Отцы-командиры

               Порой вспоминаются отцы-командиры, под руководством которых пришлось пройти многолетнюю службу в железнодорожных войсках. Запомнились лишь значительные личности, оставившие определённый след в воспоминаниях. Воспроизвожу лишь бытовые картинки, не касаясь служебной деятельности.

               Первым моим комбатом был майор Сарафов-Петросян Георгий Миронович - командир 132 мостового батальона (в/ч 83285) в г.Омске, куда я прибыл после окончания института в 19.. году. Хороший требовательный командир, обладавший поразительным чувством юмора. Поражал, прежде всего, его высокий рост - 2,03 м. Он рассказывал, что когда его призвали в армию, после окончания института, то долго - в течение полугода, не могли подобрать на него одежду и обувь соответствующего размера и он в течение всего этого времени ходил и командовал взводом в "гражданке". Было занимательно  видеть, как батальон идет строевым маршем, во главе которого шествуют двухметровый комбат с начальником штаба - полутораметровым майором Котляром З.М., просто юмор. Это недоработка кадровиков...

               Сарафов не только умело командовал, но также и находил общий язык с местным населением. Однажды к нему на приём пришла мать одной девушки с претензией в том, что один из солдат батальона изнасиловал её дочку и она подаёт в суд. Во время беседы комбат убедил мать, что это благо, что дочь доверилась нашему советскому солдату, а не какому-то проходимцу. Мать успокоилась и с благодарностью оставила кабинет командира части. Конфликт был мирно разрешён. Ну,а солдата, не знаю какими путями, заставили жениться. Помогли в организации свадьбы...

               Затем Сарафова назначили зам. комбрига муромской бригады, а потом на ЦОК в Петергоф - преподавателем. Уже будучи преподавателем в училище ВОСО, майором, году в 1974-м, я встретил в Петергофе Сарафова, полковника. Побеседовали. Он мне рассказал, что преподаёт "Экономику" слушателям. Сказал: "Ну ты ведь знаешь, какой я на хер экономист, но что-то читаю..."  Жив ли он сейчас, не ведаю. Если жив, то ему 89 лет (1927 г.р.). Если нет, то - царствие небесное. Хороший человек и командир!

               Вторым комбатом был майор Железнов Алексей Михайлович. Невысокий, коренастый, рыжего окраса. Когда я пришёл на службу инженером техчасти батальона, он также был инженером, в звании капитана. Мы вместе работали и сдружились. Алексей Михайлович был волевым, требовательным командиром, умел постоять за себя. Его заглаза называли "маленький Наполеон". Заядлый преферансист. Как только познакомились, он меня спросил, играю ли я в преферанс. Получив отрицательный ответ, сказал: "Чему же вас в институте учили?"

               Дружба дружбой, а снисхождения мне не делал, как и никому другому. Однажды, в морозный зимний вечер (градусов эдак под 30-35), я возвращался с трассы на ЗИЛ-130. Темень, степь, мороз... Автомашина заскользила на дороге и съехала на обочину в сугроб. Шофёр, конечно, неопытный, да и дорога не асфальт, а прикатанный снег. Туда - сюда, никак на дорогу вылезти не удаётся. Вокруг ни дерева, ни куста. До ближайшего селения км.20, не дойдёшь, замёрзнешь, а замерзать не хотелось. Я снял с себя белый офицерский полушубок, кинул под задние колёса и мы вылезли на дорогу. Все хорошо, но от полушубка целыми остались лишь рукава. Пошёл к комбату -  Железнову. Доложил. На что он мне посоветовал идти к бухгалтеру части, чтобы он рассчитал убытки.

               Тот сказал, что в случае утери имущества, согласно какой-то статьи, необходимо денежное возмещение в трёхкратном размере. Цифра для меня была обалденная. Что делать? Посоветовался с ближайшими сведующими товарищами. Мне подсказали - иди к старшине Досаеву, ведающему вещевой службой батальона, он всё уладит, но с собой захвати то, что надо - он любитель. С бухгалтерией не связывайся... Взял поллитруху, пару бутербродов, рукава от полушубка, пошёл на склад. Досаев - хмурый старшина, всегда "подшофе", увидев пузырёк, моментально оприходовал остатки полушубка, а вместе с ним мы оприходовали и содержимое бутылки; закуски он добавил из своих запасов. Вот так, казалось бы сложный вопрос, в один момент был решён старшиной, без привлечения высших инстанций. Век живи - век учись...

               Но дружба с Железновым не прервалась, служба есть служба. Потом меня перевели в управление бригады и далее - в управление корпуса; редко, но встречались как по службе, так и в быту.  Железнов Алексей Михайлович стал комбригом 1-й омской бригады, возглавлял её при строительстве БАМа. Году в 1975-м его вызвали на Военный совет для назначения на генеральскую должность. Он сел на поезд и поехал в Москву за назначением. Но в это время в его части случился пожар - сгорел штаб управления вверенной ему бригады на БАМе. Сгорело всё, вместе с оружием, успели вынести только знамя части. Алексея Михайловича вернули с полпути назад. Он получил выговор от министра обороны. После этого написал рапорт на увольнение и уволился в звании полковника. Как он мне рассказывал, не видел более перспективы в продолжении службы: выговор - это надолго, а может и навсегда лишал возможности для дальнейшего продвижения. Жить он остался в Омске, мы часто с ним перезванивались. Он скончался в 2008 году, в возрасте 78 лет. Земля ему пусть будет пухом.

               Перед Железновым комбригом был Ярных Василий Павлович - красивый статный полковник, участник Великой отечественной войны. Очень добродушный человек. Я как раз был назначен инженером в управление бригады в момент его командования. Бывало приедет на трассу, если дела идут хорошо, то скажет: "Молодец, Васильев! Продолжайте так держать!", а если не очень, то: "Ну что ж вы, Васильев?". Ни разносов, ни оскорблений, никогда.

               В управлении бригады я был ответственным за рацработу. При отсыпке насыпи на стройке Ивдель- Обь столкнулись с болотом, называли его, насколько помню: "Манькино болото". Сколько ни делали выторфовку, не помогает - торфяная жижа вновь оказывается в зоне будующей насыпи. Я предложил взрывнику бригады - майору Морину взорвать торф вдоль оси насыпи, разбросав его на стороны. Предложение осуществили, оформили как рационализацию, экономия получилась значительная. В состав авторов включили и комбрига Ярныха В.П. Через некоторое время меня попросили зайти в финчасть и получить вознаграждение за себя и комбрига и его часть передать ему лично. Получил, пошёл к комбригу. Говорю: "Товарищ полковник, разрешите передать Вам вознаграждение за рацпредложение..." Он говорит, что даже и не знал об этой рацизе, но выдвинул ящик стола и легко смахнул в него конверт с вознаграждением. Рационализация всегда была на уровне, потому, что её возглавляли самые высокие начальники.
 
               Как говорили, Василий Павлович любил выпить. Но не на службе, естественно...  Но вот помню: полетели мы как-то в читинскую бригаду на проверку её деятельности. Дело было на юге читинской области, то ли в Досатуе, то ли в Урулюнгуе, не помню. Он тогда был уже зам. по тылу 4-го корпуса, я - инженером тех. отдела.  Проверили хозяйство. Мне, с моим товарищем - Овсяником Василием Алексеевичем приказано было написать доклад для Ярныха. Просидели мы всю ночь над докладом, сочинили... Василий Павлович доложил офицерскому составу о состоянии дел в бригаде. После этого состоялся обед в одной из частей, а затем предстоял отлёт нашей комиссии в Свердловск. Подали борщ. Все стали неохотно ковыряться в тарелках, аппетита не было. Видя это, кто-то из командования бригады предложил на дорожку по рюмочке, на что Василий Павлович, сказал, что он был начальником только в ходе проверки, как председатель комиссии, а сейчас он как все - рядовой участник, командовать права не имеет. Тут же появилось спиртное. Налили по стакану. Выпили. Обед пошёл ходчее. Потом предложили по второму. Василий Павлович, несколько смущаясь, спросил: "Как, товарищи офицеры? Долетим или не долетим?" Все, естественно, ответили, что долетим. Повторили... Ещё раз повторили... Обед прошёл в дружественной обстановке. Все проверяющие вовремя заняли места в салоне самолета, помогли проверяемые, которые не злоупотребляли. Нет давно Василия Павловича, моего командира бригады...

               В 1970 году я был назначен на должность старшего инженера тех. отдела 4-го железнодорожного корпуса в город Свердловск. В начале 1972 года в корпус прибыл полковник Макарцев Михаил Константинович на должность зам. комкора. Высокий, статный, красивый полковник. Много с ним пришлось поездить по различным стройкам: Ивдель - Обь, Тюмень - Сургут, БАМ...  Волевой, жёсткий командир, обладающий феноменальной памятью и огромной работоспособностью. В то же время, глубоко уважающий трудолюбивых и исполнительных людей и командиров. Приведу несколько бытовых случаев из наших совместных поездок:

               Однажды, 4-го февраля, по моему 1972 года, я находился с ним в командировке на станции Ивдель, в его персональном железнодорожном вагоне. Такие вагоны имеются у руководства железных дорог России. В вагоне три двуместных купе для отдыха, кухня и небольшая зала. Было часов девять вечера, работа закончена, и мы сели за стол ужинать. Обслуживали две женщины - сотрудницы, одновременно и повара при вагоне. Только взялись за ложки - стук в дверь. Одна из женщин пошла открывать, вслед за ней Макарцев. Я посмотрел в окно, гляжу: стоит полковник Арсеньев Марк Леонидович - главный инженер 5-й бригады, с двумя бутылками коньяка в карманах шинели, за ним - майор с бачком каши, а за ним - прапор с чайником с компотом или чаем. Макарцев грянул: "Это что за демонстрация?!" Майор с прапором побежали от вагона во тьму, а Арсеньеву Макарцев приказал остаться и зайти в вагон. Пожурил за неудачную компанейскую попытку организации его дня рождения. Поужинали втроём под коньяк полковника Арсеньева. Я не знал раньше, что 4 февраля у Макарцева день рождения. С той поры знаю, что он родился 4 февраля 1927 года в городе Ельце.

               Запомнился и другой случай. Мы работали на строительстве железнодорожной линии БАМ - Тында. Как-то в воскресенье, Макарцев разрешил мне и моему товарищу - Валерию Семенкову приехать в Сковородино , помыться под душем и отдохнуть полденька, немного развеяться. Поехали, расстояние небольшое, км 80- 90. Помылись, и, конечно, у нас с собой было - по пути успели взять. А расположились в 3-х комнатной квартире - Макарцев, Осипов Володя - механик, я, Семенков и ещё кто-то. Решили выпить на кухне втроём. Откупорили, разлили по стаканам, всё втихаря, чтобы Макарцев не услыхал. А на закуску было только одно куриное яичко. И, на тебе! Открывается дверь, появляется Макарцев. Ну, конец! Но он молча закрыл дверь, а мы позабыли и о выпивке. Через некоторое время он снова открывает дверь, приносит банку шпротов и говорит: "Без закуски выпивать вредно..." Так удачно решилась наша проблема с баней.

               Но порой бывал крут. Как-то в Сковородино, в квартире, где мы жили в командировках, я поздно вечером сел играть в шахматы с Володей Осиповым. Все легли уже спать, в том числе и Макарцев, в соседней комнате, где, напротив его кровати стояла и моя. Я закурил. Мы поиграли и легли также отдыхать. На утро слышу шум в помещении - Макарцев встал, увидел окурок в пепельнице и спрашивает, кто курил в помещении. Мне пришлось сознаться. Макарцев объявил мне пять суток гауптвахты. Но потом, когда ехали на трассу с ним в автомашине, он мне сказал, что будь счастлив, что нет рядом гауптвахты. Так что отбывать наказание не пришлось.
 
               В 1974 году мне предложили должность преподавателя в училище ВОСО. Требовалось моё согласие и согласие комкора. Пошёл к Макарцеву, он тогда уже был комкором. Доложил ему о своём согласии быть преподавателем и попросил дать добро. Он долго меня уговаривал остаться в управлении корпуса, сказал, что намеревался назначить меня на должность начальника отдела. Но в конечном итоге, после моих доводов, дал согласие. А когда открыл моё личное дело, то удивился тому, что срок присвоения мне звания "майор" истёк неделю назад. Пожурил за то, что я молчу и сказал, что в училище, перед тем, как послать на очередное звание, года два будут изучать меня, и что немедленно даст команду кадровикам на отсылку документов на присвоение. Поэтому, прибыв в училище, я через неделю стал майором, чему очень удивились сослуживцы.
 
               Таков генерал-полковник Макарцев Михаил Константинович - Герой социалистического труда, заслуженный Герой.

               О генерале Байдакове Павле Михайловиче, начальнике училища ВОСО, я писал ранее. Запомнилась его крылатая фраза: "Я приведу вас к нормальному бою!"

               Таковыми были мои отцы-командиры. Честь им и Слава!


10.03.2016                Москва


Рецензии