Восторжествует ли в Украине здравый смысл

                Восторжествует ли в Украине здравый смысл?

В конце 18 века жил один великий англичанин – Эдмунд Берк, известный на Западе как «патриарх консерватизма». Его главный труд – «Размышление о революции во Франции» В английской палате общин он противодействовал абсолютистским устремлениям Георга III, выступая против антиконституционных посягательств парламента. От его имени ведется в данной статье речь, обращенная с глубины веков к здоровым силам украинского общества.

Хотя я давно умер (в 1797 году)  мой дух был недавно потревожен, когда украинский парламент  в лице его правящих партий препятствовал проведению законопроекта о столь нужного вашей стране референдума по доверию Президенту и правительству. Хочу предупредить: ваша революция достоинства должна избежать ошибок революции во Франции. Вам, разумеется, известно, что революционеры в этой стране сокрушали не старые порядки, а власть, чтобы на ее место поставить свою собственную. И что произошло? Как и во Франции, ваши майданы не укрепляли, а разрушали государственные институты и в результате к власти пришли силы, поставившие под угрозу существование Украины как государства под красивыми, пьянящими словами о прелестях демократии и свобод. Рано или поздно здравый смысл должен вернуться в страну и не позволит ставить установление коалиционных соглашений, формальных свобод и формальной демократии выше порядка в государстве и в обществе. В противном случае ваши правители и законодатели  «вымостят дорогу в ад».
 Чего стоит лозунги о возвращении Крыма и Донбасса в состав нынешнего  украинского государства в том виде, в котором оно существует сейчас. Они хотят вернуть территории или граждан? Территории им не отдаст Россия, а граждане этих территорий и в страшном сне не видят себе частью бедной страны, в которой растет преступность и не соблюдаются законы. Как это не болезненно для национального самосознания, именно для того, чтобы его сохранить, необходимо на время отойти от решения этой задачи. В настоящее время обществу крайне важно Оставьте нсосредоточить усилия и сделать, наконец, Украину достойной и привлекательной страной. Мне думается, что в этом и заключался главный смысл последнего Майдана.
Сколько у вашей элиты бесполезной сутолоки вокруг клочка бумаги, именуемой конституцией! Неужели неясно: общественные изменения не наступают с изменением параграфа конституции. Общественный порядок зависит не от буквы конституции, а от духа царящих в обществе порядков.  Не бумажная, а реальная Конституция создается, когда существует дух постоянства, когда укореняются обычаи и привычки новой жизни, когда сформированы устойчивые институты власти.
Задумались ли вы, господа, соответствуют ли новейшие устремления вашим вековым традициям? Вы опять хотите революционным путем их изменить? Но согласитесь: менять сложившейся менталитет – это не то же самое, что поменять красное знамя на червоно-блакитное.  За два года вам удалось переименовать тысячи названий ваших улиц в городах и поселках. Но удалось ли их привести в надлежащий  вид?
Консерватизм – не противник свободы, а противник ее крайностей – эгоистического индивидуализма, анархии, коммунизма. Когда каждый тащит одеяло на себя или когда все спят под одним одеялом – что здесь хорошего? А что дурного в лозунге консерваторов: «Когда нет необходимости менять, то необходимо не менять!».  Для консерваторов важно, например, сохранить институт семьи, церкви, сословий и, в особенности, государства. Если  старые структуры работают, зачем их менять? Признаюсь, мне тяжело видеть, как у вас рушатся структуры местной власти, образования, дошкольного воспитания…
Долгое время демократия и в западных странах не могла добиться успехов, ибо стремилась объединить несовместимое – свободу и равенство. Вот и вы пытаетесь запрячь в одну упряжку еще не изжитую вами, так называемую социалистическую демократию и капиталистическую этику индивидуализма.  Свобода и порядок появляются вначале не в обществе, а в рамках социальных групп и ассоциаций, осуществляющих связи между государством и личностью. Свобода достигается в распределении ролей и функций, которые добровольно принимают члены групп, ассоциаций, корпораций – в интересах групп и коллективов. От государства требуется лишь очертить рамки возможных и необходимых для данного общества позволений и запрещений.
Мои упреки, господа, можно парировать, сказав, что в Украине длительное время отсутствовали подлинные собственность и предпринимательство. Все это так. И свобода, и собственность, и новые социальные группы не формируются мгновенно. Но ведь у вас есть и преимущества. Вы идете проторенной дорогой и можете не повторять чужие ошибки. И все же бездумно, без учета национальных традиций не  подражайте западным нормам и законам.
У вас ничего устойчивого не получится, если вы не будете способствовать созданию устойчивого государства с твердым управлением с твердым управлением, со стабильными законами, с уважением к собственности, с повиновением армии, с правильным поступлением налогов, с религиозным и светским благочестием. Для  реальной борьбы с  коррупцией, для экономического развития Украине как никогда сейчас нужен мир и спокойствие.
Двести лет назад я сказал: «Совершенная демократия является самой постыдной вещью в мире. И поскольку она самая бесстыдная, постольку и самая страшная». Я и сейчас придерживаюсь такого мнения. История подтвердила истинность этих слов: бесстыдное разлагольствование о равенстве обернулось господством активного и организованного меньшинства над инертной и неорганизованной массой. Впрочем, не менее опасно и господство денег над совестью. Льщу себя, что мой лозунг «не жизнь для собственности, а собственность для жизни» будет со временем и вашим принципом.  Пока, судя по тому, как вы собираетесь приватизировать государственные предприятия, ваше правительство придает собственности едва ли не исключительно материально-торгашеский смысл. Между тем западный опыт убеждает: значение собственности не в том, что, заимев ее, тут же продать, а в том, чтобы ее приумножить и оставить в наследство.
Мне странно, что у вас так много внимания уделяется финансовой собственности и почти не уделяется собственности земельной. Если вы позволите отделить собственность от частного обладания ею, то ее растащат те, кто способен тащить, и начнется полнейший, неуправляемый хаос. В заключении хочу призвать вас повернуться в сторону здорового консерватизма, озабоченного созданием удобных структур общественной жизни. Не стоит строить абстрактные программы, давайте руководствоваться здравым смыслом. Не занимайтесь самобичеванием, цените свои традиции и, по крайней мере, не разрушайте старых, пока не созданы новые. Относился и отношусь с симпатией и надеждой к  Украине.

               


         


Рецензии