Вспять

Обратимся к одному из источников «дошедших» до нас в «неизменном» виде (кто гарантирует), так или иначе отражающем определенный период жизни наших предков их мысли и чаяния «Слово о Законе и Благодати» (1030-1050).
 
Претворю свое изложение вопросом, родившимся в период прочтения выше указанного источника дошедшего до нас от трудов Иллариона метрополита Киевского времен Ярослава Мудрого (умер около 1055 г.), прозвище имевшего Русин, приходилось ли с ним «встречаться» на просторах научной и просветительской литературы.

Впервые данное имя я услышал в 1981 году, будучи великовозрастным студентом института. Если честно не очень меня заинтересовала его деятельность, но засело в голове то, что это был первый русский на должности метрополита в Киеве (отсюда и прозвище). Нынче перебирая старые записи, наткнулся и уже более внимательно перечитал «Слово о Законе и Благодати».
Кстати об Илларионе имеется упоминание в «Повесе временных лет» под именем Ларион.

Итак, не имея желания, а более возможности приводить весь текст «послания» (ибо, когда нарекается «Слово» имеется ввиду сказанное кому-то, то есть послание) прошу, внемлите моему краткому изложению и часть комментариям коими я буду сопровождать рекомое, с примерным вниманием, или вообще не касайтесь. Надеюсь, Вас заинтересует, то, что привело к интересу сего текста и меня.

Претворю все словами самого Иллариона:
«Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провождает в Жизнь Вечную. Ведь Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, Христос же и апостолы Его - о воскресении и о Будущем Веке. Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольское учение о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие. Ибо повторение (того, о чем) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию».

Отчего буду доносить то, что интересно (на мой взгляд) и что не повторяет многих авторов.

Закон был дан через Моисея, а Благодать и истина явлена была через Христа. Вот и имеем желание понять чего достиг Закон (его последствия), а чего Благодать. Образом Закона у автора выступает рабыня Агарь в образе Благодати свободная Сарра.

Жил-был Авраам, сочетавшийся со своей свободной женой Саррой. Авраам, как известно, был египетским рабом. Одним словом просто рабом. Но сколько не тер супругу, родить она не могла, так, не желая быть отвергнутой, предложила Аврааму потереть рабыню Агарь (значение имен – «беглянка»). От этих терок родился малец, нареченный Измаил (значение имени – «да услышит бог»). И верно: « да поймет тот, кто думает». Одним словом родила рабыня от раба сына раба.

Бог, тем временем желая явить Благодать народам, замыслил послать на землю Сына своего. Но его еще надо было найти или «родить». Бог был проводником Благодати, но не наступило еще время ее, то есть еще не наметился избранник на действо это и тогда Бог «всучил» Закон Моисею на горе Синай, чтобы готовился он и готовил народы к пришествию Благодати, т. е. Сына божьего.

Одновременно с зачатием Девы зачала и Сарра ибо не бесплотна была, а до времени «затворена». Родила Сарра свободного сына, ибо сама была свободна, так гласил Закон (а без него, еще не данного Моисею, чтобы вытворяли?). Нарекли его Исаак (значение имени - «он будет смеяться»). Воистину Бог сотворил насмешку.
Здесь приведу слова самого Иллариона, лучше не скажу: « И когда посетил Бог естество человеческое, явилось (дотоле) безвестное и утаенное, и родилась Благодать - Истина, а не Закон, сын, а не раб».

И играл Исаак с Исмаилом, и обижал Исмаил Исаака. И гневалась Сарра, говоря мужу, чтобы гнал рабыню с ее сыном, ибо не наследует ее сын ничего, так зачем и нужен.

И прошел по земле Христос и вознесся оставив на земле крещение благодатное ( здоровый образ жизни). Но вознамерение Законом оправданное, ибо Закон тому дан, кто в обрезании преуспел. Чем больше отсек, тем более «в законе». Ведь что есть «вор в законе»- лишь тот, кто более с гражданской жизнью порвал. Тот, кто более закону (Тюре-торе) подвластен. Отчего в должность в Иерусалиме на христианское подворье мог рассчитывать, только обрезанный, так как первым уродился (обрезанный в правах Измаил), стало быть, был из первосвященников, тех, кто первым посвящен в дела Бога был. Но выполнять мог лишь то, что в скрижалях дадено. И поныне в христианских церквах обрезанные суд вершат, но того не понимают, что они явлены были в форме Закона лишь для того, чтобы при явлении Благодати, та во всех своих качествах превосходства видна была.

«Свободная же Благодать, увидев чад своих христиан притесняемыми от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу: "Удали иудейство и Закон (его), расточи по странам - какое же общение между тенью и Истиною, иудейством и христианством!»

И ночью сошел Закон при свете луны, отчего и лунные дела в Законе прописаны. При солнце воссияла Благодать, ибо его живительным светом и теплом наполнена. И изгнаны были рабы Закона, не сами удрали. А изгнаны были, ибо то, что имело значение вчера, не имеет силы сегодня, а будет ли иметь завтра никому еще не известно. Свои деяния иудеи Законом оправдывали, а примкнув к солнечному теплу, христиане спасались от ночного холода. Иудеи земному, то, что земная жизнь дает (более телу и животу) радуются, христиане тому, что им на небесах уготовано. Нынче ли так и кто «в доме хозяин», а более всегда ли так будет, рассуждать не берусь, нынче, не по теме сие.

Отчего только в Иерусалиме (там где любят и вспоминают бога) была Благодать, оттого, что прочие земли в идолопоклонничестве погрязли. Далее в повествовании Иллариона то, что мало понравится посетителям сего сайта, то и мне не нравится.
Нам же не следует забывать, что сей муж жил и «творил» во времена Ярослава, т.е. в те времена, когда князь указанный своею мудростью сдерживал нашествие христианства на Русь и все же благоволил Иллариону, благоволил ему и народ, прозвав его Русином, а не еще как зазорно.

Лишь добавлено будет из слов метрополита : «Ведь пришел Спаситель, и не принят был Израилем. И, по евангельскому слову, пришел к своим, и свои Его не приняли. Язычниками же принят был, как сказал Иаков: и Он - чаяние языков, ибо и по рождении Его прежде поклонились Ему волхвы из язычников, а иудеи убить Его искали, из-за Него и (совершилось) избиение младенцев. И сбылось слово Спасителя, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю. И еще, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему»
Но далее не покидало меня недоумение и понял я лживость всего что писано оттого, чт данные буквицы, писанные митрополитом узрел…

«Сей славный, рожденный от славных, благородный - от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных - миром, а непокорных - мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога».

Рожденного от рабыни Малуши ( значение имени- «маленькая», или имя неверно или что-то со значением так могли назвать лишь подростка до 10 лет дальше она имела настоящее имя и данное имя к именам славянским имеет косвенное значение. Все имена оканчивающиеся на «ша» географически находились за Уралом, но лишь как уменьшительное от основного. Вероятнее всего была маленькая женщина, но имя ее было другое. Это как с именем Яков. Есть старорусское слово яков – каков, так его поздние «читальщики» перевели как Яков. А фраза звучала «яков отец, - таков и сын». Получилось: Яков отец, такого сын.) назвать благородным, это ли не ложь. А более, не об этом ли в Библии говорится, а именно, что родился от рабыни Агарь (Малуши) сын раба стал притеснять свободных за то, что не «наследует он», а стало быть, никто и звать его никак. Но доброхоты в дальнейшем и Владимиром (владеющий миром) нарекли и метания его религиозные обозначили как осознанный выбор, что бы оправдать всю ту кровь, которая пролилась. А более ту, которая еще прольется. Ибо тот, кто выживает более агрессивен, чем тот, кто просто живет.
И уподобившись Фоме хочу сказать «не верю», хоть и наречен был Фома блаженным, на что ему и Иисус рек «блажены не видевшие у уверовавшие, блажен кто не соблазнится о Мне».

Далее весьма примечательное писано Илларионом, с отсылкой к Иисусу «знающие Закон и пророков распяли Его. Ты же, ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился».

Не мы ли так себя ведем, того не знаем лишь слухами питаясь уже в веру все возводим, более утверждаем, что «лично знакомы», по одному лишь определению что сие нам нравится. А стало быть, оно верно оттого, что нам по сердцу. Не ратуя за осмеяния всего и вся, а критически рассуждая, скажу, что нынче мы и все под пятой рабов. А с грязью жить и не испачкаться?

Последней же чертой буде мною приведенные еще одни слова матрополита Иллариона:
«Добрый и верный свидетель - сын твой Георгий, которого Господь создал преемником твоему владычеству: не нарушающим твоих уставов, но утверждающим; не умаляющим хранилищ твоего благоверия, но умножающим; не на словах, но (на деле) доводящим до конца, что тобою неокончено, как Соломон (дела) Давида. Он создал Дом Божий, великий, святой Премудрости (Его) на святость и освящение града твоего и украсил его всякой красотой: златом и серебром, и каменьями дорогими, и сосудами священными - такую церковь дивную и славную среди всех соседних народов, что другой (такой) же не отыщется во всей полунощи земной, от востока до запада. И славный град твой Киев величием, как венцом, окружил, вручил людей твоих и град скорой на помощь христианам Всеславной Святой Богородице. Ей же и церковь на Великих вратах создал во имя первого Господнего праздника, святого Благовещения. И если посылает архангел приветствие Деве, (то) и граду сему будет. Как Ей: Радуйся, обрадованная. Господь с Тобою! - так и ему: Радуйся, благоверный град. Господь с тобою! Встань, о честная главо, из гроба своего! Встань, отряси сон, ибо не умер ты, но спишь до всеобщего восстания! Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровавшему во Христа, Жизнь всему миру! Отряси сон. возведи очи и увидишь, какой чести сподобил тебя Господь там, и на земле не оставил беспамятным в сыне твоем. Встань, взгляни на чадо свое, Георгия, взгляни на род свой, взгляни на милого своего, взгляни (на того), кого Господь произвел от чресл твоих, взгляни на украшающего престол земли твоей - и возрадуйся и возвеселись! К тому же взгляни на благоверную сноху твою Ирину, взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как благоверие держат по завету твоему, как в святые церкви часто ходят, как славят Христа, как поклоняются Имени Его. Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветающие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых освящаемый и блистающий, и фимиамом благоухающий, и хвалами, и божественными (именами), и песнопениями святыми оглашаемый».

А вопрос уже слышимый: «Зачем де, для какой надобности он эти слова привел?», - претворю коротким ответом- эти слова имеют непосредственное отношение к одной из самых знаменитых молитв «Отче наш». В какой части? Ну не все сразу. Всему свое время.

То, что мною писано лишь мое понимание сути происходящего, каждый может иметь собственное суждение.


Рецензии