Зачем нужна универсальная философия

      

              Кто в сердце мудрые начертит письмена,
           Тот будет каждый миг использовать сполна.
                Омар Хайям.


                Знание – это свобода,
                только разобравшись в себе и мире
                человек осознает свое место.
                М. Веллер.

                Каша в голове – это хаос в мире.
                Книга УФС.
               


УФС – это система многозначных понятий, одно из которых означает универсальную философскую систему или уникальное философское совершенствование. Это системное мировоззрение имеющее три основных назначения.
 
Во-первых, она должна отражать Универсум или Вселенную в трех ее главных составляющих: космологической вселенной, Человека, как субъекта этой вселенной и Общество, как социальную среду существования человека. Поэтому она должна в популярном виде излагать основные новейшие научные представления по указанным составляющим и создать на их основе подобие единой Картины Мира.

Во-вторых, она должна дать новейшую версию ответов на все основные вопросы философии, которые поставлены в философии Бытия, философской антропологии, социальной философии и теории познания. Это позволило бы наметить пути приведения в единую систему всего идейного многообразия, накопленного в сфере философии, науки и культуры. Кроме того это послужило бы выявлению главных реальных смыслов человеческой жизни.

В третьих, она должна стать инструментом, позволяющий каждому расширить свой кругозор, чтобы определившись со своими ценностями,  сформировать свою Вселенную Смыслов (ВС). ВС является одним из главных понятий универсальной философии и представляет собой индивидуальное и коллективное отражение реальной вселенной в сознании-разуме человека. Оно включает в себя не только отражение внешнего, но и внутреннего мира и является тем единственным мировосприятием, с которым имеет дело человек, поскольку реальный мир целиком и полностью субъективен, а объективная реальность есть недомыслие.
 
Это возможный шаблон или форма создания личной философии для каждого, упрощающий и конкретизирующий эту серьезную и сложную проблему. Без личной философии, являющейся основой твердых и позитивных убеждений, невозможно сделать правильный выбор в современной обстановке всеобщей  информационной войны, основывающейся  на пропаганде деструктивности, массированной лжи  и безудержной рекламе потребительства. Сверхзадача УФС, послужить ориентиром для формирования мировоззрения универсального человека будущего.

ВС является одним из главных понятий универсальной философии и представляет собой индивидуальное и коллективное отражение реальной вселенной в сознании-разуме человека. Оно включает в себя не только отражение внешнего, но и внутреннего мира и является тем единственным мировосприятием, с которым имеет дело человек, поскольку реальный мир целиком и полностью субъективен, а объективная реальность есть недомыслие.

УФС субъективная философия, однако это не означает, что окружающая действительность является иллюзией, поскольку существует коллективный опыт восприятия, передаваемый в поколениях, на основе которого человек познает законы реальности и творчески изменяет окружающее. Таким образом, субъективизм УФС –  это не эмпиризм, сводящий реальность только к чувственному опыту без критической оценки и не солипсизм, признающий мир ощущением только одного человека, что есть глупость, а является практическим осмыслением всей реальности самим человеком и для самого себя. Это практическая философия упорядочения представлений о реальности, а не конструирование отвлеченных умозаключений, которых и без того много.

Множество философских течений является не только отражением субъективного многообразия мировосприятия, но и показателем недостаточной глубины и объемности аналитического мышления, скользящего по поверхности явлений или абсолютизирующего какую-то одну сторону реальности. УФС использует синтетический подход, отражающий целостность и единство мира. Тем самым она становится  надежным путеводителем по идейной Вселенной общества, которое находится в глубочайшем идейном кризисе, означающем тупик развития и поиск новых смыслов.

По своей идейной позиции УФС находится в рамках философского направления называемого глобальным эволюционизмом (ГЭ). ГЭ, как философская концепция, оформился в 80-х годах прошлого века и основывается на теории нестационарной Вселенной, концепции биосферы – ноосферы и синергетике. Он рассматривает окружающую реальность как эволюционную динамику развития неорганического, органического и социального миров, в их единстве и взаимообусловленности. Целью ГЭ является развитие общеэволюционных представлений, которые, в перспективе расширяющегося горизонта познания, будут только нарастать.

Множество философских течений является не только отражением субъективного многообразия мировосприятия, но и показателем недостаточной глубины и объемности аналитического мышления, скользящего по поверхности явлений или абсолютизирующего какую-то одну сторону реальности. УФС использует синтетический подход, отражающий целостность и единство мира и опирается на достижения переднего края науки.

При создании новой философской концепции или системы следует избегать трех основных ошибок дилетантского подхода к научному творчеству. Во-первых, следует избегать построения системы стремящейся к универсальности, основывающейся на «открытии новых принципов». В реальности фундаментальных принципов не так много и они, как правило, уже известны и потому их и надо использовать. Во-вторых, следует избегать изобретения полностью собственной терминологии. Необходимо использовать общепринятую научную терминологию и дополнять ее только в крайней необходимости, избегая субъективных, специфических и формальных понятий. В третьих следует избегать несамокритичности в сравнении с известными философскими концепциями необоснованно их отвергая, что часто основывается на незнании массива информации и истории вопроса. Необходима методологическая сдержанность и осторожность в обобщении, чтобы избежать категоричности и абсолютизации, поскольку научный процесс всегда есть незавершенность. С учетом этого философская система может стать  надежным путеводителем по идейной Вселенной общества, которое находится в глубочайшем идейном кризисе, означающем тупик развития и поиск новых смыслов.

По УФС смысл жизни человека заключается в познании, любви и творчестве, которые присутствуют в каждом мгновении его жизни и образуют основу его Вселенной Смыслов Личности (ВСЛ). Однако в современном кризисном мире, построенном на приоритете денег, человек практически утратил все иные ценности и его ВСЛ из бесконечной сократилась до размеров его тела. Мысль человека замкнулась в круге телесных потребностей и простейших ощущений, которые являются лишь видимостью его свободы. Даже имея достаточно денег, человек часто не находит применения себе и проживает жизнь впустую, не поняв своей уникальности и, не узнав своего подлинного назначения, которое у каждого свое, хотя и общее для всех.

Современный массовый человек потребительского общества имеет четыре системные качества: 1) отсутствие понимания грани меры во всех отношениях; 2) двухмерное или альтернативное мышление, признающее только одну «истинную» идею; 3) несвязность, иллюзорность мысли, приверженной к мифам, суевериям и миражам, внушаемым властью; 4) отсутствие ясного субъективного целеполагания в личной и общественной жизни. Это делает его не способным к самостоятельному мышлению, нуждающимся в постоянном управлении и контроле и позволяющим другим манипулировать своим сознанием.
 
По сути, такой человек есть раб, сложивший стихийной общественной системы, которой приходит конец, но он неспособен понять происходящее и поэтому не может приготовиться к неизбежным переменам. Отсюда вытекает главная цель УФС  – проложить путь к свободному универсальному самоорганизующемуся человеку будущего (Homo universalis), которым может стать каждый и от которого зависит, каким будет это будущее.

Этот, пока гипотетический человек, может возникнуть на стыке биологической, информационной и технической сред, на основе современного сетевого человека. Для этого сетевой человек должен стать человеком информационным (Homo informations), работающим с реально значимой информацией, то есть достаточно информированным по широкому кругу проблем, и потому обладающим универсальным системным знанием. Это является единственным приемлемым выходом для сетевого человека, потому что ожидаемая полная интеграция человеческого разума с сетью приведет к превращению его  в программируемого киборга, а в перспективе и к исчезновению его из биологической среды.

Универсальность, системность и синтетический принцип подхода позволяют сократить избыточную мусорную информацию и тем самым почувствовать и понять суть происходящего и свою роль в нем. Одна из главных проблем человека в том, что хотя основы поведения и миропонимания закладываются в детстве при воспитании и обучении, но они готовят человека к жизни в некоем условном обществе, часто мало похожим на реальность. Поэтому, сталкиваясь с реальностью, он не всегда способен справиться с ее проблемами и тратит много времени на накопление жизненного опыта. Универсальное миропонимание позволяет существенно сократить этот процесс, оставив больше времени для полноценной осмысленной жизни.

В современном неоднозначном, усложнившемся и изменчивом мире нужен соответствующий ему инструмент познания, но достаточно простой и удобный для повседневного применения и таким инструментом может стать УФС. Поэтому индивидуальная универсальная философия должна просто и понятно объяснять самые сложные и «вечные» вопросы, должна показать единство целостность мира и человека, должна быть повседневным инструментом познания и действия, помогающим жить каждому человеку.
 
Однако УФС – это не откровение свыше, не набор абсолютных истин, не требующих доказательств, и не опровержение основ миропонимания, а всего лишь попытка упорядочения представлений человека об окружающем мире, самом себе и своей роли в нем. С другой стороны это способ расширения сознания, позволяющий создать свою обоснованную точку зрения по любому интересующему вопросу. Попросту, если есть «царь в голове», то не нужен и царь на троне.


Рецензии
Универсальная наука, имеющая четкие определения, доказательную базу и показавшая свою состоятельность для решения многофакторных задач природы и общества уже существует.
Это - трансдисциплинарность, принятая для обучения уже более, чем в 170 вузах России.
О достижениях и продвижении этой науки можно ознакомиться на сайте Института трансдисциплинарных технологий:

http://anoitt.ru/cabdir/novosti.php

Алеф Нун   02.01.2017 12:12     Заявить о нарушении
Трансдисциплинарность это всего лишь общиий аксиоматический подход к научным исследованиям на стыке наук, координации систем преподавания, принцип организации научного знания, энциклопедичность ученого. Это сравнительно узкая область научного подхода и преподавания, но ни как не философская система. С уважением, Геннадий.

Геннадий Мельников   17.08.2017 10:10   Заявить о нарушении
Трансдисциплинарность – наука, изучающая общие закономерности мироздания
в их взаимосвязи без разделения на отдельные дисциплины
Методология этой науки универсальна и не лежит на стыке наук, а проходит сквозь них, объединяя и помогая принимать обоснованные решения, а также прояснять и научно прогнозировать различные процессы и явления.
С уважением - Алеф

Алеф Нун   17.08.2017 13:39   Заявить о нарушении
Где же ее результаты? С уважением, Геннадий.

Геннадий Мельников   17.08.2017 14:31   Заявить о нарушении
Ссылку на сайт, где перечислены основные достижения указанной науки я уже давал.
Вот она: http://anoitt.ru/cabdir/novosti.php

Могу дополнить краткой информацией из сферы моей профессиональной деятельности:

31 мая 2016 г. в Сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы и современная наука» (3 часть) г. Киев, была опубликована статья Ноткина А.В., Мокия В.С., Урицкого М.Л. Трансдисциплинарные технологии в архитектуре.
АННОТАЦИЯ: Даются основные понятия и определения трансдисциплинарного подхода, положенные в основу экологической архитектуры Трансдисциплинарность – научное направление, изучающее универсальный порядок, лежащий в основе всеобщих законов и направленный на изучение объекта в его внутреннем единстве. Природная среда, как природный функциональный ансамбль, представляет собой геометрическую конструкцию из фрагментов, выполняющих в ней строго определенную функцию. Преобразование естественной природной среды средствами архитектуры будет гармоничным при условии, что оно проводится с учётом сохранения или использования главной функции каждого его пространственного фрагмента. В свою очередь, сами искусственные экосистемы (парки, скверы и т.д.), а также строительные объекты различного назначения, встраиваемые в природную среду, становясь ее фрагментами, должны приобрести свойства фрагментов ее функционального ансамбля. Применение трансдисциплинарной модели геометрической конструкции среды не препятствует использованию традиционных методов и средств архитектуры. В этом случае, архитекторы получают возможность целенаправленно планировать изменение состояния людей в объекте архитектуры, объекта архитектуры в природной среде, а также самой природной среды в присутствии объектов архитектуры, исключая вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств и непредсказуемых ситуаций. Использование методологии трансдисциплинарного системного подхода позволяет определить календарные сроки основных периодов жизнедеятельности искусственно созданной экосистемы, начиная от подготовки первоначальной бизнес-идеи до достижения целей, которую поставили ее создатели
Ссылка для цитирования: Ноткин А.В., Мокий В.С., Урицкий М.Л. Трансдисциплинарные технологии в архитектуре // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы и современная наука», 3 часть, (г. Киев, 31 мая 2016 г.). – C. 84-91.

Алеф Нун   18.08.2017 00:37   Заявить о нарушении