Воспоминания

Прошло несколько лет, как я написала заметку  “Мой первый заработок”. К сожалению, не проставила тогда дату. Зато сейчас сразу сообщаю, что сегодня 11 февраля 2016 года.
Судьба свела меня через 50 лет с двумя моими одноклассницами из того 1“Б”, что и пробудило желание продолжить рассказ.
 После четвертого класса мы переехали и я перешла в другую школу. В тот год  соединили женские школы с мужскими, и многие девочки из нашего 4“Б” оказались в бывшей мужской школе №73.
Кто же остался в памяти из  нашего 1 “Б” и почему? А остались, оказывается, немногие. Вот они.
На фото 1 “Б” класса:
- первый ряд слева – направо:
1-я  - Мартьянова Лариска – жила в соседнем ( “сером доме” ) – подружка по двору;
3-я – Таня Шулятьева – отличница;
4-я – я, рядом с завучем ( не помню ее имени);
учительница – Вера Николаевна ( 1-й и 2-й класс );
справа – налево(тоже в первом ряду):
1-я - Алька  Деева (подружка по садику) – на фото с голубем она сзади меня. Хвалилась, что у нее два папы!   У некоторых не было и одного – дети военного времени (1942-1943 год рождения).  Носила портфель с белой вставкой, на которой один из пап крупно написал АЛЛА. Жила за Заводской в бараке.  Мы часто там засиживались.
2-я – Наташа. Очень красивая блондинка с латышской фамилией (не помню с какой именно).
           4-я – Марина Левитина – единственная дочка в состоятельной еврейской семье.  Учительница музыки приходила к ней домой. На уроках пения она играла нам свой репертуар.  Жила в большом частном доме. Нас приглашали на праздники и в день  рождения  Марины.
           5-я – (рядом с учительницей) -  Тома Денисова – отличница и моя школьная подружка. Через 50 лет состоялась наша встреча.
           Второй ряд. Слева – направо:
           2-я с краю – Галька Ручейникова – хулиганка, самая бедовая девчонка в классе;
           Справа – налево:
           3-я – Вера Рябцовская – маленькая девочка (портфель волочился по полу) с каштановой челкой. У нее мама была очень больна и поэтому Вера отстала от нас. Судьба свела меня с ней через 50 лет – о чем позже.
          Третий ряд.  Справа – налево:
           1-я – Инна Иванова – у нее была опухоль на лице и случались припадки эпилепсии прямо на уроках. Главное, что нужно было сделать – бежать за врачом и отобрать у нее ручку (перышки были железными), чтоб не поранилась. Много лет спустя я видела ее в регистратуре поликлиники, видимо она там работала. Лицо здорово исправили, излечили ли от болезни, не знаю;
          2-я – Ядя Бреславская – полячка. Запомнилась именем и фамилией.
В центре – большая девушка. Не помню, как звали. Сидела она в этом первом классе год пятый, осталась и на шестой.
На стене  портрет Володи Ульянова (не очень удачный);
           2-я с левого края  -  Тома Ракова. У нее родители были слепые.  А дома в большой, почти пустой, комнате  стояла огромная бочка – центрифуга, куда загружались по радиусам рамки с сотами меда. При вращении  мед выбрасывался на стенки бочки. Было интересно и вкусно.
           А теперь хочу перекинуть мостик из того далекого 1950 года в начало девяностых.  Но прежде, посмотреть  на “реку моей жизни”, что течет под этим “мостиком”. Сколько же воды утекло за полвека!
           Вот я окончила школу, потом УПИ. Жили мы на Папанина, потом на Луначарского, потом на Посадской. После института работала на заводе конструктором. Вышла замуж (Саша – мой ровесник, тоже выпускник УПИ). Через два месяца после свадьбы Саша уехал на Дальний Восток (в армию тогда брали на два года лейтенантами). Потом и я к нему  полетела. Там родился Виталик. Вернулись домой, стали жить с родителями мужа на Бехтерева. Саша ремонтировал доменные печи, ездил по Союзу, потом  в Алжир, в Индию. Я  работала в НИИ при заводе. Родился Юра. Саша получил квартиру. И тут первое совпадение! Стали жить рядом с техникумом, что на Нагорной, 12. Виталика перевели в школу №1, где когда-то учились мои братья. Позже и Юра пошел в эту школу. Второе совпадение! Я перешла на работу в НИИ через парк от дома.
            Тяжелые для нашей семьи были годы 80-е. Погиб мой младший брат Игорь. Потом не стало маминой сестры тети Клаши. В 87-м  году  ушла из жизни моя мамочка, а еще через полгода  умер папа. В конце 80-х тоже с разницей в полгода похоронили Сашиных родителей.
          Нашу квартиру на Пирогова и квартиру  моих родителей на Посадской обменяли на одну большую в том же районе,  у той же остановки трамвая Крылова. Третье совпадение!
          И вот начались  “лихие”, как их  теперь называют, девяностые! Все полетело к чертям!
Ушел с работы и начал заниматься предпринимательством Саша (получится ли, никто не знал). Мой институт (НИИ) почти прекратил свое существование. А ведь от него был послан Виталик в московский ВУЗ.  Диплом он получил, но уже “свободный” без распределения и перспектив на устройство на работу.
          Юра, поступив в ВУЗ,  решил, что ему сидение за партой не по нутру, пошел работать  в сфере только начинающегося компьютерного сервиса.
          Мне исполнилось 50 лет! Решив, что так больше невозможно (работы нет, сижу целый день без дела, зарплата уже совсем ни о чем), увольняюсь по  “собственному”, ухожу  в никуда.
          Наконец-то я почувствовала себя хозяйкой, матерью, женой. Мои мужчины приходили домой  обедать. Я ездила по городу в поисках еды  (пустые полки помнят все), готовила, занималась хозяйством. Начала поиски своего нового  “Я”.  Освоила плетение из лозы, изготовление искусственных цветов, шила, вязала. Но понимала, что все мои рукоделия доход принести не могут. И тут случай: предложили оформить офис у Саши. На мой ответ: “Я же этим никогда не занималась”,  получила: “Ну, так учись”!
           Нашла курсы аранжировки  цветов в Ботаническом саду, закончила их, пересмотрела массу журналов. Тогда еще мало кто интересовался интерьером служебных помещений. У нас, например, на последнем месте работы в НИИ, в комнате стояли письменные столы столетней давности, дома ни у кого уже таких не было. В общем, офис оформила и цветами и шторы французские (в гармошку) сшила, и часы настенные повесила, купили новую мебель.
           В эти же годы  задумали мы освоить земельный участок, причем одновременно получила я (последнее “прощай” от того НИИ) и Саша от своего  последнего места работы. Засадили все картошкой (думали, будет голодно, были и такие годы в нашей жизни).
           И вот, еду я со своего участка в электричке, везу, как обычно, целую охапку  всякой декоративной травы - для будущих зимних букетов. Рядом сидит женщина с внуком. Разговорились, спрашивает, чем я занимаюсь, зачем столько растений не огородных. И вдруг предлагает работу: вести кружок в детском клубе, что-то делать из природного материала или еще что, сама  придумай. Хватаюсь за это предложение (ведь уже два года не работаю, да и идеи появились, хотелось их реализовать).
          Через неделю я уже оформила свою выставку по случаю начала учебного года в клубе “Радуга” (в городке Чекистов). Приняли меня на работу с той справочкой, что дали в Ботаническом саду. Ну и диплом, конечно, УПИ пригодился. Это потом уже я закончила школу аранжировки в Москве, что давало право работать по этой специальности, регулярно ездила на семинары и конкурсы..
          Пригодилось и умение  делать цветы из ткани, и лоза и какие-то природные данные собственные (вкус, чувство цвета и формы и т.д.). Да и педагогические способности (гены двух учителей – родителей) оказались при мне.
          Итак, я работаю со своей начальницей Верой Алексеевной – той самой женщиной из электрички. Тогда у нас был совершенно удивительный коллектив: лепку вела Марина Владимировна – выпускница Строгановки, рисунок – Ольга Николаевна Чеснокова, дочь очень известного художника и сама член Союза художников, фигурное катание – мастер спорта Людмила Ивановна, вышивку – Нина Григорьевна, первоклассная рукодельница.
         Однажды к нам зашла женщина, которую я сразу узнала: Тома Денисова из нашего 1”Б”.  Я ей говорю: “Здравствуйте,  одноклассница”. Она смотрит на меня удивленно и отвечает: “Нет, вот с ней я одноклассница”.  И показывает на мою начальницу. Тут и выяснилось, что мы все трое из того 1“Б”, а Вера Алексеевна – это Верочка Рябцовская - девочка с челочкой из второго ряда на фото. Вот и четвертое совпадение!
У каждой из моих одноклассниц была тоже своя жизненная “река”. Вера стала художницей, родила двух дочерей, у нее уже тогда были и внуки. Работала с детьми, организовывала праздники в клубе, должность ее называлась педагог – организатор.
          Тамара закончила УПИ, вырастила сына и дочь, две внучки - двойняшки. Меня она сразу вспомнила, ведь мы четыре года дружили.
         А Вера вспомнила меня, как девочку, которая жила в огромном доме – техникуме, к нам она иногда приходила в гости.
         Вот так  закольцевалась  жизнь еще в одном ее проявлении. Я нашла работу (и заработок) благодаря своей однокласснице.  Не подозревая этого!
         Педагогической  деятельностью я занималась целых 20 лет! Работала в клубах, детском центре, в гимназии. В течение нескольких лет набирала группу взрослых тетенек, которые приходили ко мне домой по  субботам  на занятия флористикой. Более 60 женщин познакомились с азами  новой профессии, а может быть получили толчок к поискам нового своего “Я”. Это было особенно важно в 90-е годы!
          Некоторые  из моих учениц стали моими хорошими приятельницами, продолжаю с ними общение и сейчас. 
          Работая с детьми, я познакомилась с двумя замечательными молодыми (на двенадцать лет меня моложе) женщинами: Маргаритой Михайловной и Татьяной Константиновной.
          Первая подошла ко мне на семинаре, где я рассказывала о работе с детьми (тоже случайность)!
          Вторая – пригласила к себе в клуб, когда  “Радугу” закрыли по санитарным обстоятельствам. Обе стали моими близкими подругами, я их очень люблю.
          Кроме непосредственно занятий, я создала свою сертифицированную программу  “Фитодизайн – детям”, выпустила книжку  “Флористические работы”, трижды прошла переаттестацию (каждые пять лет), участвовала во многих выставках, ярмарках, продавала свои работы, делала на заказ. Недавно состоялись две мои  персональные выставки “Цветы в интерьере” (флористика и декупаж).
           Возможно, не случись той встречи в электричке, все бы получилось иначе, может я бы вышла на тот же путь преподавания флористики, а возможно нашла бы вообще что-то другое. Но случилось так, как случилось. И  я благодарна той встрече, судьбе и даже тем “лихим девяностым”, что вывели меня на совсем другую орбиту. Ну и Томе Денисовой, с помощью которой мы трое вспомнили наше детство и друг друга. Конечно, моя работодательница могла и не быть моей одноклассницей или я бы никогда не узнала об этом, но ведь случилось именно так!  Судьба, случай?
           Между первым заработком и последним – целая жизнь. А когда он будет – этот последний?  Поживем, увидим….

                Лариса  Румянцева    2016г.


Рецензии