Каллиопа, дерево, кориск

Нина Ищенко

27 сентября 2014

О том, спасать ли эту книжку, даже вопроса не возникало. Она у нас всегда с собой. Мы с мужем ее перечитываем потому что она ужасно смешная, как раз то что нужно в военное время, чтобы отвлечься и поднять настроение.

Автор обмолвился как-то, что книга написана на хрестоматийный античный сюжет. Я считаю, что это история о путешествии Тезея и Перифоя в подземное царство, упомянутая Плутархом в жизнеописании Тезея. Друзья отправляются туда похищать Персефону в жены Перифою. Тезею удается выбраться, а его друг остается в аиде навсегда.

Барон показан как человек властный, не привыкший сдерживать своих желаний, к тому же превратившийся в привидение, то есть указание на царство мертвых тут прямое. Барон это царь и господин волшебного дома и подземного царства.

Правда, Персефона является женой Аида, в то время как Климена — дочь барона. Однако античные мифографы часто называли Аида Зевсом Подземным. Никто не будет спорить, что Персефона — дочь Зевса. Для мифологического мышления этого достаточно.

Кроме того, мы помним, что Тезей побывал еще в одном лабиринте, критском, а хозяйка этого лабиринта была дочерью, а не женой царя. Кереньи пишет, что задолго до расцвета Афин на Крите существовала своя религия, в которой прямо отождествлялся лабиринт и царство мертвых, Ариадне поклонялись как владычице подземного мира, а ее отцом и мужем был Дионис. Отнюдь не случайно, что в позднем мифе о Тезее Ариадну у героя отбирает Дионис. Именно Дионис был господином лабиринта, то есть царства мертвых.


В романе есть указание на то, что запутанный и мрачный дом, который надо мыслить как круг в виде буквы Н, является Аидом. Вспомним самое страшное приключение героев — комнату, в которой была невидимая собака. Она просто ходила там, цокая когтями по полу, однако Квинта и Филиппа обуял такой ужас, что больше они в ту комнату не заходили и о собаке этой ни разу не вспоминали. Мы не можем ожидать, что нам покажут в этом месте трехголового пса и скажут, что он откликается на имя Кербер, а в рамках наших ожиданий автор сделал всё что мог и даже больше.

Встречаем мы также и указание на Диониса. Не забудем, что вакханки упоминаются в самом первом предложении романа, что не может быть случайностью и указывает читателю, на что обратить внимание в дальнейшем. Вспомним также сцену, в которой Филипп теряет сознание и начинает говорить о встрече с Клименой в театре в будущем времени, а Квинт пытается привести его в чувство, распоров софу и поджигая то, чем набиты подушки. Дым получился очень едкий. Вся эта сцена наполнена дионисийскими аллюзиями.

В этой сцене два раза в примечаниях упоминается виноградник, причем  Квинт подчеркивает, что не знает, какое это имеет значение для рассказа. Как учат нас комментаторы Достоевского, слова, сказанные второстепенным персонажем и не связанные с основным развитием сюжета, отмечают важные и концептуальные моменты, а иногда даже пересказывают в завуалированном виде содержание всего произведения. Виноградник несомненно означает Диониса. Театр тоже вызывает в памяти этого бога, ибо театральные представления в Греции родились из Дионисийских игр и культовых праздников. Далее, вещание о будущем, то есть пророчество и дым указывают на Пифию. Пифию вдохновлял Апполон, однако еще до Апполона Дельфы принадлежали Дионису и на могилу Диониса опирается ногой Пифия, чтобы дать своё пророчество. Весь этот круг образов указывает нам на Диониса как хозяина подземного царства мертвых, а отсюда — на лабиринт и Тезея.

На этом я пока остановлюсь. Уже и так хорошо. ))
http://oduvan.org/?p=2007


Рецензии