Учим ноты

Время   Эфир         Автор       Съемка      Режиссер
Утро 15.04.06   Кантаржи     15.02.06   Федосеенкова

Действующие лица:
ШУНЯ - мышка
КОКС - котик
ЗУБОК - волчонок
МУЗЫКАНТ

В комнате Кокс, Шуня и Зубок складывают в шкафчик игрушки.
ШУНЯ (напевает без слов мелодию песенки «От улыбки станет всем светлей»). М-м-м-м-ти-ра-ри-ра-ра-а.
ЗУБОК. Ну вот, полный порядок! Доброе утро, ребята!
ШУНЯ. Здравствуйте!  (продолжает петь). Та-ра-ри-ра-м-м-м-та-ри-ра-рам-па!
КОКС (подхватывает). «…Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется! И тогда, наверняка…»
ШУНЯ. Коксик, а как ты догадался, какую песню я пою? Ведь я же без слов ее пела.
ЗУБОК. Подумаешь, без слов! Я тоже эту песенку сразу узнал. (Задумывается). А как же это получается?
КОКС.  Вот и я эту песню без слов узнал!
ШУНЯ. Может, эта песня такая… волшебная?
ЗУБОК. Не зна-а-ю.
ЗВЕРИ смотрят удивленно друг на друга.
ШУНЯ. Вот угадайте, какую я сейчас песню буду напевать? (Напевает на «ля-ля-ля» несколько песенок).
КОКС. Голубой вагон!
ШУНЯ. А сейчас? Ля-ля-ля-ля-ля!
ЗУБОК. Антошка!
ШУНЯ. Правильно… Только как же это получается?
ЗУБОК. Как, как? Нужно срочно к Музыканту идти.
КОКС. Правильно. Он нам все и объяснит!
В студии у Музыканта.
КУКЛЫ. Здравствуйте, уважаемый музыкант!
МУЗЫКАНТ. Здравствуйте, друзья! Милости прошу! С чем пожаловали?
ШУНЯ. Уважаемый Музыкант! Я пела песенки. Без слов. Просто - «ля-ля-ля», а Зубок и Коксик сразу догадались, что это за песенки!
ЗУБОК.  С первого раза!
КОКС. Все до одной!
ШУНЯ. Правда, правда! Только как же они смогли это сделать?
КОКС и ЗУБОК. Мы-ы-ы … не  зна-а-а-ем…
МУЗ.  Все очень просто, дорогие мои. Любимые песни мы поем очень часто, поэтому их мелодии, конечно же, легко запоминаем.
А вот композитору, который сочиняет много-много  самых разных мелодий, в том числе и для песен, приходится записывать их. Чтобы не забыть.
ЗВЕРИ. А мы…ничего не записывали…
МУЗ. Конечно, не записывали. Просто запоминали. Как говорят музыканты, на слух.
ШУНЯ. А как… композитор записывает эти мелодии? Буквами или цифрами?
МУЗЫКАНТ. Не буквами  и не цифрами, а нотами.
КОКС. А-а-а! Знаю, знаю - до, ре, ми!
МУЗ. Ну-ка, кто еще помнит ноты?
ЗУБОК. До, ре, ми…  До, ре, ми… Что же там дальше?
МУЗЫКАНТ. Хотите узнать, что дальше? Тогда – добро пожаловать в Королевство Музыки! 
Ключ скрипичный, – раз-два-три! –
Музыку в наш дом впусти!
(Достает из кармана скрипичный ключ, делает движение вверх. На доске волшебным образом появляются пять черных линий нотоносца со скрипичным ключом).
КОКС. А что это за черные линейки?
МУЗЫКАНТ. Эти черные линейки называются «нотный стан»
ШУНЯ. Ой, как интересно!
МУЗ.  Давайте сосчитаем, сколько здесь линий? (Музыкант и куклы считают линейки).
КОКС. Пять!
ЗУБОК. Точно! Пять линеек!
МУЗ.  Вот на них-то и записывает композитор ноты.
Вокруг нотного стана, как пчелы закружили, «зажужжали»-зазвучали   ноты. ЗВЕРИ ахают от изумления, оглядываются по сторонам. Музыкант дает команду, и ноты постепенно начинают занимать свои места на нотном стане.

С ноты «до» урок начнется
Но линеек только пять,
И для ноты «до» придется               
Нам линейку добавлять.
(стихи Натальи Кончаловской)

КОКС. Одной линейки не хватило!
МУЗ.  Вот поэтому для ноты «до» нарисуем добавочную линию.
Музыкант подрисовывает линеечку, и рисует ноту «до». Под ней подпись – «до». Нота звучит.
ВСЕ (поют). До-о-о.
МУЗЫКАНТ. Помогайте мне. Следующая нота – «ре» – под первой линейкой. (каждая нота подписывается)
ВСЕ (поют). Ре.
МУЗЫКАНТ. На первой линеечке живет нота «ми». Между первой и второй линейками – «фа».
Куклы помогают музыканту ловить нотки и ставить их на места; поют каждую ноту. Так выстраивается вся гамма первой октавы от «до» до «до».
МУЗЫКАНТ.
Сколько мы поймали нот?               
Здесь нам нужен точный счет.
Звучит гамма, все считают ноты («до» второй октавы не считается).
ШУНЯ. Семь нот.
МУЗЫКАНТ. Семь, совершенно верно.  И у каждой нотки – свой тон, свое звучание.
КОКС и ЗУБОК. Мы это тоже заметили.
ШУНЯ. И я заметила. «До» звучит совсем не так, как «Си».
МУЗ. Вот из этих семи нот композитор может написать огромное количество мелодий, самых разных, не похожих одна на другую.
ШУНЯ. И из них  получится много-много песенок?
МУЗ. Да. Много-много.
ЗУБОК. Надо же! Нот всего семь, а песен –  не сосчитать!
ШУНЯ. Уважаемый Музыкант, а что еще нужно знать, чтобы стать композитором?
МУЗ. О-о-о!!! Много-много интересного! Но об этом мы поговорим в следующий раз.
ЗВЕРИ. Спасибо большое, дорогой Музыкант!
МУЗ. Приходите еще. Всегда рад помочь вам!
В избушке.
КОКС. Где у нас бумага, карандаш! Ноты все знаю… Так-так-так… Буду песню писать!
ШУНЯ и ЗУБОК. Ты что, хочешь стать композитором?
КОКС. Да, я решил. Окончательно!
ЗУБОК. Но ведь чтобы стать музыкантом, нужно учиться много лет.
КОКС. Да-а-а? Много? Очень много?
ШУНЯ. Да! И потом, только вчера ты хотел быть художником.
ЗУБОК. А позавчера ботаником.
КОКС. Что-то не припоминаю…
ШУНЯ. Ты подумай, как следует. Что же ты хочешь больше всего? А пока давайте с ребятами попрощаемся.
КОКС. До вечера!
ЗУБОК. До новых встреч!
ШУНЯ. До свидания, мальчики и девочки!

2006 г.


Рецензии