Василий Каменский

«Господи
Меня помилуй
И прости.
Я летал на аероплане.
Теперь в канаве
Хочу крапивой
Расти.
Аминь.»

В каком году написаны эти строки? Ну, возможно, никто и не удивится, когда узнает ответ: 1916. Только представьте, что всеми почти современными поэтами (или не совсем) излюбленный прием разрубленной строки идет аж с 1916 года! Ах да, автора зовут Василий Каменский.
Родился Васенька 17(29) апреля 1884 года в море. Ну, то есть в каюте парохода, но в море. Собственно, детство он провел там же, да и не удивительно, что потом летчиком захотел стать.
Когда мальчику не было и пяти лет, он потерял родителей, а в шестнадцать лет бросил школу, как и многие выдающиеся личности, и пошел работать на железную дорогу. Жаль только, что не проводником, а конторщиком в бухгалтерии.
Из-за своих многозначительных увлечений всем подряд (театр, литература, авиация, живопись), в которых он сделал не менее многозначительные успехи, до конца жизни любовь к существу человеческому его как-то не посетила, так что нечего удивляться.
Благодаря своему энтузиазму, с 1906 года начал работать в редакции, писать свои первые поэтические опыты в эту же редакцию, а потом был Питер, получение аттестата зрелости, футуристы и прочие замечательные вещи, только счастье было недолгим — с 1930-х сильно болел (были ампутированы обе ноги), а в 1948 был сражен инсультом, из-за чего последние годы жизни (до 11 ноября 1961) провел парализованным. Бог его знает, что было в его голове на протяжении этого срока.
Каменский интересен тем, что хотя и официально считается футуристом, в его творчестве явно видны влияния дадаизма и присутствует некоторые очертания стихографики, и, по существу бытия вещей, он был в данном деле одним из первых в СССР. Тенденция к смешению, характерная больше для постмодерного искусства, прекрасные варианты фольклоризации действительности, многообразие смыслов, которые можно усмотреть в его простых по структуре стихотворениях, моря и океаны образности — это он. Все он. Говоря грубее и проще: если хочется чего такого абстрактного при абстрактного, непонятного при непонятного, но Маяковский и Хлебников уже выучен наизусть — будьте добры. Чудный культурный феномен.


Рецензии