гуру-less

В какой-то момент в моей жизни не стало духовника, или гуру, или духовного наставника, способного ответить на все "интересующие" меня вопросы. Быть может лишь потому, что вопросов стало гораздо больше предлагаемых ответов.
Когда мне довелось учиться всего год в Тульском Государственном, я со своей легкой формой ревматизма и неспортивностью ходил в специальную группу по физкультуре. По отношению к российской молодёжи я был тогда ментально "девственен", если так можно сказать, - не принято было в Туркмении и в той строгой школе, где я проучился, открыто высказывать своё отношение к той или иной молодёжной субкультуре. И вот в раздевалке я слушал, как один парень в очках спрашивал у другого - "А ты фанат чего?". Я не знаю почему именно, но тогда этот дурацкий вопрос мне как-то запал в душу: "так можно прожить свою жизнь, будучи фанатом чего-то?". И я стал смотреть на людей вокруг через призму этого вопроса: тот был фанатом Арии, а тот - Кипелова, другой всю стипендию тратил на книги фэнтези, а молдавские соседи по общежитию были фанатами хорошего вина и песен группы Кино. К тому моменту я и сам скромно "искал себя": соблюдения православных постов в школе и общения с мусульманином суфиийского толка оказалось недостаточно. И я искал. Можно было с головой отдать себя науке и стать её фанатом, можно было уйти в секту "анастасиевцев" или отдаться постоянному перечитыванию книг Коэльо. Быть фанатом рок музыки, но какой именно? Я любил и люблю совершенно разные направления. Фанат красивого кино? Фанат футбольной команды? Последнее, к примеру, обусловлено тем местом, с которым ассоциирует себя человек. В школе у нас в классе почти все болели за турецкий Фенербахче, оставшиеся - за Галатасарай (потому, что школа была турецким интернатом). Тогда в школе я старался во всём идти по пути "отцов" - моя бабушка сказала мне, что мы христиане, и научила молитве "Отче наш", и я молился каждый день. И, проецируя это, скажем, на тот же футбол: отец мой всегда болел за московский "Спартак", "и я буду болеть за него" - думал я. Но потом стал фанатом Кришны и вегетарианства и естественно болеть за "мясников" уже как-то было "не в тему".
Индуизм сильно повлиял на меня, и долгое время я находил ответы именно в нём. И всё было уютно, понятно и хорошо. Как на войне: на войне не бывает у людей полуправды - ты либо свой, либо - враг. Но в какой-то момент ко мне стало приходить понимание того, что ни один из гуру не способен дать ответы абсолютно на все вопросы. Точнее он даст, конечно, ответы, но все они будут в рамках некой теории относительности всех учений, согласно которой, все остальные учения - фанаты ложные и, что называется, "от диавола". Причём, это не обязательно должно быть сказано Вам прямым текстом. Прямым текстом такое заявляют только самые отъявленные "джихадисты" какие-нибудь. Вам же будет предложена история о том, как все эти дороги "говорят об одном" и "ведут к одному Источнику", но при этом если Вы примкнете к этим самым "другим" и захотите оставить лоно текущего "фанатения", о Вас в лучшем случае забудут. В своих стихах я назвал это чувство "толпизмом". Это такой фашизм толпы, при котором постоянный поиск истины и постановка под сомнение догм и авторитетов не будет поощряться никогда.
И, возможно, я не прав. Человеку нужен духовник и определенный наставник в любом деле. Но где найти его, если ты подвергаешь сомнению абсолютно все учения и всех авторитетов, поскольку пытаешься найти авторитет истины, а не "фанатеть" от очередных "истин" очередных "авторитетов".
А мы, тем временем, продолжаем жить в мире навешивания ярлыков. Вы чьих будете? Славянофил, или западник? Националист, или либерал? Гомофоб, или толераст? Согласны, или как? Правоверны, или левоверны?
Не знаю, был ли известный популяризатор индуизма на Западе, Вивекананда, масоном, или наоборот - конспирологом. Но то, пришествие чего он предрекал, - появление сверхчеловека, способного быть самодостаточным и независимым от любого вида ярлыков, - по-видимому, так и не произошло. Ждём, надеемся, верим, что однажды человечество выйдет из зашоренного мракобесия к свету, к любви, к Истине.
А может быть, я просто заблуждаюсь и ошибаюсь в таких наивных ожиданиях. Но ведь только те, у кого есть заготовленные ответы на всё, никогда не станут сомневаться...


Рецензии