Осенние встречи...

Моей первой учительнице Антонине Ивановне Денисовой посвящается

Вот и снова осенняя пора. Время листопада и щемящей ностальгии.
Старый детский парк украсился разноцветными листьями. Полотно из опавших листьев подобно калейдоскопу – в нем играют и яркие, и пастельные тона, которые так приятны глазу.
Тихо.  Только ветерок гуляет среди деревьев. В такие моменты природа так щедра на фантазии, что пробуждает в нас задремавшие, было, воспоминания...
Замолкают птицы. И пронзительная тишина так обостряет чувства,  что слышишь биение сердца.
Вдоль дорожек – немногочисленные цветы, последние стражи в этом царстве, охваченном осенью. Еще чуть-чуть, и наступят холода, но всегда – и в снег, и в дожди, и в солнечную погоду, парк останется неповторимо прекрасным. Обитель тишины, где осень прячет свои секреты.
Вот сорвался с ветки еще один осенний листок, и ветер спешит унести его. В какие дали приведет его судьба, известно только осени - хозяйке этого бала.
Ах, если бы вы видели осенний рассвет в этом милом парке! Это неописуемо и необъятно по своей прощальной красоте. И даже северное сияние меркнет в сравнении с этим великолепием… 
Осень листопадом смешала краски, и ее поддержали дожди.  Освежив парк, они пронеслись и исчезли в утреннем тумане. Вновь затишье.
Отзываются эхом слова, старый парк погружается в красочный сон…

Налюбовавшись осенней красотой, я присел на лавочку, чтобы просмотреть в телефоне электронную почту.
Краем глаза заметил в глубине парка элегантную пожилую женщину. Она шла медленно, опираясь на трость. Я пригляделся:  в ее походке почудилось  мне что-то до боли знакомое, родное. Поравнявшись с лавочкой, на которой я сидел, женщина взглянула на меня, и в это мгновение я от растерянности не мог вымолвить ни слова. 
Антонина Ивановна! Милая Антонина Ивановна Денисова! Моя первая учительница. Сколько же мы не виделись? Без малого - 50 лет…
Я обнял ее, выдохнув: «Здравствуйте, здравствуйте, Антонина Ивановна! Как же давно мы не виделись». От неожиданности Антонина Ивановна опустилась  на лавочку и внимательно осмотрела меня. Чуть погодя тепло улыбнулась и четко назвала мою фамилию.
Посидев на лавочке, поговорив, мы встали и, не сговариваясь,  пошли к зданию нашей школы, на улицу Пушкина.
Средняя школа номер 17 располагалась в двух зданиях, которые целы и поныне. Начальные классы - в старинном деревянном здании стиля модерн. Ныне в нем - магазины бренда «Тройка».
С пятого класса ученики переходили в основное, двухэтажное здание на углу улиц Юрия Гагарина и Александра Пушкина. Сейчас это здание заняли государственные и коммерческие структуры.
Мы молча стояли возле школы,  мыслями  возвращаясь в далекое прошлое.  Я вспомнил, как пришел в первый класс, какое неизгладимое впечатление на меня произвела Антонина Ивановна. Я навсегда ее запомнил такой:  высокой, стройной, с удивительно добрым взглядом лучистых глаз и милой улыбкой.
За те несколько минут, пока Антонина Ивановна, молча оглядывала учеников, она, казалось, успела проникнуть в душу каждого первоклассника, понять его характер, услышать мысли.
Мы все  невольно притихли. Ее голос звучал четко и звонко. Я сразу почувствовала в ней доброго, чуткого человека, со светлой  красивой душой. Вот так я познакомился со своей первой учительницей.

Мы направились к ее дому, что расположен недалеко от парка. Шли не спеша, и все вспоминали, вспоминали школьные годы… Антонина Ивановна рассказала,  как я, едва изучив буковки, на красивой открытке написал первое послание своей соседке по парте, Юлечке Потемкиной. Всего три слова:  «Я тебя люблю».  За это весь урок в гордом одиночестве я простоял в углу.  Что ж, любовь, как и искусство, требует жертв.
За воспоминаниями мы не заметили, как подошли к старинному деревянному дому, украшенному красивой резьбой.
Антонина Ивановна пригласила меня в гости, на чашку липового чая. Пока она суетилась на кухне, я сидел в уютной гостиной, вновь  уходя мыслями в прошлое. 
Какими увлекательными были уроки Антонины Ивановны! Каждый день мы узнавали что-то новое, интересное, полезное. Это были не обычные школьные уроки, не стандартная передача информации. Это было путешествие в мир природы  - с посещением парков города. Удивительно, но с ней мы всюду видели то, что прежде казалось незаметным, не имеющим значения…
На уроках математики она учила нас не просто решать, а размышлять логически. И это так пригодится в старших классах.
А русский язык и литература – это были в полном смысле уроки по развитию культуры речи и языка.  И свое трепетное отношение к литературе, к стихам и прозе она привила всем нам.
 
Первая учительница научила нас правильно писать, читать, решать примеры и сложные задачи. Но удивительно не это: она так объясняла новые темы, что сразу все становилось ясным и доступным для понимания.
Антонина Ивановна всегда была серьезным учителем, строгим и справедливым. Никогда не повышала голос на нас, говорила спокойно и даже тихо, и в классе царили порядок и тишина.  А если уж бывала порой строга с нами, то это нам только на пользу. Она всегда жила нашими заботами, печалями, нашими детскими проблемами. Всех понимала и всем старалась помочь. Она объясняла нам, что правильно и хорошо, а что нет, и как стать хорошим человеком. Не просто честным, а порядочным. Разница, как оказалось, большая… Ей хотелось сделать из нас не послушных мальчиков и девочек, а добрых людей. 
Милая Антонина Ивановна, вы ведь учили нас не просто наукам, не только школьным предметам, вы учили нас доброте и трудолюбию, вы учили нас самой жизни.   
Она была очень принципиальна, к примеру, если речь шла о подарках и подношениях учителям. С первых дней учительница запретила нашим родителям собирать ей деньги на подарки. Единственное, что принимала от нас - это цветы.
Классные часы были настоящим праздником, независимо от того, о чем шел разговор. Антонина Ивановна учила нас жить в коллективе и для коллектива, старалась сплотить и сдружить всех в классе, хотя мы были все такие разные…

Антонина Ивановна Денисова (в девичестве Кочергина) из потомственной учительской династии. Ее мама — Екатерина Ивановна, училась в Мелекесской женской гимназии. Но закончила
она уже Люксембургскую трудовую школу второй ступени (бывшая Мелекесская женская гимназия).
Семья Кочергиных - одна из немногих в Ульяновской области, в которой и муж, и жена награждены Орденами Ленина. Тоня Кочергина, окончив школу, по примеру своих родителей, поступила в Мелекесское педагогическое училище, которое окончила в 1951 году. В том же году она поступила в Мелекесский учительский институт. После окончания работала в средней школе села Тиинск.
В конце 50-х годов Денисова вышла замуж и переехала в Мелекесс, где устроилась в среднюю школу № 17.
У нее двое детей - Александр и Валерий, которые пошли по ее стопам.
Антонина Ивановна давно уже на пенсии, в прошлом году ей исполнилось 83 года.
В моем сердце первая учительница занимает особое место -  и не только как первый учитель, но и как прекрасный человек, и, наверное - моя путеводная звезда.

Мы засиделись допоздна. Попрощавшись с Антониной Ивановной, я вскоре вновь оказался в парке.
Молча шел по вечерним дорожкам. Красота кругом необыкновенная! Как же до сих пор я мог жить, не замечая эти  рассветы и закаты в полнеба. Как мог не слышать …этой густой тишины в аллеях парка.  Она кажется осязаемой, и, когда идешь прохладной осенней ночью, светлая радость согревает душу,  и кажется, будто прикоснулся к заветной тайне.

В каждом человеке живет неизбывная тяга к своему детству, к первым учителям. Наверное, тяга эта такая же вековечная, как и у птиц, всегда возвращающихся из дальних стран на старые гнездовья. Это и есть часть того высокого и сокровенного, что мы называем любовью к родной земле, к своим родителям, к своему детству, к школе, которая стала для нас маяком в жизни.
Побродив по аллеям старого детского парка, я, уже при ровном золотистом закате, вышел на улицу Гагарина, откуда еще раз взглянул на домик Антонины Ивановны.  Силуэт здания темнел на фоне закатного золота, тонувшего в глубокой синеве вечернего неба…
Вышел из сада с легкой грустью.  Меня не покидало ощущение, что  я попал сюда впервые...
Вот прошел еще один прекрасный день. В душе он останется  маленьким праздником, праздником встречи и воспоминаний. Чистым и добрым.
Спасибо вам, Антонина Ивановна! Спасибо от всех нас — выпускников 70-х годов ХХ века. Прошло уже почти полвека.  Давно окончена школа, но я часто вспоминаю с душевной благодарностью своих учителей. Очень хочется найти для вас  самые светлые, тёплые, добрые слова.
Мои воспоминания – своеобразный низкий поклон учителям нашего славного города Мелекесса – Димитровграда,  от бывших выпускников…


Рецензии
Вот и побывал я в городе своего детства.
Трогательный рассказ.
И о первой учительнице и о своем городе.

Николай Воробьев   27.03.2016 01:31     Заявить о нарушении
Николай, БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО. Постараюсь почаще писать о нашем славном Мелекессе. В настоящее время готовлю очерки о Мелекессе 60-х годов ХХ века. Еще раз Вам больше спасибо.

Игорь Казанцев 3   27.03.2016 06:33   Заявить о нарушении