Струнно-смычковые инструменты

(сценарий для телепередачи "Шишкин Лес")

Действующие лица:
ШУНЯ - мышка
КОКС - котик
ЗУБОК - волчонок
МУЗЫКАНТ

В комнате не прибрано, на полу много мусора. Шуня с веником растерянно смотрит на беспорядок.
ШУНЯ. И как же нам удалось так замусорить комнату? Ведь вчера было все чисто!
КОКС. Пустяки, Шуня! Давай лучше в «прятки» играть!
ШУНЯ (печально). Нет, не пустяки! Какой пример мы ребятам покажем? Здравствуйте, ребята.
ЗУБОК. Мальчики и девочки, здравствуйте! Не горюй, Шуня, сейчас мы тебе поможем! (Берет у нее веник и начинает подметать).
КОКС (обиженно). Ну, я так не играю! И кому он нужен, этот порядок? (С ворчанием уходит в угол).
Вдруг среди кучи мусора Зубок и Шуня замечают что-то яркое. Это открытка. Ее появление сопровождается волшебной музыкой и миганием разноцветных огоньков. Шуня подбирает открытку и смахивает с нее пыль. Ахает.
ШУНЯ. Мы чуть не выбросили открытку!
КОКС (подбегает и берет у нее открытку). Ура, ура, ура! Мяу!
ЗУБОК. Это же волшебная открытка! От музыканта!
ШУНЯ (коту). Теперь-то ты понял, зачем нужен порядок?
Кокс, словно бы не замечая ее слов, открывает и закрывает открытку, – звучит скрипичная музыка.               
КОКС. Нас снова приглашают в Королевство Музыки!
ШУНЯ. Помните, как сказал нам в прошлый раз Музыкант?
ЗУБОК. «В один прекрасный день…
КОКС. …вы найдете в своей избушке волшебное письмо-приглашение…
ШУНЯ. …Вы возьметесь за нее лапками, и…»
КОКС (кладет лапку на открытку). Раз!
ЗУБОК (делает то же). Два!
ШУНЯ. Три!
Звери попадают в Королевство Музыки. Их встречает Музыкант.
КУКЛЫ. Здравствуйте, уважаемый Музыкант!
МУЗЫКАНТ. Здравствуйте, мои дорогие! Я рад вновь приветствовать вас в моем королевстве!
Музыкант берет открытку, открывает ее, и под волшебные звуки скрипки внезапно преображается: на нем – старинный камзол и шляпа-треуголка.
КУКЛЫ. Ой, что это? Кто это?
ШУНЯ. Уважаемый Музыкант! Это вы или не вы?
МУЗЫКАНТ. Да, сударыня, вы угадали: я – музыкант. Маэстро. (Снимает шляпу и кланяется). Маэстро Страдивари. Я жил в Италии, в городе Кремоне 300 лет назад, но, замечу вам без ложной скромности, мое имя до сих пор известно во всем мире. Спросите кого угодно: кто такой Антонио Страдивари? – и вам ответят: это скрипичных дел мастер.
ЗУБОК. Каких-каких дел?
ШУНЯ. И много вы этого… скрипа… наделали?
КОКС. Ты что, Шуня! Наверное, не скрипа, а скрипок!
МУЗЫКАНТ. Именно! (Появляются изображения старинных и современных скрипок). А ведь чтобы сделать хорошую скрипку нужно быть немного волшебником. Я с самой юности работал над созданием этого чудо-инструмента, сделал тысячи проб, и лишь к шестидесяти годам добился своего. До самого конца своей жизни – а я прожил очень-очень долгую жизнь – я делал скрипки, каждая из которых – произведение искусства.
ЗУБОК. Маэстро Страдивари, а зачем же так много… Тысячи проб?
МУЗЫКАНТ. О,  мой юный друг! Мне пришлось сделать точнейшие расчеты пропорций, подобрать нужную толщину деревянных стенок, придумать состав чудодейственного лака, покрывающего инструмент, и множество других, не менее сложных вещей.
ЗУБОК. Вот это да!
МУЗЫКАНТ. До сих пор старинные инструменты кремонских мастеров остаются непревзойденными. Никто так и не разгадал секрета их поразительного звучания. Самое удивительное, что с годами звучание их не тускнеет, а, наоборот, становится лишь еще прекраснее. 
Звучит нежная скрипичная мелодия. Куклы так очарованы музыкой, что воспаряют к нарисованным облакам и качаются на них. На фоне музыки звучит голос Музыканта.
МУЗЫКАНТ. Нежный голос скрипки похож на человеческий. Скрипка умеет быть и ласковой, и озорной, умеет и плакать, и утешать, и дразнить, и смеяться. И хотя в своей семье скрипка – самая маленькая, она по праву считается королевой симфонического оркестра.
ШУНЯ. В какой семье? Разве у скрипки есть семья?
От этого прозаического вопроса музыка резко обрывается и куклы неожиданно спускаются «с небес на землю». Вместо Маэстро Страдивари рядом с ними – Музыкант.
КОКС. Уважаемый …м-м-м… маэстро! То есть… А где же…
ЗУБОК (подозрительно). А где же Антонио Страдивари?
МУЗЫКАНТ. Так ведь он жил триста лет назад!
ШУНЯ. А… а он нам сказал, что у скрипки есть семья.
МУЗЫКАНТ. Конечно, есть. Это струнно-смычковые инструменты. (Появляются скрипка, альт, виолончель, контрабас).
Они называются так потому, что вот эта волшебная палочка (показывает) называется смычок.
КОКС. А вот эти волшебные нити – струны!
ЗУБОК. Да это все скрипки, только разного роста!
МУЗЫКАНТ. Нет, Зубок, скрипка – только этот, самый маленький инструмент. А этот, побольше, – альт.
ШУНЯ. Но ведь они и вправду очень похожи.
МУЗЫКАНТ. Похожи-то похожи, а звучат по-разному. Звучание альта – более низкое, ведь чем длиннее струна, тем ниже, грубее звук. Это – виолончель, послушайте, как звучит она.
КОКС. А вот эта, самая большая скрипка, наверное – дедушка, и поет, наверное, басом.
МУЗЫКАНТ. Действительно, басом, он так и называется – контрабас (звучит контрабас).
ЗУБОК. На нем, наверное, только великаны играют.
МУЗЫКАНТ. Контрабас размером с высокого человека, но чтобы играть на нем, его не нужно поднимать, так же, как и виолончель. Музыкант сидит на стуле, а инструмент ставит прямо перед собой на пол. Семья струнных смычковых инструментов, хоть и небольшая, но очень дружная. Они любят собираться вместе, и исполнять пьесы для струнного квартета или оркестра. Но боюсь, что я уже утомил вас сегодня.
ШУНЯ. Ой, что вы! Было так интересно!
КОКС (капризно). Нам что, уже пора возвращаться? М-р-р!
ЗУБОК. Да, быстро время пролетело!
МУЗЫКАНТ. Ничего, друзья мои! Вы и не заметите, как пролетит время до нашей новой встречи!
КОКС. Значит, вы еще пришлете за нами волшебную открытку?
МУЗЫКАНТ. Конечно! Ведь я еще не рассказал вам об очень многих музыкальных инструментах.
КУКЛЫ. Ура!
ШУНЯ. Спасибо, дорогой Музыкант!
КУКЛЫ. До свидания, уважаемый Музыкант!
КОКС (хитро). Привет маэстро Страдивари!
Куклы снова в избушке.
ШУНЯ. Скрипка, альт, виолончель, контрабас.
ЗУБОК. Сколько же нового мы сегодня узнали!
КОКС (задумчиво). А может, попробовать? Может, и не понадобится делать тысячи проб?
ШУНЯ. Коксик, неужели ты хочешь сделать скрипку?
КОКС. Но ведь у Антонио Страдивари получилось!
ЗУБОК. Коксик, а по-моему, чтобы получилось что-то хорошее, надо очень много знать и учиться!
КОКС. Точно! Надо учиться! (Вздыхает). Вот подрасти бы еще немного.
ШУНЯ. И забыть бы еще про лень!
КОКС. Про лень? Да я уже забыл! Лень, уходи! (Берет веник и начинает подметать пол).
ЗУБОК. Я помогу! (Берет совок). До свидания, ребята! У нас сегодня еще столько дел!
ШУНЯ. До вечера! До новых встреч в Шишкином Лесу!

2006 г.

Чтобы посмотреть видеоролик ТВ-передачи "Шишкин Лес. Струнно смычковые инструменты", зайдите в раздел "Ссылки на другие ресурсы" на странице автора. Ссылка на видео в Ютубе:


Рецензии