Характер

Предисловие к сборнику Наталии Никитиной "Умудризмы" (Екб, 2016, Библиотечка альманаха "Воскресенье", 60 с.)

Характер поэта налагает совершенно четкий отпечаток на его стихи, и это абсолютно однозначно видно на примере Наталии Никитиной. Может быть, отчасти даже с ним, с характером, связано, есть ли у писателя свой стиль. У автора этого сборника он есть — ее стихи узнаваемы и без подписи.
Я познакомился с Наталией лет пять назад, когда мой соредактор по альманаху «Воскресенье» Сергей Колосов, что называется, решил «отойти от дел». Мы встретились втроем в ЦК «Верх-Исетский» перед заседанием лито «Петроглиф». С тех пор, с 17-го выпуска альманаха, продолжается наше сотрудничество. Меня сразу поразили напор Наташи, широкая улыбка губ и улыбка сквозь прищур глаз. Чем больше я ее узнавал, тем больше убеждался, что ей нужно постоянно куда-то бежать и что-то делать (временами, как мне казалось, даже не очень важно, что, главное — делать, не сидеть на месте — бежать, лететь, ехать). И совершенно не случаен поэтому в этом сборнике раздел «Поедем поездом»: вроде бы, и медленно, вроде бы не совсем по ней («бежать, лететь»), но именно в поезде можно познакомиться:
И расставаясь на перроне,
вписать в блокнот их адреса,
чтоб никогда уже не вспомнить
ни имена, ни голоса.
и пофилософствовать:
Пути разбегутся по склону,
Им вместе уже не сойтись.
Я знаю: судьба непреклонна,
И все же молю — оглянись.
и посмотреть на Россию, которую Наташа любит и за которую переживает:
От каждой хаты спуск к реке,
В цветущих вишнях блики солнца,
И в белом ситцевом платке
Идет казачка от колодца.
Да и вокзалы тоже близки — как начало дорог, как место, где можно понаблюдать за людьми:
Люблю вокзалы. Там в толпе густой
Какой-то дух неистовый витает.
Там каждый озабочен лишь собой,
И о других он ничего не знает.
Не буду говорить штампованных фраз, вроде «боль за судьбу Родины», просто приведу несколько цитат:
Не в лучшее время нам выпало жить.
Но будет ли, будет ли лучшее время?
Я вижу, как рвется текущего нить,
И грузно ложится на плечи мне бремя
Ошибок и разнообразных идей...
И в конце стиха — памятью из детства, из потрясающего фильма (называть не имеет смысла): «За державу обидно!». А это, совсем близкое? —
Но поднимает голову война,
Когда тревожат воинов останки.
Не могу сказать, что мне близки все стихи Никитиной, да это и неважно. Важно другое: мне, как и ей, близки поезда (по первой профессии я — геолог), тундра, Россия. На два стихотворения Наташи — «Улица детства» и «Я тебя выбираю, Россия» — я написал песни.
Наверное, и нелюбовь к Москве тоже нас сближает:
Искусственным огнем продлить земные сроки
И ночью, словно днем, старается Москва.
Стихи Никитиной казались мне больше мужскими (скажем так, с мужским стержнем). Кто, как не мужчина, может сказать так? —
В кольце пустых аллей
И проходных дворов,
Где ветер в феврале
Гуляет — будь здоров...
...Любовь — череда безуспешных погонь,
Пустая забава для глупых мальчишек.
Мужские стихи, мужские слова. И, когда мы обсуждали макет обложки, Наташа сказала: «Мои стихи называют женскими, может, поставить какой-нибудь женский профиль?», я удивился: кто их называет такими? ...Удивился, пока я не прочел в этом сборнике пронзительную женскую лирику:
Погасим свет. Разденемся впотьмах.
Мы никогда уже не будем ближе...
Я могу придираться к рифмам (ну что поделаешь, редакторская работа накладывает отпечаток...), но то, что Наталия поэт — у нее не отнять. Абсолютно поэтичны строки из разных стихов:
Бог то рассеянно молчал,
То вторил колокольным звонам...
...Привыкнуть к этому непросто:
Пока есть море — есть печаль!
На двух страничках всего не скажешь. Лучше читайте сами стихи.


Рецензии