не победила,
                И в отчаянной борьбе
                Ни разу, друг, не изменила
                Ни правде сердца, ни   себе.
                Ф. Тютчев
Мой «роман» с областной газетой « Рудный Алтай», который длился 45 лет!

Июнь 2011 года.
По уже сложившейся традиции прихожу в филармонию рецензировать концерт академической музыки и взять блиц-интервью у очередного гастролёра.
Гляжу, «а там другой бобёр», вернее, «бобриха», вся обвешанная фотоаппаратурой.
 С ней молодой мужчина,  беспардонно расталкивающий всех и вся:      - Мы из «Рудного Алтая»!
Думаю: наверное у меня новый фотокор…    Но почему меня не предупредили?..
 - Нет, я и писать буду сама.
Я отошла от интервьюируемого, уж очень унизительной была ситуация: я – человек медийный;  45 лет все привыкли видеть на полосе главной газеты области мои рецензии, очерки, репортажи…
И, надо же, даже не предупредили о смене декораций!
На следующий день звоню зам. редактора, кому обычно сдаю свои работы:
 - Нет, ничего не знаю, не в  курсе, никого не посылала; сдавайте  материал.
Сижу, тружусь, но интуиция подсказывает, что его на полосе не будет.
Так всё и вышло.
   Но и «бобрихинского» не было.
Ничего выяснять не стала.
Извинений никто не принёс.
Даже сотрудники, вроде бы дружественно ко мне настроенные, промолчали; не заступился никто.
Так бесславно закончился 45-летний роман с «Рудным Алтаем».

А как впечатляюще всё начиналось…
Однажды, в начале апреля 1967 года меня приглашают  в директорский кабинет музучилища, где меня ждёт снятая телефонная трубка:
 - Алло…
 - Вас беспокоит зав. отделом культуры областной газеты « Р.А».
Мы хотели пригласить Вас в качестве внештатного корреспондента для освещения музыкальных событий  нашего города (вопросы, уточнения, условия, etc, etc, etc).
22 апреля 1967 года на первой полосе мой материал «Музыка в жизни Ленина».
А дальше…  как снежный ком: рецензирование своих и гастролёров в рубрике «В концертном зале».
(Чтобы читателю  был понятен размах гастрольной жизни того периода, привожу некоторые данные, фамилии: оперный театр из Алма-Аты (многажды), где Ермек Серкебаев - Онегин удостоил меня своим вниманием, подарив фотографию с посвящением.
Группа «Спутник» из гастролирующего в Алма-Ате «Большого», получившая от меня вполне заслуженную прекрасную прессу, вознаграждённую «всегда для Вас открытыми дверями «Большого», где места давались не где-нибудь на выселках, а в артистической ложе или в центре, рядом с  правительственной.
О  С. Рихтере писала не только рецензию, но и обстоятельную анонсную статью, несколько минут общалась с ним утром в день концерта, когда он заезжал опробовать рояль. Тогда и автограф получила.
Великолепный, потрясающий хор мальчиков и юношей Эстонии, не только восхитивший моих начинающих «камертоновцев», но и заразивший их новыми творческими устремлениями.
Владимир Высоцкий тогда был не в фаворе, а мне нравился всегда. И мне представился случай не только  послушать его концерт, но и вместе с ним переехать с одной концертной  площадки на другую.
Я в нём не разочаровалась.
Театры оперетты или муз. комедии в 70-80 годы бывали каждое лето ((Улан-Уде, Иркутск, Томск, Караганда, Украина, Москва со знаменитым Герардом Васильевым).
А один из лучших виолончелистов мира, «поэт виолончели» Даниил Шафран восхищён был приёмом в камерном зале и побывал у нас аж 4 раза; одну из моих рецензий повёз в Италию, пригласившую его дать ряд мастер-классов.
Однажды, в крепкую морозную зиму, приехав в Москву, звоню ему и слышу: « А у вас в Усть-Каменогорске лопнул мост через Ульбу (соединяет два района города).
Это надо очень прикипеть к городу, чтобы так следить за его жизнью!
Дабы не утомлять читателя массой подробностей  просто назову без комментариев ещё ряд гастролёров: Р. Рымбаева, Л. Сенчина, джаз Утёсова, сёстры К. и Р. Лисициан…
А также дам маленький пример рецензушечки, кратенькой встречи и с одним из любимых певцов – Алибеком Днишевым:
Март 1995 года.
Иду в гримуборную  певца, только что отпевшего свой сольник.
 - Разрешите, Алибек Мусаевич?
 - О, Нелли  Ивановна, здравствуйте!
Для Вас я был, есть и остаюсь просто Алибеком.
(А мне как-то неловко: он уже «НАРОДНЫЙ», объехавший  с концертами пол мира).
 - У нас с Вами, как у  Дюма: встреча «Десять лет спустя».
 - Неужели столько прошло!?
 - Увы…
И пошли разговоры, воспоминания о нашей общей  Alma mater…
 - Я очень тяжело переживаю распад Союза. Это плохо вообще и худо для гастролирующего артиста. Мало того, что страна развалилась на части, так ещё и строй поменялся.
Теперь всё и вся приходится организовывать самому; у меня появился импресарио – двоюродный брат С. Абдуллин.
 - Что оставило наибольший след в душе за этот период?
 - Создание театра Алибека  Днишева и концерты во многих столицах мира, особенно в Париже.
 - И как Вам Париж?
 - Париж – всегда Париж!..

Рецензии – не единственный жанр, в  котором появляются на полосе газеты  мои работы.
 Статьи, очерки,  зарисовки, репортажи, литературные портреты и даже рассказы,  что уже «попахивает» литературой.
 Постепенно  значительно расширялись за счёт газет и толстых журналов СССР, России и Казахстана  и ареал, и география моих журналистских  работ.
Помню, как-то послала в «АиФ» на конкурс несколько фрагментов из недавно написанной повестушки «Память  - мой злой властелин» - выскакивает в ранге «Первой премии».
А вот и совсем уж любопытный случай: у меня ещё нет компьютера, приношу в  редакцию очень пронзительный рассказ «Я очень долго тебя искал» или «Встреча с сыном», предназначенный для спецкора главной газеты страны «Казахстанская правда» Виктории Шевченко, часто бывающей в  редакции «Р.А.».
Её в редакции нет. Оставляю материал у секретаря, а через день вижу его, уютно расположившимся под первым заголовком на полосе «Рудного».
Боже, что подумает Вика! А ведь секретарша обещала…
МИнуло  ещё пару дней.
Открываю «Казправду» и вот он – мой рассказ под вторым заголовком; ему, по-моему, и тут не плохо.
Оказывается,  зам. Главного, Владлен Шустер, наш с Викой общий друг и журналист божьей милостью, имевший (увы, безвременно ушедший от нас) особый нюх на интересные материалы, выискал его в секретарской кипе и «изъял», чуть не поссорившись с Викой.
Слава Богу, решили: газеты разноуровневые, что даёт право печатать в обеих.
Мало -  помалу,  не спеша, потихоньку, параллельно с журналистской работой стали  собираться материалы для книг, которых у меня ТРИ.
Наиболее близкой к журналистскому стилю, по материалам, тематике и тональности   является книга-фолиант «Время, пером сохранённое» (2008 г.).
По существу – это летопись музыкальной культуры города  в интерьере времени 1967 – 2007.
Книга сразу же стала и популярной, и очень востребованной, получив многочисленную и весьма  положительную  прессу, одной из статей которой завершу  «сновидения  жёлтых листьев»

Время, пером сохраненное
Пожалуй, более точного названия этой книге придумать нельзя. В ней собраны статьи музыканта, педагога, журналиста Нелли Мельниковой, опубликованные в газетах и журналах Казахстана и России за 40 лет. По сути, это панорама духовной, культурной и музыкальной жизни Усть-Каменогорска в разрезе времени. А еще — зеркало, в котором мы видим, как с этим временем менялись мы сами. От благоговения перед музыкальными пристрастиями вождя пролетарской революции, отрицания искусства, музыки и литературы, связанной с «социалистическим реализмом», до...
Вот этому «до» в книге отведена отдельная глава — «Высоты, которых отдавать нельзя». Не случайно в ней материалов собралось больше, чем в любой из восьми других, — это главная тема всех публикаций Нелли Мельниковой, о чем бы она ни писала — концертах, творческих коллективах, гастролях знаменитостей, земляках, оставивших след в культуре.
Автор книги в своей публикации, увидевшей свет в областной газете «Рудный Алтай» за 1988 год, цитирует письмо Максима Горького Илье Репину: «С некоторого времени развитие человечества идет криво: развивается разум и игнорируются чувства. Думаю, что это вредно для нас, нужно, чтобы разум и чувство слились в одной гармонии». Мысль о том, что духовность, нравственность в человеке более всего воспитываются искусством, красной нитью проходит через множество корреспонденций: «Общаться с красотой», «Впустите искусство в школы», «Болящий дух врачует песнопенье», «Духовности богатые дары»...
— Увы, взятые когда-то высоты мы отдали. К сожалению, выросло целое поколение, которое упущено в смысле большой культуры, — грустно говорит Нелли Ивановна. И имеет на это право. За 36 лет работы в Усть-Каменогорском музыкальном училище сменилось не одно поколение молодежи.
Сама она — разносторонний человек: кроме музыкальной педагогики стала уже профессионалом и в журналистике, проявила себя как знаток творчества Пушкина, заняв третье место в викторине ОРТ «Ай да Пушкин!», пишет прекрасные романсы... Знаменитый виолончелист Даниил Шафран рецензию Нелли Мельниковой на свое выступление в Усть-Каменогорске использовал на гастролях по Италии как характеристику его исполнительского уровня. Так что Нелли Ивановна может судить о духовном и культурном уровне людей.
 —Как раскрыть людям глаза на то, что культура — это то, что остается после нас? То, по чему о нас будут судить потомки. Если культуры нет, получается безнравственный чиновник, безнравственный судья, педагог, врач, — считает автор книги.
Издание ее — попытка еще раз напомнить нам об этом. Хотя «Время, пером сохраненное» родилась как бы по подсказке. Известный в городе архивариус Ирина Дурново предложила Н. Мельниковой оставить в архиве цикл опубликованных в разных изданиях ее работ — свидетельства тех или иных эпизодов культурной жизни областного центра. Теперь этот «архив» доступен всем, кому интересна история культуры Усть-Каменогорска.
В книге девять глав. Конечно, есть в ней и «Моя пушкиниана» — ряд не¬больших работ и большое творческое исследование, опубликованное в журнале «Простор».
«Бегство от повседневности» — рассказы, новеллы, эссе о природе, людях, животных.
Глава «Жребий» о сталинских репрессиях продолжает повесть «Память — мой злой властелин», опубликованную в журналах и отдельной книгой. Здесь же значительная исследовательская работа, посвященная творчеству алматинской поэтессы Норы Пфеффер.
Есть в книге статьи «Анна Ахматова и музыка», «Большой театр», рассказы о встречах с Высоцким и Святославом Рихтером, размышление о евразийстве Льва Гумилева. А еще более 60 творческих портретов и рецензии — Нелли Мельникова отозвалась на все значительные явления музыкальной культуры Восточного Казахстана: оперы, оперетты, концерты приезжих и местных знаменитостей.
«Здесь зажигаются звезды» — глава о музыкальных учебных заведениях, ученики которых прославляют наше Отечество за рубежом. Это сага о музыкальном колледже плюс рассказ о двух музыкальных школах областного центра. И о симфоническом оркестре, который стал своеобразной «визитной карточкой» культуры ВКО.
В предисловии к книге автор просит читателей обязательно обращать  внимание на дату публикации той или иной статьи, чтобы понять тенденции, дух эпохи, которую пережили мы и которую предстоит осмыслить тем, кто идет вслед за нами.
                Виктория Шевченко.
               «Казахстанская правда»


Рецензии
Меняются эпохи, сменяются социальные строи, артисты и репертуары...
Но музыка и литературное слово остаются!
А вместе с Музыкой и Словом остаётся их верная служительница Нелли Мельникова!
Пожелаем же ей крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых творческих успехов!

Рефат Шакир-Алиев   25.03.2016 04:32     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Рефат!
Это в честь чего же дифирамб?
Наверное в честь завершения "листопада", однако осень имеет привычку повторяться, а следовательно, и листопад - тоже.
Ничто в никуда не уйдёт безвозвратно,
И жизнь повторит это неоднократно.
Расскажет, что мы были,
Что искренне любили,
Что дружбой дорожили,
Что верили в себя.
(по мотивам любимой песни)
"Афориуспехов Вам!
Ваша Нелли.



Нелли Мельникова   25.03.2016 07:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.