Русский вопрос... вечный

Прежде чем браться за такую скользкую и не благодарную тему, пришлось спросить себя, имею ли я на это право.  Не благодарная тема потому, что при любом её освещении появятся недовольные, недоброжелатели, а скорее и враги. И это только из-за болезненности всякого вопроса связанного с национальным достоинством любого народа, как великого, так и малого.

Объясняется это просто - с давних времён и по сей день, правители постоянно подогревают в массах проблему государственности, нации, единения, самосознания и нашей исключительности. Постоянно внушая, что за границей сидят плохие парни, желающие нам недоброго. Эти парни отличаются от нас, хороших, своей историей, языком, цветом кожи, разрезом глаз, генами, а главное помыслами. И большим желанием причинить нам зло, отобрать у нас территорию, лишить свободы или вообще уничтожить.

Это длится тысячелетиями и исходит первопричиной от власть имущих, потом уж от их государственных структур и как следствие от нас самих. Поэтому мы зачастую с радостью и энтузиазмом идём убивать себе подобных проживающих за границей, науськанные своими властями. Убиваем за интересы и амбиции своих правителей, а что самое прискорбное, умираем сами.
К сожалению эту ситуацию в обозримом будущем изменить нельзя, тем более односторонне. То, что прививалось нам тысячелетиями, сидит в нас уже на генном уровне. Даже у автора, осознающего существующее положение, но тем не менее имеющего  укоренившиеся национальные атавизмы ... как и у большинства.

Право выразить свой взгляд по теме, автор имеет хотя бы по происхождению. По материнской линии моя «русскость» исходит из Вологды XVII века, а по отцовской из под Ржева XVI века. И во всём обозримом прошлом в роду ни одного тюрка или угро-финна, не говоря уже о иных вкраплениях.  Как говаривал А.В.Суворов: «чистый русак», хоть и не породистый – из крепостных. Но чистота расы или национальности для любого здравомыслящего человека понятие второстепенное. Важнее то, кем человек себя чувствует, к какой общности людей он себя сам относит.

К гримасам истории можно отнести такие примеры: большая русская патриотка Екатерина II была чистокровной немкой; самый французский француз - Наполеон Бонапарт был корсиканцем, то есть в большей степени итальянцем, чем французом; самый немецкий немец Адольф Гитлер был австрийцем; большой приверженец именно русского народа Иосиф Сталин был грузином. На вопрос, кем вы себя чувствуете, какой национальности, Сталин ответил: «Я русский, только ... грузинского происхождения».

Ну и нельзя не отметить его знаменитый тост «За русский народ!», произнесённый на приёме в Кремле в честь командующих войсками Красной армии 24 мая 1945 года. Жаль, что условия публикации не позволяют привести его полностью:                « ... Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее  выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.               
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.                Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение ...»

В современной Литве, при замене советских паспортов на литовские в 1992 году, графы «национальность» уже не было, но ставился штампик, где можно было указать свою национальную принадлежность по принципу – кем ты себя чувствуешь, без ограничений. В новом биометрическом паспорте евро образца 2008 года, информации о национальности не содержится вообще.
Напомню, что в паспорте царской России графы «национальность» тоже не было. Была графа «вероисповедование», причём под номером 1. А под номером 3 – род занятий. Подход, на мой взгляд правильный, хотя он и не исключал великодержавного шовинизма, наиболее ярко проявляющегося в языке.

Противоположность шовинизма – интернационализм. Это и нужно развивать в человеке, гражданине - иными словами терпимость к языку соседа, его внешности, его взглядам, его национальной культуре, быту, привычкам, наклонностям, вероисповедованию и т.д. Но все эти проявления, на государственном уровне должны быть ограничены рамками общепринятой морали и нормами гражданского общества. Эти нормы должны соответствовать простому демократическому принципу: всё хорошо,что не вредит соседу.

Когда этот принцип торжествует, тогда и появляется территориально-государственная общность людей именуемая «нация». Для напоминания приведём энциклопедическое определение этого понятия: «Социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность(индустриальной эпохи)». Вот такому определению и должно соответствовать население Российской Федерации, чтобы быть нацией. Прошу обратить внимание на отсутствие в понятии национальности и вероисповедования, они вторичны и третичны в упомянутой общности.

По вышеизложенному беру на себя смелость объединить под эгидой России все народы и народности проживаемые на её территории, особенно те, которые многие столетия живут вместе, интегрируясь, дополняя и обогащая друг-друга. В первую очередь это касается этнических русских, тюрок и угро-финнов. Под русскими понимаю и белорусов, и украинцев, так как даже на генном уровне это один народ, условно разделённый в истории нашими правителями, на радость забугорным «партнёрам» и при их активном содействии.

И вот этой российской общности людей характерны черты, которые мы и рассмотрим ниже. Только необходимо сделать одну оговорку, вызванную нашим недавним прошлым, а именно – 70-ю годами Советской власти. Эти годы оставили на нас свой отпечаток, не обязательно отрицательный, но не всегда и положительный.

К положительному наследию Советов отнёс бы идеологический интернационализм, коллективизм и осознание принадлежности к Великой стране, то есть Советский патриотизм. К отрицательным – неправильная экономическая модель общества, породившая свои пороки, основной из которых утрата чувства собственничества и ответственности за неё.
Ещё отметим  некоторые особенности, приобретённые народом по нужде, в упомянутое время: ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, СМЕТЛИВОСТЬ, ВЫНОСЛИВОСТЬ,
ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ. Эти черты выстраданы в условиях тотального дифицита, ненавязчивого сервиса и весьма низкого качества жизни. Десятилетиями народ жил в коммунальных квартирах с частичными удобствами, стоял в бесконечных очередях, терпел чиновничий беспредел, давился в общественном транспорте и не имел элементарных бытовых предметов обихода.

По навеянному вспомнилось. Восточный Берлин, 1986 год, магазин обоев. Полторы сотни видов разносортного товара, глаза разбегаются, и  как назло все обои красивые. У нас в это же время обычно только два вида такого товара: обои есть и обоев нет. А если и есть, то от их вида  и качества  хочется плакать навзрыд.
Или Чехословакия, год 1978. Вся наша туристическая группа из Литвы. В предместье Вильнюса, Лентварисе, имеется ковровая фабрика. Но в магазинах ковров нет! Только по талонам, через очереди на предприятиях. Поэтому хватаем литовские ковры в Чехословакии, тем более, что они там значительно дешевле.
Или Подмосковье, 1972 год, пельменная. На кассе красиво оформленное стационарное объявление: «Пельменей нет».

Тут следует уточнить значение понятия ПРЕДРИИМЧИВОСТЬ, в нашем случае. Оно касается сообразительности в условиях нужды или безвыходной бытовой ситуации. Но не охватывает значения Предринимательства в организационно-хозяйственном плане. То есть у нас за 70 лет утрачено чувство хозяина и владельца средств производства. Как бы «всё кругом народное, всё кругом моё», но  ... не моё, что иллюстрирует популярная в народе поговорка: «Сколько у государства не воруй, своего всё равно не вернёшь».

Тут уместно привести пример. В Литве власть Советов просуществовала 40 лет. За это время осознание хозяйственника-предпринимателя у литовца не утрачено. Например, если в каком то микрорайоне российского города нет булочной или парикмахерской, то народ годами тянется в соседний микрорайон, где это есть. А в Литве тут же возникнут эти объекты удовлетворения нужд населения, а может и не один, если только есть спрос.

Читатель может возразить своим примером российского предпринимательства. Согласен ... почти. Но, предприимчивый россиянин появится в нише производства, услуг или торговли только при гарантированной ста процентной прибыли. А литовец будет с радостью горбатиться и за 20 процентов, даже знаю случаи и за 8, особенно это касается сельхоз и промышленного производства, как сфер наиболее сложных, трудных и высоко конкурентных.

Вернёмся ещё к положительным качествам российского народа: ПРОСТОТА, ЩЕДРОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ, СОСТРАДАНИЕ и МИЛОСЕРДИЕ. Вот этого у нас не отнять, и рациональному европейцу нас не понять. Вот этим всем мы ближе к Богу, чем он. Другое дело, что по широте своей души, мы некоторые понятия не ограничиваем и тогда они превращаются в негатив, причём для нас же.

Скажем, из-за первого определения, включающего в себя и доверчивость, Россия уверенно держит пальму первенства по финансовым пирамидам. И сколько нам не объясняй, где содержится бесплатный сыр, всё равно цепко держим пальму и никому её не отдаём.               

Щедрость. Самые любимые туристы во всём мире – россияне, сами знаете почему. Тоже по сбору средств пострадавшим от стихийных бедствий или просто тяжело больным людям – мы впереди планеты всей. А забугорный «товарищ» в этом случае сам себе скажет, мол от стихийного бедствия надо страховаться, да и медицинская страховка должна быть, а если нет, то пусть государство заботится, я же исправно плачу налоги.
То есть наши «партнёры» сидят на голом прагматизме и в ус не дуют.  Наше Великодушие и Бескорыстие объясняется душевной мотивацией, а не телесно-материальной, как у «них». И западным засранцам этого не понять.               

Сострадание и Милосердие. Тут не буду углубляться в теорию, а приведу только два примера из жизни.

Курск, завод РТИ, поздний вечер 1985 года, самый разгар антиалкогольной компании. При въезде на территорию, сорокалетняя бабушка из ВОХР обнаружила в нашей машине три бутылки водки, что строго запрещено. Грозило: протокол, конфискация, сообщение по месту работы и прочие радости. Но в процессе двадцатиминутных переговоров с упором на жалость, понимание и наше тяжелое положение командировочных, две бутылки в закамуфлированном виде были сданы в заводскую камеру хранения, а одна «оприходована» на месте, на троих, под сало и лук стража ворот. У немцев, или в Штатах, возможно такое?

Второй пример. Ногинск, лето, 1972 год. Мы, студенты, на заводской практике. Поздно вечером мой коллега пошёл провожать девушку в далёкий район Глухово. Проводив, притомился и прикорнул у неё во дворе в детской песочнице. Утром, после ночной смены, мимо проходила женщина. Увидела в песочнице лежащего, скрюченного, насквозь замёрзшего парня - рядом пустая бутылка из-под «Солнцедара». Сжалилась, разбудила, привела домой, напоила горячим чаем с ромом, накормила и отправила во свояси, снабдив тремя копейками на трамвай. Возможно ли такое в Западной Европе? Сомневаюсь, там скорее женщина вызвала бы полицию.

Пошли дальше, ещё более тонкие качества русского народа: ЖЕРТВЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ. СОБОРНОСТЬ, Мотивация деяний. Это наши лучшие проявления, только ещё раз напомню читателю, что русский – это состояние души, а не национальность.   

Жертвенность. Такое определения в энциклопедиях и словарях вы не найдёте, тем более относящееся к народу, общности людей. Само понятие имеет религиозные корни. Иисус Христос принёс себя в жертву, искупив все грехи людские, чтобы человек имел возможность попасть в Царство небесное, место бесконечной благодати.
Русский народ на крутых, переломных виражах истории приносил себя в жертву, сохраняя этим другие народы и цивилизации.
Возьмём только самые заметные вехи этой миссии.

Монгольское нашествие на Европу в начале 13 века, превратившееся в тюркское. Все племена и народы до левобережья Итиля(Волги) были монголами порабощены, их дружины включены в войско Батыя. Но ... монголы застряли в русских лесах, степях и болотах на 200 лет, пока там и не растворились. Европа была спасена.

Далее, русские усмиряли крестоносцев, поляков, шведов. В 1812 году спасли Европу от «Корсиканского чудовища». Через сто лет Россия внесла самый большой вклад в победу Антанты над Тройственным союзом, в том числе и безвозвратными потерями. Опять спасла Европу от Германо-Австрийской гегемонии.

Ещё через 25 лет, за счёт неимоверных усилий и страшных потерь освободила ту же неблагодарную Европу от коричневой чумы. Да и сейчас, практически одна Россия противостоит англо-саксонской(американской)  военной и экономической экспансии. Всё это осталось в крови, генах, исторической памяти россиян.               

Духовность. Тут уместно привести слова нашего гения, А.С.Пушкина: «Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва».
Русская духовность – это память русского народа, переходящая в историческую, культурную память человека, как сущности. И вот именно в этом понятии русский народ стоит несоизмеримо выше всех остальных. У него это ценностный геном, культ правды, поиск смысла жизни через осознания добра и любви.               

Соборность. Для начала отметим, что в других языках ни такого слова, ни понятия, не существует. Термин введён русофилами в середине 19 века и отражал только религиозную сущность. Сейчас отражает более широкое понятие – свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. По мнению автора соборность наиболее ярко проявляется в лихую годину. И тогда русский народ идёт на ворога всем миром.               

Но и нельзя не отметить мотивации исторических деяний русских. Они были как правило вынужденные и героические, а не шкурные.
Возьмём только один пример Ермака, 16 век. Его поход на Сибирь был вынужденной мерой в ответ на бесконечные набеги и грабежи русских владений сибирским ханом Кучумом.
Так вот, благодаря особому менталитету русских, народы Сибири  не объединились, чтобы прогнать малочисленных чужаков, потому что «завоеватели» терпимо относились к вере, культуре, быту, обычаям и языку чужого народа. Наши предки не старались сломать чужой менталитет, они даже сами охотно перенимали обычаи иноземцев.
В это же самое время европейские конкистадоры в погоне за золотом и другими богатствами поголовно истребляли племена обеих Америк, превращая их города в пепелища.               

Не могу не привести высказывания по теме наших известных  и знаменитых соотечественников.

Василий Осипович Ключевский, историк, академик:
«Русский народ — великий народ. Русский народ — это добрый народ. У русского народа ясный ум. Он как бы рождён помогать другим народам. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Поэтому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ — неодолим, неисчерпаем».

Николай Александрович Бердяев, религиозный и политический философ:
«Русский человек одновременно и религиозен, и атеист; он одновременно и умён, и глуп; он- и щедр, и жаден; он- и государственник, и анархист; он- и силён, и слаб; он- и велик, и ничтожен».

Александр Николаевич Радищев, прозаик, поэт, философ:
"Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклониться на жестокость".

Алексей Константинович Толстой, писатель, поэт, драматург:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коль спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!      

Александр Тимофеев, востоковед, наш современник:
« Если человек называет себя русским, это значит, что он берёт на себя ответственность за русскую землю и многонациональный и многоконфессиональный русский народ.  Только в этом случае он имеет право называть себя русским».

Сергей Михайлович Соловьёв, историк, академик:
«Условия, в которых формировался русский народ, являлись уникальными. Ни один народ в мире не развивался в таких тяжелых условиях и не создал при этом великого государства. Поэтому мы и отличаемся от других народов. Мы не лучше и не хуже, мы просто ДРУГИЕ».

На этом можно было бы подвести черту, но тема настолько необъятна, многогранна и противоречива, что нельзя не отметить и наши недостатки, которые мешают жить нормально именно нам. Некоторыми из недостатков мы умудряемся даже гордиться, что приводит в недоумение наших соседей по планете. Перечислим несколько из них:
Противоречивость; Не предсказуемость; Не рациональность; Порывистость; Беспечность, Авральность-Пассивность; Агрессивность; Пьянство; Мат; Лень; Обломовская мечтательность; Широко начинаем, но не заканчиваем; В делах привержены понятию “Сойдёт и так»; Сумрачность, дурные манеры и т.д.

Эти ли наши негативные качества не позволяют нам жить хорошо, как материально, так и в ладу с самим собой?
Почему народ, столетиями обладающий несметными природными богатствами, такими, что другим и не мечталось, по уровню (качеству) жизни на 57-м месте(Отчёт ООН за 2013 год, сейчас мы ещё ниже!) в мире? А карликовая Эстония, в которой вообще ничего нет, на 33-м месте?
Почему занюханные арабы в ОАЭ создали своим гражданам рай на земле, который нам даже присниться не может? А природных богатств, только разведанных, у нас на душу населения не меньше, чем у них! Почему!?!

И ещё один больной для автора вопрос. Почему у нас, таких талантливых, сметливых и изобретательных, за 115 лет существования Нобелевской премии всего 21 лауреат, а у тупых американцев 276?

По заданным вопросам может быть читатель просветит непонятливого автора?

Вильнюс, 10 марта 2016 года.               


Рецензии
А по-моему, автор лукавит, когда называет себя "непонятливым".
Всё-то Вы понимаете, только своим вопросом ходите у читателя найти либо подтверждение, либо опровержение своим мыслям.

НЕ ЛЮБИТ ВЕСЬ МИР РОССИЮ, потому и гнобят её, как хотят, и на политическом и на экономическом и на спортивном и культурном, да и на многих других направлениях, потому и лауреатов у нас единицы, а в Америке - сотни, потому и не под своим флагом заставляют наших спортсменов выходить на состязания и т.д. и т.п.

А почему живём в тысячи раз хуже других, имея несметные богатства? Да потому, что весь мир "кормим", всем помогаем, всех содержим, а себе - по остаточному принципу.

Может теперь, если успешно справимся с проблемой на Украине, оставшись полным ИЗГОЕМ в мировом сообществе под неимоверными санкциями, начнём-таки наконец достойно и кормить и помогать и содержать свой народ, и страну благоустраивать.

Хотя... теперь ещё и Украину нужно будет восстанавливать и содержать. Так что, быть может, опять наш народ наша "верхушка" прокатит.

Но мы, народ ко всему привыкший. Да и страна наша - тоже.

Знаете слова из сказки про "колобок" : "колобок-колобок, я тебя съем..."
А колобку удаётся от всех улизнуть и катиться по дорожке дальше.
Вот так и России и российскому народу на протяжении многих веков как-то удаётся пока ускользать от всех желающих её "съесть".

Дай Бог, не встретиться бы только с той самой "хитрой лисицей", которой удалось всё-таки колобка слопать.

Будем надеяться на лучшее.

Людмила Калачева   13.03.2022 06:36     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, мнение и размышления.
С расположением,

Александр Волосков   13.03.2022 14:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.