Идеология казаков. приложение 1. древняя конституц

  КОНСТИТУЦИЯ                1-е КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО
1709 ………..1762гг

Древняя Конституция  казаков –некрасовцев(Заветы Игната)
 

            Заветы Игната сына Феодора Некрасы из  «Певчей книги» Ивана Васильевича Вощихина.(стр.41)
   От Эдуарда Дейнекина:  Заветы Игната,равно- книга Игната Некрасы "Како жить войску", равно - Древняя конституция казаков, содержит более 1.-168. статей, из которых небольшая часть повторяются дословно или тематически. Я объединил в группы сходные статьи и дал комментарии по темам с выходом в современность - это и позволяет мне выставить часть данной работы как собственное сочинение. Комментарии , естественно, порождены 25-летней моей службой казачьему народу в роли идеолога: Войсковым писарем Кубанского казачьего войска, секретарём Державного Правления Донской казачьей республики.
   Мои комментарии имеют собственную нумерацию со скобкой 1)-66).
(В конце помещены 168 статей "Заповедей Игната" без комментарий.)

        1.Царю московскому не покорятца, до царя в Русь не возвертатца. Клятву дали-«завет не рушить!» Землю на том прикусили, «Аминь!»
      19.Царю,царицам не покорятца  в Расею до них не возвертатца, воевать с супостаты до самой смерти.
      21.На войну с царём московским ходить до самой смерти.
      56.Ходить на войну супротив московского царя.
1).Клятву дали – завет не рушить!
Землю на той клятве целовали, землю родную, коренную – Казачий присуд.
Царю московскому не покоряться, ибо царь московский в нашем веке- паразитизм, олигархат, политические ложь и подкуп, иностранщина, мздоимство, прелюбодеяние, бессовестное роскошество, разврат, убийство природы...
«Царь московский» сидит сегодня в каждом доме АД-министрации или ненастоящих депутатских собраний. Вся это коррупционное супостатство именуется хорошими для нас словами «Русь», «Россия», «Российская Федерация», и лишь потому заставляет казаков «на Русь не возвращаться» - но возвращаться в дорогие нашей памяти КАЗАЧЬИ РЕСПУБЛИКИ.

     2.Казаки старой веры на Кубани прикачнулись под руку  Игната.
2). У казаков, как и русичей, старая вера уходит в глубь тысячелетий, видоизменяясь по велению культур и цивилизаций, но как внутренний предиктор Добра  осталась в генетической памяти всех настоящих казаков, даже тех, кто ныне почитает современную религию: то ли христианство, то ли ислам, то ли буддизм. Корень всех этих вер и религий один – Бог единый, Творец, Прародитель, Учитель.
На Кубани казаки «прикачнулись» к Донскому атаману Некрасу, а Кубань тогда была свободной от поработителей землёй предков – меотов, синдов, савиров, косогов и других. Ныне для нас некрасовская «Кубань» означает любое свободное от греха пространство, то ли при реках Днепре и Иртыше, Дунае и Волге, Дону и Енисее, Тереке и Каме, Урале и Амуре,...то ли в горах и степях, станицах и городах...

    3.Царь Пётр, сиречь,царь Ероха  дюже старался возвернуть Игната с козаками.
3)Пётр1,(Ерошка-глупец) сначала разрушил равенство казаков и русичей, затем заманивал кровно обиженных, а Россия без казаков – ничто, любой царь казаков сначала приманивает, потом неволит. Современный «Царь Пётр» казакам пытается вернуть узду с помощью Реестра, возвратить из вольных республик в страну с диктатурой Маммоны и Сатаны.

     4.Войско назвали Кубанским (1712г.)
4)Кубанское - первое и единственное казачье Войско, названное так самими казаками. Все другие Войска назывались и наказывались Царями – то уж и не республики казачьи , а тенёты. А не смог Император задушить казачьи республики лишь в станицах. А Кубанское Войско зачиналось донцами-хопёрцами, и не покорилось Империи, и покинуло землю Таманскую в 17...году после долгой войны с Москвой. С тех пор на земле Кубанской уже не было Казачьего Войска, а была лишь царская губерния.
     5.В Руси стало тесно от царской неправды.
5) В Руси стало тесно от царской, комиссарской, партийской, либерманской, чиновничьей неправды.

     6.Попох, черноризцех, что встревають в дела войска, чинят раздор, учить  бунтиовщикох плетьми до самой смерти в кругу.
                8.Дело попох править службу в церкви, справлять требы:венчать. Крестить младенцех, хоронить, утешать старых, служить панифиды, помнить усопших,учить грамоте богомольцех,добрым заповедям божьим.
                9.Дело  черноризцев: спасть свои души, молитца за убиеных  казаков в сражении.
    10.Попох, чернорихцех, что встревають в войсковые дела- появлять бунтовщиков.
6) Дела казачьего войска – и военные и гражданские, и семейные и хозяйские. Дела попов и монахов(чернозизцев) – Веру разъяснять, Бога к людям, людей к Богу приблизить. Казак сам умом от отцов и предков знает, как воевать, править общество и хозяйствовать. А раздор от священников(попов) тогда наступает, когда одну веру над другой ставят и инаковерующих угнетают. У казаков такое не положено, и – не от бога такое, ибо все веры к одному Богу сходятся.

      В лета 7236 (1728 г.) октября 18 Игнат-сударь рекоша:
       7.Держать веру и язык отцох.
     32.Держать веру и язык отцох, потеряете – пропадете меж чужих.
    138.Та вера лутче в какую истинно веруете.
7) Отцов у казака по ДНК-генеалогии –сорок сороков (по 40 мужских предков на тысячелетие). Не всегда у них была одна вера. Если я достойный сын – продолжатель Рода, мне дорог и отец, и дед, и прадед, и все далёкие предки КАК ОДИН. Я держу как христианскую веду отца, так и иную веру дедов-прадедов.
Заповедь 138 (от 1734г) показывает, что казаки стали понимать, что Вера как таковая ценнее, чем религия, относящая Веру к конкретно поименованному Богу.
 Вера отцов – это не только религия отцов, а ВЕРА В ПРЕДКОВ, КАК СВЯТЫХ.
Язык у казаков-предков тоже бывал разным: сначала древнейший гиперборейский, потом – раздельный по широким территориям: ассо-иранский, тюркский (туранский), старославянский, русский(рашн). Мы держим язык отцов столько, сколько можем, но бывает или сам язык меняется, или его насильно меняют поработители. Казачий язык многолик, и не обязательно русский. Мы все обязаны уважать языки предков, хоть держим современный русский.
А то, что казак пропадает меж чужих – это горькая правда. Чужие – это те кто жизнь строит не по-казачьи – либо безбожно, либо воровито, либо холопски, либо зверски.
    
                11.Бунтовщики могет убить кажный без ответа перед кругом.
   8) Бунт – это насильственное сопротивление ВОЛЕ НАРОДА. Сказать можешь поперёк других или даже поперёк всех – может ты и прав супротив всех. Но насильно насаждать своё мнение – ты бунтовщик, и  Казачий Круг тебя осудит, и верный Кругу брат-казак казнить может. Но у казаков бунтовщики только и были из попов западных, иезуитских.

     12.Войско не содержит попа,церковь.
    13.Попы,черноризцы кормятца трудами рук своих.
     14.Церковь содержитца милостью богомольцех.
   9)  Церковь берёт пожертвования у тех, кто благодарен священникам за моление Богу и просвещение. Церковь сама хозяйствует – и слава Богу! Но Республика (Войско) казаков отделено от церкви, и церковь отделена от Республики.
    
     15.Попох с черноризцы в круг не пущать.
     16.При церкви быть совету старикох и жен-бегомольцех,они докладывають кругу про дела  попа.
     17.Принимать беглых попох.
   10) Казачий круг – орган верховной власти. Но сложилось так в Русском государстве, что церковь греко-римская пыталась довлеть мнением священнослужителей в мирских делах казаков, и такое мнение было на разрушение народовластия. «Попох» не пущать на Круг именно таковых, но как рядовой казак поп на Круге может быть и голосовать.

     18.Круг допущаеть попа до службы по прочтении попом ереси на Никонову и цареву веру.
   11) Патриарх-еретик Никон и связанная с ним царёва вера с 1652г стали погубителями старой христианской веры казаков Великой степи, и они допускали к службе священников только тех, кто читал ересь=хулу на «Никонову и царёву веру». 

      В лета 7237 (1730 г.) в день 10 декабря был войсковой круг, старики читали почетные заветы:
    
      20.Кубанское войско, сиречь, Игнат-козаки не служать хану крымскому, ни турецкому салтану за жалованье.
                22.На чьёй земле  живем-оборонять козацкой честью и правдой.
      23.Не ходить на войну аскерами.   
     169.Запрет Игната итить  в Русь кончился.

  12) Воюя с Московским царством, казаки не воюют с Русью. Служили за жалование Киеву, Переяславу, Новгороду, Владимиру, Москве, и с того казачество пошло (но не казачий народ, который в 10 раз старше). А служить монголо-татарам и туркам не желали. И не пожелают сегодня служить инородцам, иностранцам - захватчикам России, а для России служить желают на защиту всех её народов.
    
    
     24.Наши супостаты царь з бояры , донские старшины.
13) Донские старшины и 300, и 200 лет и сегодня продают долю казачьего народа.
Покупают большие деньги. Но кто делает этих старшин? МЫ. Так поделом нам!

     25.На войне, в походе не забижать хлеборобах и черных людей.
   14) Казак – воин Справедливости, но – грабитель, не насильник. Казак хлеборобу и рабочему (чёрному) человеку защитник. Казак – сам хлебороб и трудолюб.

     26.Козак на козака не работаеть.
   15) Казак работает на свою семью, на своей земле, на семейное хозяйство. Батрачить казаку зазорно.  Но служить по-воински казак обязан – своему Роду, Отечеству.

     27.От своих трудов, воинской добычи козаки дуванят меж собой третью часть по-ровну (две части идеть в казну войска).
   16) В нашем веке воинской добычи у казака быть не может. От трудов же своих казак даёт в казну Республики (войска) ДЕСЯТИНУ. А что было у наших предков две трети давать войску, так войско кормило семьи всех тех, кто в походе, вот и выше десятины. А когда мирное время и казак дома, то сам семью обеспечивает, а Республике (войску) десятина требуется для общих дел и социальных забот (за сиротами, убогими, одинокими
старыми...)

  17) Эта заповедь одна из главнейших. Казачий Круг – это общее собрание домохозяев для решения задач самоуправления. Решение Круга – закон для всех, включая атаманов и старшину.

     29.Не делитесь, живите вкупе, в единомыслии.   
    160.Не дялитесь.
    18) Не делите свой народ на враждующие части, свою республику – на куски. Живите вкупе, сиречь в Копе – в согласии мнений , решений и действий. Копа счастье копит.
Единомыслие – это тоже счастье для народа. А достигается оно через одинаковые Любовь к Богу и служение Богу. Разномыслие начинается из отступничества от равной любви и равного служения.
   Но если имеешь мысленное различие от всех – докажи его правду на Круге, и тебе поверят и похвалят.

     30.Смутьянов, раздорников ведите в круг Круг появить бунтовщиков.
   31.Бунтовщики супротив войска – растреливать перед войском, вычитав вины бунтовщиков.
19) Смута – это наведение мути в умах и делах. Это всегда делают внешние враги.
«Раздорники» выше всего ставят своё «я» не уважают других, потому Круг их «появляет» как бунтовщиков. Но за общим Кругом нельзя объявлять кого-то бунтовщиком (раздорником, смутьяном), ибо он может быть прав и борется против общественного вреда. Только верховная власть народа –Казачий Круг – может дать приговор. Никакой казни (наказания) недопустимо без ясного чтения вины.
    
     33.Почитайте старикох, на них мир держица.
   20) Почитать стариков – это читать их мудрые мысли и применять к своей жизни. А формальная игра в почтение приносит боль старикам и развращение народа.
   «Мир» - это планета Земля и состояние народов без войны. Мудрость обходится без войны, только сумасшедший старик пошлёт сыновей и внуков на бойню.

   21) Этот завет плохо признают нынешние казаки.
1) Ежегодное избрание (переизбрание) управительных людей. Такого сейчас нет, а придумывают отговорки в уставы для того, чтобы атаманство длилось вечно и бессменно для одной группы лиц. Это – лучшее условие для казнокрадства, кумовства, мздоимства и прочего неправого обогащения.
2) Для догляда (контроля) за управителями Круг избирает «доглядчиков», в Своде законов Российской Империи они называются «станичные доверенные». Это – казачьи депутаты. Сколько их есть – это казачий парламент.
   А кричат современные идеологи, что у казаков не может быть парламента, это как раз те кричат, кто не желает от народа, от Круга иметь контроль за своими «шалостями» на выборных местах.
   Доглядчики (доверенные) могут быть из стариков либо из казаков пожилых и честных, неподкупных и грамотных.

   22) Совет стариков или Совет доверенных (если они люди среднего возраста) – это ключ к чистоте казачьего народоправства. Отказать в контроле доглядчикам(доверенным) есть преступление. А Народный контроль обязан « не спать», ибо проспит горе станице, Республике(войску). Совет стариков (Доверенных) докладывает о беде атаману, Кругу, а если атаман в заговоре с ворами, то Совет стариков(доверенных) требует Чрезвычайный Круг хоть и среди года.

   23) Власть на следующий год нельзя избирать без отчёта атамана, его помощников (выборных и нанятых), а также без доклада Народного Контроля – доглядчиков(доверенных).
   Казаки ныне запутались в двух соснах, не понимают разность между «выборными» и «доверенными». Первые – исполнительные должностные лица(атаман, писарь, казначей, асаул(есаул) как главный смотритель порядка), вторые – представительные должностные лица. Они и контроль и основные законодатели (между Кругами).

    24) Если выборные правили по совести, их сменяют новыми не в наказание, а с почётом, но новые должны прийти, дабы власть исправляли все лучшие люди станицы или Республики. А отстранённые могут быть избраны в другой раз по-новой. Наилучшие атаманы учат молодых править обществом – дело-то тяжёлое.
   Но Круг также решает иногда, что смена атамана плохо отразится на жизни станицы, Республики. Тогда оставляют (перевыбирают) правильного атамана второй или третий раз. Только других выборных обязательно меняют. Более трёх раз кряду атамана не избирают, но ,когда пройдёт перерыв, могут его призвать в правлению снова.

40.По приговору  круга атамана учать плетьми за ево неправду. После виноватый должон встать на колени, три раза земно поклонитца кругу и сказать : «Спаси Вас Христос, что поучили уму-разумум!». А щели круг простить,почетный старик  скажешь ; «Войско и бог прощають! Не греши боле!»  почётный старик надевает виноватому на голову шапку, виноватый кланяетца  кругу и выходить из круга; а щели виноватый   не скажешь кругу :»Спаси Вас Христос, что поучили уму разуму» и земно не поклонитца три раза кругу – круг- появить ево «бунтовщиком».
         44. Круг после учения может не простить виноватого на три года, а щели виноватый появить усердие по чести в жизни заветам – круг простить. 
    25) Тем, кто правил не по совести – мало плетей, Мы можем и тюрьмой наказать и ворованное имущество изъять.
   Сверзить (свергнуть) до срока бессовестного атамана ныне не способны наши организации, ибо заповеди не знают, да и воли не хватает, боязно против властвующих разбойников идти. Но – не казаки такие!

   26) Созыв Внеочередного (среди года) Круга – дело тех доглядчиков (доверенных), которые точно знают, выборные правят не по заповедям, не по совести. Для станицы такого «звонаря» достаточно одного. Для Республики  надо по уму некоторое количество, ибо следует складывать мнение доглядчиков(доверенных) от разных станиц и мест.
  А коле  желает «в колокол вдарить» простой казак. то его должен послушать Совет стариков или Совет доверенных, чтоб какой-то дурак не поднимал бестолковый шум.
   Колокол в наших больших станицах мы заменяем на другие способы информации, а тот способ придумывает Правление.
   В любом случае собравшийся Круг обязан внимательно выслушать сказанные вины или роковые ошибки атамана и провести правильное и честное расследование.
   За клевету и ненужный (мелочный) звон казаку или даже доглядчику следует наказание.

        45.По станицам Сердовые козаки учать пришлых с Руси ратному делу по козацкому обыкновению, а старики учать заветам войска.
       47.Станицы приписывають пришлых к сотным, полкам.
 27) Пришлые «в козаки» с Руси были всегда, есть такие и ныне. Да слишком много.
Средь русичей и даже нерусей в нынешнем «козачестве» много больше, чем родовых казаков. Учат пришлых уже не ратники и старики, а они сами себя. И видит мир «казачество» , какое даже для парадов не годно, не то, что для боевых или трудовых дел.
   Этот завет Игната должно исполнять с выявления – казак ли ты по роду (гену)?
   А потом только истинные казаки могут принимать в станицу или национальную Республику «пришлых», если такие нужны! Но надо помнить, что ген казачий не узок, и в нём шесть десятков  разных древних национальностей (этносов). И если лицо кандидата имеет азиатский обликом и национальность башкирская, чувашская, татарская, казахская или иная урало-сибирская, то их казачий ген может быть старше и чище, чем у  лица европеоидного. Настоящий русский(рашн) ген далеко-далеко отстоит от казачьего, и русичам очень трудно становиться «казаками», ибо КАЗАКОМ НАДО РОДИТЬСЯ, получив при этом ген далёких (до 40 тысяч лет тому назад) под учёным названием «гаплогруппа(мужей) R1,R1a, R1a1, R1a1a, либо R1b, R1b1b, либо, в меньшем количестве, J2,K,L,P,R,Q(древнейшие от 40 тысяч лет). Русские гаплогруппы  I2,N1c у родовых казаков быть не могут, хотя иные русичи и думают, что они «казаки».

    В лета 7239 (1731 г.) был войсковой круг в декабре 8 числа, читали заветы:
                46. «Дитех с 14 годох учить козацкому ратному делу», заветам, обычаям отцох.
   28) Дети казаков учатся ратному делу в семьях с младенческих лет усилиями и старших мужчин, и даже матерей, если отцы в походе. С 14-ти лет это учебное дело подчиняется Атаману и Правлению. Военное дело наших предков было делом первостепенным, при той роли народа-воина, какая выпала казачьему суперэтносу.
   Обучение заветам, обычаям, сиречь правилам гражданского и жизненного устройства подростков с 14 лет – это намного раньше, чем делает современная школа. Это – признак повышенного политического тонуса казачьего народа.

   
     48.Сотникох, полковникох  ставить войсковой круг Атаманом.
   29)
     49.Како содержать себя козаку в войске.
     50.Въюношу 18 годох принимать в козаки, он должно знать грамоту,
 заветы войска, веру отцох  , обычаи, ратное дело, почитать отца,мать, старших.
      51.С 18 годох до 50 годох  козак работаеть.
      52.С 23 годох  до 50 годох служить в войске, ходить в походы  на войну.
   30) Как вести(содержать) себя казаку в Республике(войске):
1) юношу принимать в строевые казаки (а просто казаком он и так родился);
2) Казак и работает и служит, но служит позже, чем начинает работать.
3) С 50 лет казак содержится детьми, участвуя в обучении казачат (Сердовый казак).

      53.Козак воин, охотник, рыбак ,рукомесленник, хлебороб.
       54.Козак за себы не выставляет на войну, в поход  родича, наёмника. Кто нарушит завет- смерть! 55.Утеклеца с войны, похода – расстреливать перед войском,вычитав ему вины- благославленые  кругом.
  31)  Всё понятно. Жёстко, но эффективно.

            57.Хворые на войну, в походы не ходять, работають по силе, им помогаить круг.
   32)  Круг помогает хворым распределением доходов Круга, но каждый исполняет посильную работу на благо станицы, Республики.
   
         58.Кто не на войне, не в походе работаеть, получаеть равною долю из третьей части дохода ватаги, а две части дохода идуть в войсковую казну.
         59.Кто работаеть один – получаеть третью часть дохода на боле ватажника, две части идуть в войсковую казну.
         70.За утайку войсковой доли (дохода) – бить плетьми в кругу до смерти.
   33) Две трети всего дохода работающего – это высокая ставка подоходного налога и означает она, что Республика (войско) находится в состоянии высшего напряжения общественных сил, во враждебном окружении и, значит, берёт на себя полную заботу о народе, о его боеспособности, о воспитании детей, призрении нетрудоспособных. Такое состояние Республики можно именовать «военный социализм». Высокая роль казны, значительное обобществление дохода работающих и добычи воюющих также означает общинную формацию.
   Казаки текущего века тоже постепенно возвращаются к общинной формации. Они также говорят о том, что не прекращающийся геноцид казачьего народа переводит мирное состояние в состояние военной готовности и локального силового сопротивления. Никто из казаков не хотел бы глобальной войны, но народ к ней должен быть готов. Поэтому заповедь о крепкой казне за счёт высокого подоходного налога ныне актуальна так же, как 300 лет назад.
         60.Козак ходить на круг ( станицы).
         61.Кто не приходить на круг- с того пеня.
         62.Кто не был на круге три раза, платить пеню и круг ево учить
             (бьють плетьми охочие козаки).
    39. Круг Игната (войска, станицы) могет собрать кажный, надо три раза вдарить в колокол Игната на Майдане.Кто звонил – должен вычесть в кругу  вины атамана.
    38. А щели атаман ( войска, станицы) и выборные правили не по заветам – можно получить в кругу плетьми и сверзить до срока.
37.А щели атаман , ево помощники правили по совети, по заветам – сменяють новыми.
   41. А щели атаман правил по заветам, заботился про порядок, родел про вдов, сирот, немощных, старикох, школе – ево мочно выбрать ищо на год, а совет  старикох, асаула, хранителя казны заменить другими.
    43.А щели атаман правил по заветам, можно выбрать в третий раз на год, а прочих заново.Более выбирать  не мочно- власть портить человека.
    36.Без доклада доглядчикох  кругу про дела кого куда выбрали, круг не выбирають на новый год атамана и его помощникох – выборных.
     35.Совет старикох (войска, станицы) с общего совета вникають  во все дела , докладывають кругу.
     34.Каждый год войско (станица) выбирають атамана, асаула, писаря,хранителя казны (войска, станицы), совет старикох ( в войске 12 человек, в станице – 7 человек), Старики для догляду за делами кого куда выбрали: за атаманом,асаулом,писарем,хранителем казны , советом стариковх – 7 человек,доглядчики в ответе перед кругом.
     28.Всему голова Круг.
34) Обязанность ходить на Круг, то есть участвовать в самоуправлении станицы, Республики – это тысячелетняя особенность казачьего народа.

         63.Козак  женитца  в 23 года, А щели он на замечании у войска женитца ему не мочно, простить круг – женитца.
        64.Козак береть в жену с своего рода- племени.Козачка выходить замуж18 годох.
        65.Женятца, выходять замуж по совей воле, согласно, круг благословляеть на семейную  жизнь, потом венчаютца.
        66.Ни женитца, ни выходить  замуж за мусульман не мочно.
        67.Козак  ни женатый, али вдовый могеть из похода привезть себе сударушку. Козаки учать её  языку, обычаям, заветам, вере.
35) Брачный кодекс заповедей краткий, но глубокий, отображает священное право общины регулировать качество семьи и процесс продолжения рода.
1) Муж созревает для брака в 23 года, жена – в 18 лет.
2) Быть «на замечании войска» - значит проявить некие плохие качества, которые отразятся в будущей семье, а войску(Республике) не нужна плохая семья. Она , конечно, не нужна и самим брачующимся, их детям.
3) Община согласна на свободный выбор супруга (свою волю и любовь), но проверяет истинность свободной воли, даёт благословение на семейную жизнь. Значит далее Республика будет опекать эту семью во всех отношениях.
4) Запрет на женитьбу с мусульманами исходил из того, что в то время казаки бы в состоянии вражды с мусульманскими народами, значит отдавать мужей во враждебную среду –  ослаблять свой народ. Однако можно было брать (завоевать) жену из стана врага. Это – простая необходимость улучшения демографии.
   Современный семейный кодекс казачьей республики может быть сложнее, однако заповеди 63-67, если будут сознательно применяться молодожёнами и казачьими Кругами, внесут колоссальное оздоровление в процесс продолжения рода и социальное благополучие.

        68.Козаку не мочно одному отлучатца с войска.
36) Понятна эта заповедь для некрасовцев, окружённых врагами со всех сторон.
Для нас эта заповедь говорит о дисциплине, о необходимости беречь свою жизнь для служения Республики.

        69.Козаку не мочно быть купцом – от купца порча козацкой чести.
37) Во времена Игната Некрасова купцами по всему свету были люди хамито-симитской паразитической нации, в общем-то бесчестные. Хотя купеческое дело тоже несёт свой труд, но казаки, по варне кшатрии(воины), не могли допускать из своих рядов «порчу национальной чести». Постепенно казачье сословие России смягчило своё понимание, и не запрещало некоторым казачьим сыновьям заниматься торговлей. Тем более, будучи повсеместно  сильными мореходами, казаки это дело отдавали и под торговые перевозки.
   Нам надо читать эту заповедь с конца: не портить казацкой чести в купеческом деле, так же как в любом другом деле; не быть мироедом и добро приносить через торговлю.
       
        71.Хранить честь, достоинство козацкое.
38) Честь – это как ты сам в себе охраняешь свою человеческую ценность. Достоинство – как твою ценность определяют другие люди. Значит и честь и достоинство в разных народах может быть разная. Про казацкое достоинство писал Фридрих Великий: «казаки – это последнее рыцарство Европы». Рыцарь (настоящий) – безкорыстный защитник Добра, Справедливости, враг лжи, безпутства, паразитизма. Честь и достоинство казацкое не только в боевой доблести, но и рачительном хозяйствовании, в сопротивлении злу силой. в отвращении всякого господства над собой и своим народом.

        72.Кто в пьяном , али в трезвом состоянии покусился на жизнь другого – круг виноватого выдаеть головой  на кого покусился, а он могеть убить, али простить.
39) Покуситься на жизнь станичника, или земляка – преступление тяжкое в казачьем роде. Судья для него – Сам Казачий Круг, он или назначает палача или передаёт сделать наказание потерпевшему (его ридичам). Да, в современных государствах такое называется самосуд и бывает разве что в джунглях. При самосуде может быть ошибка. Но ещё большая подлость, если государственные судьи подкуплены и убийца отделался лёгким наказанием на горе родичей убиенного. Значит наша республика обязана именно через Большой Сход проверить правильность суда, а казачий Круг неподкупный.
   А если простит тот, на кого покусились, то это его воля.

        73.У козака семья согласная.
   74.Козак иметь свой курень, хозяйство (худобу, коня, барашек, птицу, сад).
        75.Чистота в дому половина богатства.
        76.Муж- жена в семье, на миру равные.
        77.Козак кормилец, жена, хозяйка в дому. Они учат чад  добру, почитать отца, мать, старших; заветам войска, вере, приневоливають чад ходить в школу, почитать учителя, приучають к работе.
40) Казачий семейный кодекс уникальный по старым векам, ибо где ещё казачку-жену столь уважал муж и закон, с ней обязательно согласовывался?! Может быть мы, цивилизованные, в этом смысле более одичали, чем окультурились. Даже детей учат  уму-разуму не отец и мать. а приготовленные врагами под специальное развращение детей лихие люди.
        78.Сын,дочь за обиду отца, мать словом в ответе перед кругом.
        79.Кто поднял руку на отца,мать – учить в кругу плетьми до смерти.
             Козак обидео жену словом , десницей, жена докладываеть атаману, старикам. Круг учить мужа плетьми. А щели жена утаить обиду круг и ее учить. После учения  мужа круг спрашиваеть, согласно ли она жить с мужем, али нет.
             А щели не согласна, круг даеть ей вольную, она могеть вытить замуж, а за  мужа-обидчика ни вдовы, ни девицы замуж не идуть.
   80.Женщина мать, она даёть нам жизнь, обижать  иё не мочно.
41) Разрешение семейных обид через Круг – верховную власть станицы, Республики –отражает ту важность для благополучия страны от благополучия в семье. Мы, современные, всё это разорвали, и семья – как государство отдельное, сильные в нём творят бесчинство над слабыми, у коих защиты нет.
   Круг даже «жену учит», если она скрывает обиды от мужа. А мужа-изувера Круг более не благословляет на другой брак. Не пора ли нам именно так безукоризненно по заветам держать семейное счастье под доглядом общины-Республики?!
       
        81.А щели жена бездетна круг даеть  вольную мужу, жене.
        83.Муж, жена без чад – сироты.
42) Могут быть бездетны и жена и муж, и если в том вины у них нет, то Республика помогает им лечиться деньгами. Но они могут быть оба или по одному виновны по причине беспутной жизни или убийства младенца во чреве. Республика должна такие вины наказывать. Главное – одинаковая забота о порождении чад как и родителей, так и у общества, ибо уменьшения народа казачьего  нельзя допустить.

   82.А щели жена язычница, смутьянка, чинить раздор в семье, в станице – круг мужу даеть вольную, он могеть женитца , а жену никто не береть замуж.
   88.За измену мужа жене –учить плетьми в кругу до смерти.
     89.За измену  жены мужу- в куль да в воду.
43) «Язычница, язычник» - понятие разное у разных ветвей (популяций) казачьего народа и в общем – туманное. А вот смутьянка – это вина ясная, и может потерять мужа, а другого по велению Круга – не найти. Разор в семье – это беда государственная!
   А супружеская измена каралась общиной самой страшной карой. Наверное, мы сегодня казнить смертью не будем. но позор и отвращение станицы и Республики от изменника должно быть. Такая измена и развод есть боль не только для обманутых супругов, но настоящая беда для детей.
       
        84.Будьте хлебосольны,путника,гостя встревайте с радостной душой, ласковым словом; накормите. Дайте ночлег, по нужде оденьте, обуйте, речей  не ведите, чтоб не обидеть гостя и проводите его с лаской.
44) Может кто и подумает, что эта заповедь есть лишь простой совет, но не закон, но ошибается. Позор на того, кто не принял должно и обидел гостя – это тяжкий крест в общинной жизни. Каждый домохозяин должен строить «кунацкую» - помещение для гостей. Это дело становится военным фактором, если надобно совершить сбор казаков для ратного или общехозяйственного дела.

        85.На своей земле валяйся чувал с золотом – не троньте !
45) Присвоить потерянное другими – сродни воровству. Вот тут открывается честь казака!
        86.Не держите в станице, городке шинков, лавок, чтоб народ не пропал,
          Не пьянствуйте, не буяньте – круг взыщеть.
46) Пьянство – болезнь человека и беда общества. А виновники – не только слабовольные пьяницы, но и спаивающие. Так что в заповеди видны те шинки и лавки, в коих спиртное продаётся и разливается, а не те, что хлеб насущный продают.

     87.Кто не кормитца трудами рук своих- лишний человек. Круг должен поучить, а потом отлучить от войска.Отлученый- бунтовщик.   
   145. Заветы про  бунтовщиков не рушить.
47) Вот главное отличие казачьей общины, Республики от иного государства: тунеядство и паразитизм не допускаются. Любители «не кормиться трудами» поучаются Кругом, и при неудаче – исторгаются из народа. Республика   определяет, какие занятия отнести к паразитизму, и неизбежно к таким занятиям должно подпасть ростовщичество, либо спекуляция на бедах станичников и Республики, либо жирование бездельника на наследстве родителей, либо продажа своего тела.

    90.По праздникам не работайте.
    91.В субботу работайте до полдня.
    92.По праздникам водите компании , братчины, пир-беседы, веселитесь. Мочно играть песни, гутарить истории, водить  курагоды, пляски , козацкие игры на конях.
    93.На пир – беседе, в братчине, компании – пейте с круговой чаши по солонь, пригубясь, до пьяна не напивайтесь.Виновные в ответе перед кругом.
    94. На пирах, в компании не мочно позорить честь  жены, дочери ,сестер, женщин, девиц, сквернословить, напиватца, буянить. Круг взыщеть.
48) Праздник – это не только личное дело человека, но – культура народа. Поддерживать культуру, её чистоту со стороны верховной власти –Круга (Общего собрания), также другими институтами власти,- это и есть смысл заповедей 90-94. Но для нас имеется дополнительная проблема: Российское государство превратило праздники в способ прославления властвующих лиц и партий (группировок, режимов). Фактически для казаков от праздников ничего не осталось, кроме помпезных парадов. Республика обязана прекратить эксплуатацию праздников в чьих-то политических целях.
    95.Работать сообща.
49) Не всякое дело требует работать сообща. Но заповедь призывает к коллективизму вообще и порицает индивидуализм и разобщённость в труде, что именно насаждается в России вражескими идеологами. В Казачьей Республике работать сообща следует не только в физическом смысле, но в политическом (Круги), предпринимательском (кооперативы), профессиональном и научном (профсоюзы, академии) и др.смыслах.

    96.Козак в 50 годох – старик не  работаеть, его содержить круг, а щели он одинок, круг даеть ему почетное дело: учить малолеток заветам и доброму   поведению.
50) Содержание старика Кругом, то есть общиной, Республикой – это есть «пенсия», и такая пенсия казачья начинается на 10 лет раньше, чем в Российской Федерации. Однако старик, породивший детей благодарных и род большой содержится детьми и родом. Но он и трудится посильно в семье. А одинокие старики кроме «пенсии» получают почётную работу. Настоящий казак трудится до кончины.
     97.Блюдите заветы моя.

     В лета 7240-7241 (1732 г.  10 декабря, 1733 г. 7 декабря  старики читали заветы о походном войске:
     98.Козаки ходять на войну походным войском.
     99.Круг выбираеть походного  атамана, асаула, писаря, полковникох.
    100.Походное войско идеть в поход супротив врагох:царя оберегать свои селения и землю.
    101.Круг выбираеть в поход 5 стариков в помощь атаману. Атаман без совета стариков,  круга походного не волен  над казаком.
    102.Указ атамана походного войска о ратном деле козаки сполняють все.
    103.В походе не грабить хлеборобох, черных людей, вдов, сирот, старикох.
    104.Пленникох не пытать, не вымогать выкуп окромя богатых, не продавать, как ясырь в рабство.
    105.Кто бесчинствует над полоном – смерть!
    106.Выкупать  с плена русских.
    107.Полонянина  чужой страны  не ситезать, нарушителю – смерть.
    108. При замирении полон отпущать на ветер.
    109. Кто не в походе – работаеть, получаеть равную  долю.
    110. А щели в походе атаман, сотник, полковник, асаул, старики не по заветам – собрать  походный круг может кажный. На кругу виновных учить, а мочно и сверзить, других выбрать (писарь пишет книгу, что было в походе).
    111.Войсковой круг  жалования  походным не платить.Воинскую добычу – третью часть походные делят меж собой поровну, а две части идуть в войсковую казну, сдають по книге.
    112.После похода чины круг снимаеть – все равны и кормятца трудами рук своих.
51)  Заповеди 98-112 «читаны стариками» о законах военных походов. Нам сегодня в такие походы не ходить, а переносить законы военного времени на мирную жизнь нам не велит сам Игнат Некрас в заповеди 112. Чины без войны лучше снимать, ибо они часто мешают всем трудиться равно. 
  А щели  вдруг военная беда придёт на казачью землю, то «собрать походный Круг может каждый», не смотря на чины. И в защитный поход пойдут те храбрецы, кому свобода и честь народа пуще всего дороги. И выберет Круг Походного атамана и других, кого нужно.

    В лета 7241 ( 1733 г.) старики читали заветы хлеборобам, рыбакам, рукомесленникам, куда идёть войсковая казна, заветы школе:
    113.Землей владеет войско.
                114.Каждая семья разводить сады, держить коров, барашек,птицу – для семьи.
    115.Охочим козакам до хлеборобства, войско даеть  пай на каждую  душу в семье равный.
    116.Пай не  мочно продать, пердать родичам, не переходить в наследство. За ненадобностью, али после смерти – земля идеть в войско. За порядком  следять в станицах: атаман, асаул, старики.
52) Общее (общинное) землевладение оставалось в законах казаков всех, не только некрасовцев. А для иных старинных и игнат-казаков владение землёй было юридически выше - общая собственность.
Необычны правила Игната по паям земли: только «охочим до хлеборобства» и «не переходить в наследство». Это значит, сын, на которого отцу пай наделялся как на душу в семье, сам такой (свой) пай получит не от отца, а от Круга (власти), если будет «охочим до хлеборобства».

     117.Хлебороб не держить работникох ( татар, турок, греков али кого иного).
53)  Заповедь писана не против работников вообще, а против инородных, ибо тогда, как и сегодня в России, своим станичникам работы не достанется. Ведь в общине далеко не все способны быть крепким хозяином(хлеборобом). Казаки со слабыми природными (божескими) дарованиями были, есть и будут, и для них благо – быть работниками с хорошим содержанием(оплатой).
     118.За доходом хлебороба смотрять :  атаман, старики – пишуть в станичную книгу. Третья часть дохода делитца  по ровну  меж работниками семьи и чадами, чтоб доля не превысила долю ватажника. Две части дохода идеть в казну войска.
     119.За утайку дохода ,хлебороб в  ответе перед кругом.
54)   Контроль за доходами хлебороба и его податью в казну ведут атаман и старики. Величина подоходного налога с хозяйства такова же, как с артелей(ватаг), воинов при добыче, ремесленников и прочих доходных дел.
  Справедливость при оплате работника у хлебороба соблюдается заповедью 118: чтоб доля дохода делилась поровну между чужими (ватажниками) и членами семьи. Это требование в современных хозяйствах далеко не соблюдается. Принимая заповеди Игната, мы в республике наводим высочайшую справедливость ля наёмных работников. Однако у наших хлеборобов бывает и обратное: члены семьи казака трудятся значительно больше пришлых «ватажников», которые в конце концов просто обирают хозяина как будто «по справедливости». Община обязана учитывать все такие нюансы трудовых отношений, и не губить интерес хозяина(предпринимателя) на ведение дела.
   
    120.Рыбалить сообща ватагами 15-20 человек.
    121.Ватага выбирають атаманка, круг станицы благославляить, али выбирають другого.
    122.Атаманок в ответе перед кругом за ватагу.
    123.Улов атаманок при ватажниках пишеть в книгу, записываеть доход, третья  часть дохода дуванитца по –ровному меж ватажниками ,остальное по книге сдаетца в войсковую казну станице.
    124.Атаманок – почетное дело ,работает как все, получаеть  как все. Неродивые в ответе перед кругом.
   125.При войске работають ватаги с атаманками - головщикоми :кузнецы, ружейники, швецы, табунщики, чеботари – дуванят по -  ровну третью часть дохода, остальное идеть в казну войска, доход пишетца в книгу. Круг старики проверяють, за утайку – смерть.
55) Устройство артелей-ватаг  не изменяется столетиями, но в заповедях Игната характерно участие в этом власти общины, станицы, а для – нас участие Республики. Снятие большого подоходного налога гарантирует ватажникам помощь в случае неудачи в лове или другой работе.

    126.Круг содержить безбедно хворых, увечных на войне,вдов, сирот, старикох, учителя, чтоб они были равны по достатку с другими козаками и не слухали укора  за бедность.
    127. Вдовам, сиротам, старикам, хворым – явно  помогает круг. Тайно помогаеть кто хощешь,да чтоб рука дающая не видала руку берущего. Тайную милость не появляють, виноватого учить круг, он принимает достоинство того кому подал.
56) Социальное  (по достатку) равенство добытчиков, домохозяев и тех, кто не может таким быть напоминает коммунизм, однако при особо доходных делах 1/3, остающаяся добытчику, хозяину всё же даёт ему право на повышенное потребление, некую роскошь, и такое неравенство общиной не устраняется. Закон природы человека: высокие способности и большой труд должны сопровождаться повышенной благодарностью. Поэтому коммунизма у казаков не было и не будет.
   А кому мила благотворительность в сторону менее богатых, тому предписывается дарить тайно, не подавляя достоинство одариваемых, ведь они могут быть не виновны в своих ограниченных возможностях. А станице, общине, Республике опасно всякое проявление зависти или, наоборот, надменности.

    128.Козака в поход снаряжаить войско ( даеть : коня ,ружье, пику, саблю, чемень, шаровары, кундры).
57) Этот закон игнат-казаков благороднее закона Российской Империи о том, что казачья семья справляет воинское снаряжение за свой счёт. Современная Республика должна выполнять заповедь 128 Игната, но только при условии достаточного для казны подоходного налога. В наши времена военные не приносят дохода в казну напрямую, но их вклад в жизнь народа – свобода, безопасность мирной жизни. значит довольствие военных должно быть никак не ниже самых богатых домохозяев и добытчиков.

    129.Войско содержить школу.
58) Российская Федерация примудрилась брать с родителей плату за школу. Значит «дикие» казаки-разбойники Игната были на голову выше по культуре и цивилизации нынешних узурпаторов. Для казаков семейное и школьное воспитание – задел независимости и благосостояния народа.

      130.Войско платить жалованье  : войсковому  атаману, асаулу, писарю и станичному писарю, учителю, не боле доли ватажника.
      131.Почётные : совет старикох, станичные атаманы, асаулы – жалованье им войско не выдаеть.       
      148.У нас все по доходу равны.
59) Может удивить современника равное для всех других в общине, станице, войске (Кубанском)жалованье атаманов и других руководящих казаков. Ведь нынешние «атаманы»-чиновники увеличили в сто и тысячу раз больше своё  жалованье по сравнению с наименьшими доходами трудящихся. Наглость чужеродной для казаков антской властвующей системы беспредельна.
   Республика казаков нашего века начинает с того, что для атаманов вообще жалованья нет:  службу несут за свой счёт, считая за честь быть полезным угнетённому и ограбленному правителями народу.
   Как и в старь ныне старшина станицы, Республики могут получать доход от семейного хозяйства или предприятия.
       
     132.Школа учить чад с 8 годох  до 12 годох чтению, письму, счёту мальчикох и девошех.
    133.Козаку войска без грамоты не мочно.
    134.У кого  с ученикох дар божий – учить с 13 до 17 годох: писанию книг войсковых, священных, переплёту, украшению книг, писанию икон.
    136.Круг назначаеть  учителя и снимаеть.
60)  Школа, воспитание нового поколения  для Республики есть её успех в ближайшем будущем. Но в наше время казачья республика сталкивается с неизбежности отдавать своих детей в школу государства, которое отвращает их от национальных казачьих целей и задач. Консенсус как-то постигается для других национальностей России, но только не для казаков, ибо Русь считает, что народа казаков как такового нет, и все они «русские».
В этой дискриминации им помогает упразднение в прошлых столетиях казачьего языка.
Задача нашей национальной зарождающейся школы в том, чтобы
1) развивать национальные образовательные дисциплины на русском языке, добиваясь восстановления – в гуманитарной сфере – национальных знаний: историю, этнологию, эпос, культурологию, теологию, этику, экологию, а также военное дело, в дидактическом. конечно, изложении.
2) восстанавливать национальный язык и преподавать его наравне с русским.

     В лета 7242 (1734 г.) 7 декабря старики заветы читали:
    137.От чего уходили до того пришли.
   
    139.Та вера правая, которая добру учить, в войске смут не сеть.
    140.Мочно с одной  посуды есть и пить с разной верой. Лутче посуду баньте. Чистота половина богатства.
    141.В миру законы пишуть  не по вере, а по надобности.
    142.Глас войска – глас божий.
    143.Ваши головы бережоть войско, а не попы с черноризцы.
61) В этих заповедях наилучшая для нас наука на то, чтобы не «дербанили» Республику по религиозному признаку на враждующие куски. Наша республика приветствует и христианство(порождённое предками-галилеями), и настоящий ислам(порождённый предками-хурритами), и буддизм (порождённый предками-саками), и индуизм (порождённый предками-синдами), и Веды асов, и тенгрианство Иделя – все они есть приближения к пониманию Бога Единого и все они произошли из суперэтноса казаков.

    144.Неразумные тянуть в игу рабства.
62) Рабство от Маммоны – бога наживы и паразитизма – пришло к казачьему народу со стороны Руси-России, а с другой стороны – из императорского Китая. И в это рабство покоряются миллионы неразумных казаков, какие от того и казаками перестают быть.
   Республика нашего века желает вразумить добровольных рабов, вывести их из добровольного рабства денег, необузданного потребительства, бесконечной лжи, ростовщичества...
    146.Работать сообща.
    147.Жить как жили в старое время козаки в  одном курене с одной сумой не мочно! Сумой властвуеть атаман для своей корысти.
    149.Работайте сообща – получайте равную долю.
    150.Третью часть дохода делите поровну меж ватажниками, что сверх того (151) идёть в войсковую казну.
    152.Кто утаить долю  дохода – смерть.
63) Это – повторение уже известных нам заповедей.

    153.По достатку и праву – все равны перед заветами войска и круга.
64) Эта заповедь стоит в Конституции РФ, в статье 6. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации; в  статье 19 1. Все равны перед законом и судом.  Но лишь Казачья Республика  осознаёт её как родную, как Божью, как необходимейшую, потому Россия несёт в себе причину скорой гибели, но КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ.

    154.Не меритесь с нерадивыми! Лень всему мать: воровсту, бедности.
    155.Ворам – смерть!.
    156.Шпиёна – в куль да в воду!
    157.Изменщика войску – расстреливать  перед войском.
65) Заповеди , вводящие нас в уголовный кодекс. Конечно, ныне такой кодекс поболее числом статей, но далеко слабее по силе той ярости казаков к нерадивости, воровству и предательству. Республика должна восстановить эту ярость, чтобы избавиться от внутренних язв по-настоящему, не так как Россия.

    158.Ушёл Игнат за пещаное море искать землю для своего  народа.
    159.Игнат оставил свою книгу –«Како жить войску».
    161.От царя – москаля уходите дальше, а то погибнете.
66) Заветы от 137 до 162 писали старики уже без атамана Игната Некраса, уплывшего через Понт-Чёрное море на Дунай для поиска новых территорий бытия некрасовцев. Уж сильно давила с севера Российская Империя на свободную казачью республику.
   Мы ныне иногда тоже думаем, куда бы податься для свободной и правильной жизни. Насквозь воровское государство российское является беспросветно больным от паразитизма , лживости, эксплуатации, неравенства. Но уйти нам некуда
   162-168. Здесь краткая информация о жизни некрасовцев на Дунае, как заповеди для далёких потомком не рассматриваются.
…………………………………………………………………….
    Игнат сын  Федора Некрасы с 15 апреля 1708 года походный атаман.
С 20 декабря 1712 года кругом  на Кубани выбран войсковым атаманом, а войско названо Кубанским.
В 1709 году к некрасовцам присоединились донские казаки старой веры, проживавшие на Кубани.
 
      Летоисчисление:Зри лета до Некрасы:
      В лета 6961 г.(1453 г.) Турки взяли Царьград.


УСТОИ  КАЗАЧЬЕГО  НАРОДА
в СТАРИННЫХ ДОКУМЕНТАХ –
ЗНАТЬ КАЖДОМУ ТОВАРИЩУ ИЗ КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА
1.Древняя Конституция  казаков 1-го Кубанского казачьего войска. Существовало с 1708г. по 1762г на Таманском полуострове.
( писана с 1708 по 1934 годы)
( Заветы Игната
сына Феодора Некрасы из  «Певчей книги» Ивана Васильевича Вощихина)
(Игнат сын  Федора Некрасы с 15 апреля 1708 года Донской походный атаман.
С 20 декабря 1712 года кругом  на Кубани выбран войсковым атаманом, а войско названо Кубанским.
В 1709 году к некрасовцам присоединились донские казаки старой веры, проживавшие на Кубани)

               О ВЕРЕ, ЦАРЕ И ОТЕЧЕСТВЕ
2.Казаки старой веры на Кубани прикачнулись под руку  Игната.
3.Царь Пётр, сиречь,царь Ероха  дюже старался возвернуть Игната с козаками.
4.Войско назвали Кубанским (1712г.)
5.В Руси стало тесно от царской неправды.
7.Держать веру и язык отцох.
32.Держать веру и язык отцох, потеряете – пропадете меж чужих.
138.Та вера лутче в какую веруете.
20.Кубанское войско, сиречь, Игнат-козаки не служать хану крымскому, ни турецкому салтану за жалованье.

               ОБ  УСТОЯХ  ОБЩЕСТВА
29.Не делитесь, живите вкупе, в единомыслии.
30.Смутьянов, раздорников ведите в круг Круг появить бунтовщиков.
31.Бунтовщики супротив войска – растреливать перед войском, вычитав вины бунтовщиков.
33.Почитайте старикох, на них мир держица.

                О  КАЗАЧЬЕМ  САМОУПРАВЛЕНИИ
28.Всему голова Круг               
60.Козак ходить на круг ( станицы).
61.Кто не приходить на круг- с того пеня.
62.Кто не был на круге три раза, платить пеню и круг ево учить
(бьють плетьми охочие козаки).
34.Каждый год войско (станица) выбирають атамана, асаула, писаря,хранителя казны (войска, станицы), совет старикох ( в войске 12 человек, в станице – 7 человек), Старики для догляду за делами кого куда выбрали: за атаманом,асаулом,писарем,хранителем казны , советом стариковх – 7 человек,доглядчики в ответе перед кругом.
35.Совет старикох (войска, станицы) с общего совета вникають  во все дела , докладывають кругу.
36.Без доклада доглядчикох  кругу про дела кого куда выбрали, круг не выбирають на новый год атамана и его помощникох – выборных.
37.А щели атаман , ево помощники правили по совети, по заветам – сменяють новыми.
41. А щели атаман правил по заветам, заботился про порядок, родел про вдов, сирот, немощных, старикох, школе – ево мочно выбрать ищо на год, а совет  старикох, асаула, хранителя казны заменить другими.
43.А щели атаман правил по заветам, можно выбрать в третий раз на год, а прочих заново.Более выбирать  не мочно- власть портить человека.
38. А щели атаман ( войска, станицы) и выборные правили не по заветам – можно получить в кругу плетьми и сверзить до срока.
39.Круг Игната (войска, станицы) могет собрать кажный, надо три раза вдарить в колокол Игната на Майдане. Кто звонил – должен вычесть в кругу  вины атамана.
40.По приговору  круга атамана учать плетьми за ево неправду. После виноватый должон встать на колени, три раза земно поклонитца кругу и сказать : «Спаси Вас Христос, что поучили уму-разумум!». А щели круг простить,почетный старик  скажешь ; «Войско и бог прощають! Не греши боле!»  почётный старик надевает виноватому на голову шапку, виноватый кланяетца  кругу и выходить из круга; а  а щели виноватый   не скажешь кругу :»Спаси Вас Христос, что поучили уму разуму» и земно не поклонитца три раза кругу – круг- появить ево «бунтовщиком».
44. Круг после учения может не простить виноватого на три года, а щели виноватый появить усердие по чести в жизни заветам – круг простить.
112.После похода чины круг снимаеть – все равны и кормятца трудами рук своих.

                КАЗАЧЬЯ  УЧЁБА
45.По станицам Сердовые козаки учать пришлых с Руси ратному делу по козацкому обыкновению,
а старики учать заветам войска.
46. «Дитех с 14 годох учить козацкому ратному делу», заветам, обычаям отцох.
47.Станицы приписывають пришлых к сотным, полкам.
50.Въюношу 18 годох принимать в козаки, он должно знать грамоту,
заветы войска, веру отцох  , обычаи, ратное дело, почитать отца,мать, старших.
129.Войско содержить школу.
132.Школа учить чад с 8 годох  до 12 годох чтению, письму, счёту мальчикох и девошех.
133.Козаку войска без грамоты не мочно.
134.У кого  с ученикох дар божий – учить с 13 до 17 годох: писанию книг войсковых, священных, переплёту, украшению книг, писанию икон.
136.Круг назначаеть  учителя и снимаеть.

              О  ВОИНСКИХ ПРАВИЛАХ.  О РАБОТЕ
22.На чьёй земле  живем-оборонять козацкой честью и правдой.
23.Не ходить на войну аскерами.
25.На войне, в походе не забижать хлеборобах и черных людей.
26.Козак на козака не работаеть.
27.От своих трудов, воинской добычи козаки дуванят меж собой третью часть по-ровну (две части идеть в казну войска).
51.С 18 годох до 50 годох  козак работаеть.
52.С 23 годох  до 50 годох служить в войске, ходить в походы  на войну.
53.Козак воин, охотник, рыбак ,рукомесленник, хлебороб.
54.Козак за себы не выставляет на войну, в поход  родича, наёмника. Кто нарушит завет- смерть!
55.Утеклеца с войны, похода – расстреливать перед войском,вычитав ему вины- благославленые  кругом.
57.Хворые на войну, в походы не ходять, работають по силе, им помогаить круг.
58.Кто не на войне, не в походе работаеть, получаеть равною долю из третьей части дохода ватаги, а две части дохода идуть в войсковую казну.          59.Кто работаеть один – получаеть третью часть дохода на боле ватажника, две части идуть в войсковую казну.
69.Козаку не мочно быть купцом – от купца порча козацкой чести.
70.За утайку войсковой доли (дохода) – бить плетьми в кругу до смерти.
95.Работать сообща.
96.Козак в 50 годох – старик не  работаеть, его содержить круг, а щели он одинок,круг даеть ему почетное дело: учить малолеток заветам и доброму   поведению.
130.Войско платить жалованье  : войсковому  атаману, асаулу, писарю и станичному писарю, учителю, не боле доли ватажника.
131.Почётные : совет старикох, станичные атаманы, асаулы – жалованье им войско не выдаеть.       
148.У нас все по доходу равны.

               УСТОИ  СЕМЕЙНЫЕ
63.Козак  женитца  в 23 года, А щели он на замечании у войска женитца ему не мочно, простить круг – женитца.
64.Козак береть в жену с своего рода- племени.Козачка выходить замуж18 годох.
65.Женятца, выходять замуж по своей воле, согласно, круг благословляеть на семейную  жизнь, потом венчаютца.
66.Ни женитца, ни выходить  замуж за мусульман не мочно.
67.Козак  ни женатый, али вдовый могеть из похода привезть себе сударушку. Козаки учать её  языку, обычаям, заветам, вере.
78.Сын,дочь за обиду отца, мать словом в ответе перед кругом.
79.Кто поднял руку на отца,мать – учить в кругу плетьми до смерти.
Козак обидел жену словом , десницей, жена докладываеть атаману, старикам. Круг учить мужа плетьми. А щели жена утаить обиду круг и ее учить. После учения  мужа круг спрашиваеть, согласно ли она жить с мужем, али нет.
А щели не согласна, круг даеть ей вольную, она могеть вытить замуж, а за  мужа-обидчика ни вдовы, ни девицы замуж не идуть.
80.Женщина мать, она даёть нам жизнь, обижать  иё не мочно.
73.У козака семья согласная.               
76.Муж- жена в семье, на миру равные.
74.Козак иметь свой курень, хозяйство (худобу, коня, барашек, птицу, сад).
75.Чистота в дому половина богатства.
77.Козак кормилец, жена, хозяйка в дому. Они учат чад  добру, почитать отца, мать, старших; заветам войска,вере, приневоливають чад ходить в школу, почитать учителя, приучають к работе.
81.А щели жена бездетна круг даеть  вольную мужу,жене.
83.Муж, жена без чад – сироты.
82.А щели жена язычница, смутьянка, чинить раздор в семье, в станице – круг мужу даеть вольную, он могеть женитца , а жену никто не береть замуж.
88.За измену мужа жене –учить плетьми в кругу до смерти.89.За измену  жены мужу- в куль да в воду.

             О  ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВЕ. О ВОРОВСТВЕ, ПЬЯНСТВЕ И ЛЕНИ.
71.Хранить честь, достоинство козацкое.
72.Кто в пьяном , али в трезвом состоянии покусился на жизнь другого – круг виноватого выдаеть головой  на кого покусился, а он могеть убить, али простить.
85.На своей земле валяйся чувал с золотом – не троньте !
84.Будьте хлебосольны,путника,гостя встревайте с радостной душой,ласковым словом; накормите. Дайте ночлег, по нужде оденьте,обуйте, речей  не ведите, чтоб не обидеть гостя и проводите его с лаской.
86.Не держите в станице,городке шинков,лавок, чтоб народ не пропал,
Не пьянствуйте, не буяньте – круг взыщеть.
87.Кто не кормитца трудами рук своих- лишний человек. Круг должен поучить, а потом отлучить от войска.Отлученый- бунтовщик.
93.На пир – беседе, в братчине, компании – пейте с круговой чаши по солонь, пригубясь, до пьяна не напивайтесь.Виновные в ответе перед кругом.
94.На пирах, в компании не мочно позорить честь  жены, дочери,сестер,женщин,девиц, сквернословить,напиватца, буянить. Круг взыщеть.
144.Неразумные тянуть в игу рабства.
154.Не меритесь с нерадивыми! Лень всему мать: воровсту, бедности.
155.Ворам – смерть!.
156.Шпиёна – в куль да в воду!
157.Изменщика войску – расстреливать  перед войском.

                О  КАЗАЧЬЕМ  ПРИСУДЕ, О ТРУДОВОМ И ВОЕННОМ ДОХОДЕ
113.Землей владеет войско.
114.Каждая семья разводить сады, держить коров, барашек,птицу – для семьи.
115.Охочим козакам до хлеборобства, войско даеть  пай на каждую  душу в семье равный.
116.Пай не  мочно продать,передать родичам, не переходить в наследство.За ненадобностью, али после смерти – земля идеть в войско.За порядком  следять в станицах: атаман, асаул, старики.
117.Хлебороб не держить работникох ( татар, турок, греков али кого иного).
118.За доходом хлебороба смотрять :  атаман, старики – пишуть в станичную книгу. Третья часть дохода делитца  по ровну  меж работниками семьи и чадами, чтоб доля не превысила долю ватажника. Две части дохода идеть в казну войска.
119.За утайку дохода ,хлебороб в  ответе перед кругом.
120.Рыбалить сообща ватагами 15-20 человек.
121.Ватага выбирають атаманка, круг станицы благославляить, али выбирають другого.
122.Атаманок в ответе перед кругом за ватагу.
123.Улов атаманок при ватажниках пишеть в книгу, записываеть доход, третья  часть дохода дуванитца по –ровному меж ватажниками ,остальное по книге сдаетца в войсковую казну станице.
124.Атаманок – почетное дело ,работает как все, получаеть  как все.
 Неродивые в ответе перед кругом.
125.При войске работають ватаги с атаманками - головщикоми :кузнецы, ружейники, швецы, табунщики, чеботари – дуванят по -  ровну третью часть дохода, остальное идеть в казну войска, доход пишетца в книгу. Круг старики проверяють, за утайку – смерть.
126.Круг содержить безбедно хворых, увечных на войне,вдов, сирот, старикох, учителя, чтоб они были равны по достатку с другими козаками и не слухали укора  за бедность.
127. Вдовам, сиротам, старикам, хворым – явно  помогает круг. Тайно помогаеть кто хощешь,да чтоб рука дающая не видала руку берущего. Тайную милость не появляють, виноватого учить круг, он принимает достоинство того кому подал.
153.По достатку и праву – все равны перед заветами войска и круга.

(Источник: ethnic-and-folk.blogspot.com; russiancossacks.ru)
Из 167 пунктов «Заповедей» Совет стариков ПСКО исключил те, которые в наше время применять не можно. Из тех, что нами представлены, некоторые тоже можно применять только с оглядкой на законодательство Российской Федерации, например – о смертном наказании. Но есть во всех 160 пунктах Древней Конституции НЕТЛЕННАЯ  ПРАВЕДНОСТЬ  ЖИЗНИ, каковая в современном мире искажается и замалчивается, - даже в казачьих обществах, от чего идёт по миру смута и беда.
 СОВЕТ СТАРИКОВ  ПРИМОРСКОГО  КАЗАЧЬЕГО  ОБЩЕСТВА  настоятельно рекомендует
всем его членам знать, применять к себе и к Обществу, распространять Заповеди Игната – Древнюю Конституцию казаков.


Рецензии