Школа в прошлом и настоящем Из цикла Посёлок

        Лучшие воспоминания большинства югокамцев связаны в первую очередь с неповторимыми школьными годами, что отнюдь не случайно: посёлку повезло на хороших учителей.  Вот что рассказал о своей учёбе в Юго-Камской земской школе  Александр Михайлович Циренщиков, редактор заводской многотиражной газеты “Корчевалка”: “Начальная трёхклассная школа в Юго-Камске помещалась в двухэтажном деревянном здании на базарной площади и подчинялась Пермскому уездному земству.

      Окончил я её в 1908-м году и поступил работать на завод, а когда в посёлке открылось двухклассное училище, я решил учиться дальше и записался в четвёртый класс. В программу преподавания входили арифметика, русский язык, геометрия, русская история и Закон Божий. Бывало, целая группа детей не выучит  урок Закона Божьего, тогда поп оставлял их в классе доучивать, и вечером, уже в потёмках, они отправлялись к нему домой и, сгрудившись толпой на кухне у порога, отвечали на вопросы попа.
   
      Русская история излагалась как история правления царей и императоров, и ничего не говорилось о жизни народа, о его борьбе с угнетателями. Вожаки крестьянских восстаний Степан Разин и Емельян Пугачёв изображались как злодеи и разбойники, которых церковь предала анафеме.
      
     До Октябрьской революции школа находилась под влиянием церкви. Каждое школьное занятие начиналось с общей молитвы перед иконой, а по воскресеньям в сопровождении учителей нас водили молиться в церковь. Первым учителем у нас был сын священника Виталий Михайлович Кашин. Это был молодой человек, добрый и деликатный в обращении, и мы уважали его.
   
      Со второго класса нашим учителем стал Николай Иванович Осокин. С ним закончил и двухклассное училище. Он хорошо знал и любил своё дело и пользовался всеобщим уважением. Бывшие школьники помнят, как Осокин устраивал для них Рождественскую ёлку. Он шёл к управляющему заводом, к купцам, к лавочникам, выпрашивал и брал всё. что дают – деньги, конфеты, орехи, пряники. Для бедноты покупал шапки и рукавицы.  Сколь радости нам это доставляло!”
    
      После революции Советская власть уделила особое внимание всеобщему обучению, коснулось это и посёлка. Дети учились восьмилетней школе по улице Советской, 153 и средней общеобразовательной. Школьные здания разбросаны были по всей территории, многие из них не отвечали элементарным нормам ведения обучения. В 1939-м году в Юго-Камске было девятнадцать классов средней школы и четыре класса начальной.
      
      В Протоколе № 12 от 03.07.1940 г. говорилось: “Начать пристрой к зданию средней школы № 2 со сроком окончания к 1 января 1941-го года. Привлечь к строительству все общественные организации и хозяйственные предприятия – завод, мехлеспункт, артель металлистов”. В суровые годы Великой Отечественной войны школы не обделены были вниманием властей. Привожу решение из Протокола № 23 от 08.12.1944 г.: “Выделить школам дополнительно земли пять гектаров.  Привлечь к обучению вечерней школе всех подростков до пятнадцати лет.  Детскую одежду и обувь распределять через школы. Оказать школам помощь в заготовке дров. Соблюдать чистоту и порядок в школах. Своевременно финансировать школы в объёмах выделенных средств”.
   
       Замечательные учителя работали в Юго-камской школе в послевоенные годы. Воспоминания о них приведены в книге краеведа Юрия Ширинкина “Юго-Камск. Время и люди”, вышедшей в  Перми в 2012-м году. Хочется сказать о некоторых из тех, кто учили меня. Помню Зою Фёдоровну Серёдкину, учителя биологии и химии. Невысокого росточка, худенькая, маленькая, она, несмотря на солидные годы, любила заразительно посмеяться, рассказать на уроках смешные истории, начиная их словами: “Знаете ли…”. Забавное в её рассказах нераздельно было связано с поучительным. Как и все щедрые душой люди, неизменно интересовалась она делами и успехами учеников в дальнейшей их жизни.
    
      В девятом классе нашим учителем истории стал Ворона Иван Васильевич, слепой учитель, потерявший зрение на фронте Великой Отечественной войны. Человек мужественный, волевой, заочно окончил он истфак пединститута и стал преподавать историю. Женился, имел двух детей – сына и дочь. В мои обязанности комсорга класса входило привести его к началу урока из учительской, следить за порядком во время урока да по окончанию его отвести Ивана Васильевича обратно. Помню, как однажды слабая ученица, из тех, что перебивались с тройки на двойку, вышла к доске отвечать заданную тему с учебником в руках да стала читать по книге. Класс замер в мёртвом молчании: все опустили головы, понимая, что на их глазах творится нечто гадкое, недостойное.  Прошла минута, другая…  Наконец, опомнившись, я сказала вслух: “Иван Васильевич, она читает по книге.” “Спасибо, Галя, я это сразу понял”, – последовал ответ. Нарушительница моральных норм тут же получила единицу за знания и поведение с вызовом родителей в школу. Повторять её поступок больше никто не осмелился.
   
      Запомнилась нам Левченко Тамара Николаевна, наша учительница математики и классный руководитель, высокая темноволосая и черноглазая красавица, приехавшая к нам с юга России. Говорили, что была она наполовину гречанкой. Интереснейшие внеклассные мероприятия проводила с нами Тамара Николаевна, знакомя нас, поселковых школьников, с классической музыкой и живописью. А какие разгоны давала она нам порой за невыученные уроки алгебры или геометрии! Но никому и в голову не приходило обижаться, коль ругали нас за дело. Позже две-три ученицы из нашего выпуска пошли по её стопам: стали учителями математики.
    
       Надолго запомнилась выпускникам разных лет супружеская пара Семёновых.  Географ  Евгений Кузьмич, буквально, встряхнул всю школу, организовав туристический кружок. Это по его инициативе организованы были раскопки на Костяной горе, принесшие известность посёлку.   Римма Яковлевна, его жена, была прекрасным учителем русского языка и литературы.
    Александр Иванович  Ширинкин был для нас не только требовательным учителем физики, но позднее и строгим, деятельным директором школы.
   
      Порой впечатления так переполняют человека, что хочется  воссоздать их в стихах. Такова была памятная встреча выпускников Югокамской средней школы 1965-го года, что состоялась 18 апреля 2015-го года –  уже через полстолетия. Я набросала о ней строки на мотив “Песни об Одессе”: 
      Есть школа, которую помнишь всегда,
      Не властны над памятью годы.
      И каждой весною нас тянет сюда
      Под светлые школьные своды
      В родном Юго-Камске, в навеки родном Юго-Камске.
   
     Наш выпуск был особенным: мы встречались едва ли не через каждые десять-пятнадцать лет, измеряя по этим датам вехи своей жизни. Встречались через десять, двадцать,  сорок, сорок пять лет и вот – уже через полстолетия. Школа – в помещении модуля начальных классов – приняла нас с особой сердечностью. Глядя на устроенные в нашу честь подлинно артистичные выступления первоклассников,  семиклассников и девушек из одиннадцатого класса, мы вспомнили себя юными, устремлёнными в будущее. Атмосферой какой-то особой теплоты, душевности, радости наполнена была торжественная часть, на которую приглашены были наши наставники, наши учителя: Александр Иванович Ширинкин – бывший учитель физики, директор школы, а ныне – почётный гражданин Юго-Камска, Анатолий Андреевич Левченко – учитель географии,  Раиса Павловна Палкина – учитель физвоспитания, столь необходимого всем для гармонического развития, и чуткая Лидия Васильевна Тарасова, библиотекарь, которая неизменно прививала нам любовь к чтению. Приветствия учителей, подаренные им букеты цветов, фотографии на память, полные благодарности ответные слова выпускников – всё это создавало неповторимую праздничную атмосферу:
      
         Наставники мудрые были у нас,
        Что знали не только предметы,
        Уроки добра нам дарили не раз:
        Мы им благодарны за это
        В родном Юго-Камске, в навеки родном Юго-Камске.
 
       Юбилейная наша встреча задумана была её ведущей Еленой Веселковой в стиле ретро – ностальгических воспоминаний о нашей пионерской и комсомольской юности в советскую эпоху. Татьяна Суслова  вспомнила, как правильно надо повязывать пионерский галстук, и успешно проделала это. Все мы наизусть коллективно произнесли клятву Павки Корчагина из романа Н.Островского “Как закалялась сталь”: “Самое дорогое у человека – это жизнь…”. Вспомнили забавные эпизоды в пионерлагерях и школьные шалости. Застолье чередовалось с песнями, шутками, приколами, разыгранными сценками. И всё же в начале встречи минутой молчания вспомнили мы тех, кто преждевременно ушёл из жизни, кого же не было рядом с нами.
   
       О выпускниках 1965-го года хочется сказать, что все они состоялись в жизни. Леонид Спехов после немалого опыта комсомольской и партийной работы несколько лет успешно возглавлял первое калийное рудоуправление в Соликамске. Это он с другими ответственными руководителями предотвратил превращение калийной отрасти в очередные “Рога и Копыта”  для любителей наживы, сделал производство рентабельным, нужным стране.
Николай Баранов трудился в пермской энергетике, Валентин Баландин занимался проблемами экологии. Среди наших выпускниц есть учителя математики и литературы, вузовский преподаватель, инженер по соцсоревнованию, экономисты, бухгалтеры, воспитатели детских садов, – словом, люди самых разных профессий. 
   
      Конечно, многие наши выпускники давно уже стали бабушками и дедушками, но своим детям и внукам передают они неувядаемый юношеский задор. А не встретиться ли нам ещё через пять лет, прозвучала мысль в конце вечера? Есть ещё порох в пороховницах!
       Есть выпуск, в котором любой ученик
       С друзьями не может расстаться.
       И пусть полстолетья промчались, как миг,
       Всё так же мы рады встречаться
       В родном Юго-Камске, в навеки родном Юго-Камске.
  Хорошим стартом во взрослую  жизнь стала для нас школа, поэтому так дороги для всех чудесные, неповторимые школьные годы.
   
         Ныне таких учителей, как наши замечательные наставники, уже нет. Нет и единой школьный формы: директор, учительницы и ученицы – все поголовно ходят  в брюках. Русская православная традиция предписывает женщинам не носить мужскую одежду, не терять женственности, традиция эта нарушена. Канули в прошлое аккуратные коричневые платьица с чёрными фартучками  в будние дни и с белыми – в праздничные, в них ходили в школу все    девочки  и девушки.  Скромным, небогато одетым, но духовно и физически здоровым было наше послевоенное поколение.
    
       В нынешней школе, по рассказам моих знакомых, имеют место постоянные срывы уроков: так порой “развлекаются” детки из неблагополучных семей. И управы на них нет. Нельзя выгонять из класса трёх-четырёх хулиганов, утверждают либералы, нельзя нарушать права ребёнка. Выходит, нарушать право целого класса на получение знаний можно?!  Вот и приходится незадачливым учителям давать детям огромные домашние задания. Выполняют их лишь единицы. Острой остаётся проблема образования и воспитания в современной школе. Решать её можно лишь на основе национальных и народных традиций, возрождая лучшие достижения дореволюционной и советской школы.


Рецензии
Очень интересно написали.Галина, в поселке было 2 школы- средняя и восьмилетняя. так и сейчас?В какой из них Вы работали?

Зоя Квачева   14.06.2019 20:12     Заявить о нарушении
Уважаемая Зоя, я работала в средней школе. Про библиотеку уточню у местного краеведа Николая Алексеева. В какие времена Вы жили в Юго-Камске и где живёте сйчас?

Галина Чудинова   14.06.2019 21:22   Заявить о нарушении
Галина, в 1975-6 г я работала в восьмилетней школе. Потом уехала к себе на родину, на Кубань, где и живу .Юго-Камск остался в сердце навсегда.Помню пруд, который замерзал зимой и мы ходили по нему, а в теплое время года плавали на лодке. Рада, что встретила Вас на прозе. Спасибо.

Зоя Квачева   14.06.2019 21:48   Заявить о нарушении
Зоя, мой электронный адрес chudinovag@mail.ru Можете написать мне. Где именно Вы живёте на Кубани? Если есть возможность, приезжайте навестить Юго-Камск. Поздравляю Вас с Днём Святой Троицы, желаю всего доброго!

Галина Чудинова   15.06.2019 15:29   Заявить о нарушении