Глава 11. Необычный день

Живучий.

Глава 11. Необычный день.

В дверь робко звонят. В доме никого, кроме Роя и Дима, и хозяин нехотя идёт открывать. Судя по голосу, на пороге мужчина; но, несмотря на уговоры, проходить в комнату гость почему-то не спешит.
Вообще, чтобы понять, кто входит в дом, Рою, в отличие от Дима, вовсе не требуется идти в переднюю. Согласитесь, глупо беспокоиться, волноваться, если достаточно просто поднять нос и втянуть в себя воздух.
Вот и сейчас чутьё не подводит Роя - в комнате появляется Ефремыч, сосед, приятель хозяина. Когда Рой и Дим направляются в парк на прогулку, они проходят мимо маленького деревянного дома. Правда, назвать это место домом можно с натяжкой: места маловато - скорее будкой. Прохожие здесь останавливаются, заглядывают в окошко, что-то просят - мелькает довольное лицо Ефремыча, затем в окне появляется рука с пакетом свежей ароматной колбасы.
Рой не может понять, почему над входной дверью «маленького дома» висит картинка, на которой изображена косматая собака с куском колбасы в зубастой пасти. Ведь собакам здесь колбасы не выдают.
Но главное, чего Рой не может понять: почему колбасу у Ефремыча берёт кто угодно, только не хозяин? Совершенно непонятно.
…Приведя гостя в комнату, Дим плюхается на диван. Ефремыч же тихонько присаживается в кресло, не спуская глаз с Роя.
- Спасибо за приглашение, Максимыч, - благодарит сосед, - только некогда мне, давай ближе к делу…
- Некогда ему! - не дослушав, восклицает хозяин. - Вот чем ты вчера занимался?
- Пол в коридоре пытался докрасить.
- И долго красишь?
- Неделю.
- Ого, долгострой.
- Большие дела, Максимыч, быстро не делаются: пока я в инструкцию вникал, пока расчёты производил - вот неделя и прошла. А вчера понял: краску плохую продали. Представляешь, с утра приоткрыл банку - вспомнил: кисти нет. Пошёл в магазин, купил. Потом пообедал, газетку почитал, поспал часок-другой. Вечером решил продолжить ремонт. К краске пригляделся - а она подсохшая! Вот у нас какие «честные» производители.
- Ай-яй-яй. А ты, как внутрь заглянул, банку-то не забыл обратно закрыть?
- Не помню… Так вот, я банку в руки взял: думал, взболтаю, так она, подлая, у меня из рук выпрыгнула и прямо на пол, и краска через всю прихожую разлилась. И не сохнет. Теперь, когда с улицы прихожу, чуть ли не через весь коридор приходится перепрыгивать. Как кенгуру, ей богу…
- Постой, Ефремыч, не горячись. Я тебя знаю не один десяток лет: если ты лично берёшься за ремонт, дело с мёртвой точки не сдвинется. Мой тебе совет: найми маляра… Сейчас забудь о ремонте - чайку заварим, поговорим; ходишь-то раз в пятилетку.
- Ты же знаешь, Максимыч, почему я сюда редко хожу: собак недолюбливаю.
- «Недолюбливаю»… Сказал бы проще: боюсь Роя.
- Ну, есть немного.
- То-то же… За честный ответ, я тебе, Ефремыч, ещё один совет подкину. Ты когда ко мне приходишь, каждый раз о своих неудачах рассказываешь. Зачем жалуешься при собаке?
- А что с того?
- Как что? Засмеёт собака-то.
Дим хохочет и подмигивает Рою. Но лицо Ефремыча серьёзно:
- Всё шутишь, Заречьев. Я читал, будто собаки в человеческих разговорах ничего не понимают.
- Король ты колбасный! Да мой пёс сообразительнее иных людей. Интуицию бы ему привить.
- Чего привить?
- Интуицию. Цены бы ему не было.
- Не много ль захотел? Пса выше человека хочешь поставить?
- Эх, Ефремыч, видел бы ты взгляд этого пса, когда мы мимо твоей «конуры» проходим. Словно допрос ведёт: «Объясни, уважаемый хозяин, почему всем можно колбасу кушать, а мне нет?»
- Кстати, а почему не покупаешь? У меня солями, сосиски, грудинка… Может, дорого?
- Дорого. Но не только в цене дело - собак вкусными вещами баловать нельзя.
- Тебе видней, Дмитрий Максимович - нельзя так нельзя... Ну-ну, не сердись, Рой, это у нас просто к слову пришлось… Слушай, Максимыч, у меня к тебе дело, большое, неотложное: пойдём в домино играть, нам человека не хватает.
- Погоди, не торопи, сосед: «Ко мне, Мухтар!» показывают. Сейчас Фролова, главного бандита, станут «брать». Любимый, можно сказать, фильм.
- Твой любимый фильм?
Дим поворачивается в сторону соседа:
- С чего ты взял, что это мой любимый фильм?
Ефремыч тушуется:
- Ты сам сейчас сказал.
- Во-во, собаки у него глупые, а догадаться, кого я имел в виду, у некоторых ума не хватает. Для него, Роя, любимый фильм, а не для меня.
Когда хозяина зовут «на домино», это означает, что за дворовым столом соберутся несколько мужчин, и во время разговора они станут соревноваться, кто сильнее ударит по столу. Но Рой знает, кто сильнее всех - конечно, Дим.

=

- …Так ты, Максимыч, утверждаешь, будто собаки всё понимают? - интересуется один из доминошников. - Не верю.
И чтобы довод его звучал более весомо, в довершение сказанного громко стучит об стол. - Не собачье дело думать - у них только врождённое работает. Слово есть такое научное. Забыл, как его? Ин…
- Инкстинкт, - едва выговаривает Ефремыч мудрёное словечко и отчего-то робко оглядывается.
Но Дим не любит говорить о собачьих инстинктах - сердится. Он молча разглядывает чёрные костяшки, берёт в руку и с силой ударяет по столу:
- А у тебя, Петро, один инстинкт: в обед к пивному ларьку бегать.
- Всё равно не верю, - упорствует Петро. - Собаки у него человеческий язык понимают. Ври, да не завирайся.
- Да-да, - поддакивает Ефремыч, - не завирайся…
Разговор прерывается: на третьем этаже раскрывается окно, и двор оглашается женским криком:
- Заречьев! Совести у тебя нет! Воскресенье - люди хотят отдохнуть, а ты по столу громыхаешь! Устраиваешь во дворе пьяные застолья на глазах у детей! Да ещё собака твоя народ пугает! Погоди, вот вызову милицию… Барс домой!
Барс - домашний пес той самой крикливой женщины в окне; гуляет без присмотра там, где ему заблагорассудится. Домой Барсу не хочется: сегодня в его весёлой компании Рой и маленький дворовый пёс Чёртик.
- Барс, домой, кому говорю! - не унимается женщина.
Ни малейшей реакции.
- Не придёшь - мясо Рою отдам!
Барс на секунду замирает, потом тяжело вздыхает и бежит домой.
- А вы сомневались, - усмехается Дим. - Всё они понимают.
Кампания за столом хохочет.
Время близится к обеду. Жарко. Петро бросает костяшки, берёт бидон, собирается уходить. Мамочка выглядывает из окна, машет рукой. В переводе на собачий язык это означает: «Мясо и кости приготовлены». Пора домой, но… Во двор вдруг заезжает машина с мигающей лампочкой на крыше.
Игроки шепчутся, указывают пальцами на окошко, из которого только что кричала женщина, хозяйка Барса, быстренько собирают костяшки и семенят в сторону соседнего дома. Дим поначалу не отстаёт от товарищей, но на полпути останавливается, возвращается.
Приехавшие направляются в подъезд; один из них подходит к Диму:
- Здравствуйте. Капитан Лях. Вы в этом доме живёте?
- Да.
- И зовут вас?..
- Заречьев Дмитрий Максимович.
Хозяин волнуется, топчется на месте, бормочет:
- Товарищ капитан, запишите в протокол, что гражданин Заречьев явился с повинной... Тихо в домино играть не получается... Исправлюсь - обещаю. А что касается распития, этого у нас ни-ни…
- Скажите, вы соседа из двадцатой квартиры, Гобсенко Ивана Ефремовича, не видели?
- Видел... С утра… А что он натворил?
- Ничего не натворил - просто в его квартире сработала охранная сигнализация, возможно, «поработали» воры. И вот мы здесь, а хозяина нет.
- Ничего не натворил, говорите? Хм… Так вот же он - возле соседнего дома гуляет.
Начальник заметно веселеет:
- Какие нынче граждане пошли робкие… Козлов, спустись вниз, пригласи пострадавшего. Только не спугни, а то он от страха убежит ещё куда-нибудь - лови потом. Кстати, Дмитрий Максимович, это ваша собака?
Хозяин растерянно оглядывается - рядом с его ногой вездесущий Чёртик.
- Нет, не моя.
- Да вы не туда смотрите - вон та овчарка ваша?
- Ах та? Моя.
- Нюх хороший?
- Хороший. А почему вы спросили?
- Дело в том, что в районе орудует опытный домушник - вряд ли сигнализация в квартире сработала неслучайно. Помогите нам найти вора.
- Разве в милиции нет служебно-розыскных собак?
- К сожалению, они у нас на карантине… Подъездная дорога закрыта: ремонт - никого не пропускают, кроме милиции, скорой помощи и спасателей. Значит, преступник ушёл пешком. А за тридцать минут ему «на своих двоих» далеко не уйти.
- Но вор мог воспользоваться общественным транспортом.
- Профессиональный вор, после того как «сходил на дело», на общественный транспорт не рассчитывает: времени «в обрез», а ему автобус ждать? Пешком надёжнее.
- Что ж, Рой постарается.
В квартире Ефремыча сильный запах краски. Бросаются в глаза следы от обуви в коридоре - ступив на недосохший пол, грабитель оставил важные улики.
Погоня начинается.
Дим не поспевает за Роем: пёс тянет за собой хозяина; спокойно идти нельзя - приходится бежать.
- Стоп!
Услышав за спиной предупреждение, хозяин резко натягивает поводок. Все останавливаются. Капитан идёт вперёд, что-то поднимает; назад возвращается с маленьким, чуть надорванным пакетиком:
- Перец... Опытный «клиент» - знает, чем собаку со следа сбить.
«Нехорошее» место остаётся позади. Рой старается найти прежний запах, и вскоре ему это удаётся. Следы преступника ведут на одну из строительных площадок; на пути сыщиков вырастают груды кирпичей, железяки, тяжелые плиты... Недостроенные дома в округе одинаково неприветливы - вместо окон чёрные дыры, напоминающие доисторические пещеры. Крупная растительность вырублена.
Пёс останавливается, принюхивается и возвращается обратно к деревянным подмосткам, возвышающимся над землёй. Двигаться дальше бессмысленно: там нет запаха.
- Товарищ капитан, - шепчет один из сопровождающих, - или пёс потерял след, или преступник умеет летать.
- Вижу. Но куда-то же он делся?
Все, словно по команде, умолкают, вопросительно смотрят то на Роя, то друг на друга. Пёс не пытается привлечь к себе внимание - не скулит, не дёргает поводок. Он знает: когда люди молчат, они думают; а тот, кто вначале думает, а потом делает, всегда поступает правильно.
Действительно, молчание не проходит впустую: выход найден - люди осторожно спускаются с подмостков, осматривают местность.
Внизу Рой находит пару сапог с резким неприятным запахом.
Ещё через некоторое время из-под кучи битого кирпича и досок сыщики извлекают небольшую серую сумку. К сожалению, внутри ничего съестного - только пачки хрустящих бумаг, да блестящие стекляшки.
- Хитрый воришка: переобулся; теперь его найти сложнее. Козлов, видишь эту стену? Обойдёшь её слева, я справа обойду. Не думаю, что преступник где-то рядом, но проверить стоит. А вы, Дмитрий Максимович, отдохните пока.
Дим и в самом деле устал - достаёт носовой платок, кладёт на кучу свежего не тронутого строителями песка, присаживается.
В отличие от хозяина, Рой не устал: энергично выписывает круги, «ныряет» в один из чёрных дверных проёмов - очевидно, пытается найти что-нибудь ещё.
Между тем на дороге, ведущей к стройплощадке, появляется мужчина в тёмно-синей ветровке.
Проходит минута.
Пёс внезапно выскакивает из тёмного укрытия и прыгает на прохожего.
Дим оглядывается и не может ничего понять. Действительно, картина перед его глазами странная: на земле лежит незнакомец, правая рука которого скована собачьими челюстями.
Неожиданно из рукава тёмно-синей ветровки выпадает нож...

=

Утро. Дим и Рой просыпаются почти одновременно. Вчерашняя погоня за преступником ещё не забыта, но внешне пёс спокоен.
Погода балует; к тому же Мамочка задумывает уборку - значит, прогулка будет долгой.
…Окошко в «домике Ефремыча» открыто, но покупателей не видно. Неожиданно дверь открывается; хозяин заведения выбегает и чуть ли не силой затаскивает Дима к себе.
Через минуту Рой сидит на привязи, а двое мужчин о чём-то спорят.
- Ты же мне чуть не целый миллион вернул, а я, получается, скупердяй, который не может отблагодарить друга? Бери, тебе говорят!
Это Ефремыч - его голос негромкий, но настойчивый. Хозяин перебивает:
- Заладил со своей благодарностью… Возьму я от тебя награду или нет, ты, Гобсенко, всё равно останешься скупердяем. Брось, не по этой причине я здесь - хочу кое-что сказать.
Дим сбавляет тон, переходит на шёпот:
- Так вот, слушай: вчерашний день - он ведь не простой, не обычный… У кинологов есть закон: хорошая собака без всякой команды придёт на помощь хозяину. Но поможет она лишь после того как будет в этой опасности уверена. К примеру, увидит, как кто-нибудь поднимает руку на её хозяина или там пистолет у злоумышленника заметит.
- Всё правильно, - поддакивает Ефремыч, - вчера Рой заметил нож в руках преступника и кинулся тебя защищать.
- Не совсем. Не было ножа. Вернее, был, но появился позднее.
- Откуда тебе это известно? Ты же к преступнику спиной сидел.
- Известно. Владельцы стройплощадки установили скрытую камеру наблюдения - это сейчас мода такая от воров защищаться - и весь эпизод оказался записан на плёнку. Вечером мне показали в милиции эту видеозапись.
- Ну и?..
- Представь, шёл по дороге обычный с виду человек, меня не трогал, а пёс на него набросился. Между прочим, в милиции вор признался, что когда вернулся за спрятанной сумкой, принял меня за обычного прохожего, и мелькнула у него мыслишка слегка попугать меня ножичком, дабы я от страха убежал и не оказался лишним свидетелем. Теперь скажи: как Рою удалось догадаться о планах преступника? Неужели у пса интуиция выработалась?
- А почему бы и нет? Сам же мне вчера доказывал: собаки всё понимают...
- Да врал я тебе вчера!
Дим снова срывается на крик:
- Хвастался, цену себе набивал: дескать вот какой я умный и пёс у меня умный. И про любимый собачий фильм тоже врал. Да, в фильме Мухтар, почувствовав смертельную опасность для хозяина, тоже без всякой команды бросается на преступника, но фильм-то художественный, выдумка…
Мужчины продолжают спор, их речь можно разобрать с большим трудом.
А Рой терпеливо дожидается хозяина возле двери. Его глаза прикрыты: хочется тишины.
«О чём они там спорят? Не о вчерашнем ли дне? Да, на стройке мне показалось, будто хозяин в опасности - тревожно стало: что-то во мне затрепыхалось, забилось... Только зачем из-за вчерашнего дня ссориться? Вполне обычный день - мне каждую неделю приходится гонять злых мужиков в телогрейках…»
Наконец, спорщики выходят из домика. Молчат.
Пёс поднимается с земли - давно пора домой, Мамочка заждалась. Но что это?
Сосед подходит к нему. Бесстрашно гладит нашего героя по голове! Обнимает!!
«Ефремыч перестал бояться собак. Невероятно!»
«Смельчак» достаёт из пакета ароматную колбаску и подносит к собачьему носу. И Дим даже разрешает её съесть!
Ефремыч хитро подмигивает и как бы невзначай раскрывает сумку. А там... Много, очень много таких же связанных между собой колбасок!
Рой в недоумении - поочерёдно смотрит то на колбасу, то на мужчин:
«День только начинается, а сколько впечатлений!
Нет, пожалуй, я был не прав - особенный сегодня день, необычный…»


Рецензии