Мысли вслух

Жизнь может быть плоской, как доска, а может раскрыть для тебя великолепие смыслов, и тогда мир станет ярким, красочным.

Я помню, однажды к нам на занятие в университете пришёл преподаватель, с которым мы не были знакомы.  Посадил нас в аудитории и начал читать стихотворение Пушкина. Я привыкла, что в стихах есть лишь то, что на поверхности, то есть, то, что понимаю сама. А он начал это стихотворение разбирать по строчкам, задавая нам провокационные вопросы, которые заставляли нас не восторгаться стихотворением, а думать, вытаскивать из глубины своей памяти что-то давно забытое, сокровенное, или даже такое, о чём хотелось бы забыть.

Многое из того, что он говорил, было мне не понятно. Но хорошо помню ощущения душевной боли и восторга от того, что кто-то заинтересовался моими мыслями, чувствами. Восторг был ещё и от того, что я впервые в жизни попыталась рассказать свои чувства, а делать это было непросто, при этом используя как точку опоры стихотворение великого поэта.

А ещё я поняла, чем отличается классика, настоящая поэзия от стихоплётства.
Когда я училась, не использовались в школьной практике те инструменты, которыми можно пользоваться обучающимся сейчас. Студентам предлагаются всевозможные схемы анализов стихотворений, прозы. Надо только правильно пользоваться этими инструментами, чтобы анализ не превратился в схоластику. Ведь инструмент на то и инструмент, чтобы с его помощью раскрыть глубину никем никогда не раскрытого. И обогатить свой мир новыми чувственными красками. Новыми смыслами.

Перед вами стихотворение. А что за ним? За текстом – миллионы ящичков –смыслов, которые если раскроешь, станешь духовно богаче, потому что познаешь мир другого, талантливого, человека и найдёшь много точек соприкосновения. И поймёшь, что та боль, которая жила в душе поэта, находит отголоски и в твоей душе. Та радость, которой дышал поэт, жива и в тебе. И исчезнут века, разделяющие вас. И ты уяснишь себе, что мир един во всех его проявлениях.
Не раскроешь – тоже ничего страшного. Просто останешься на том нравственном, эмоциональном, эстетическом уровне, на котором находишься сейчас. И те часы, которые проведёшь со всеми на занятии, останутся для тебя пустым времяпрепровождением.

Но чтобы включиться в работу, тебе нужны душевные силы, желание потрудиться в выборе смыслов. Со смыслами вообще работать бывает сложно, потому что приходится делиться с другими своими воспоминаниями, иногда болезненными, иногда неприятными. Литература подталкивает нас к формированию нас самих как личностей, как людей не глухих, а людей с открытыми глазами и открытой душой.
Выбор – познать или не познать - делаешь ты сам. Никто не вправе заставить тебя. Это твой выбор.

Если ты научишься делать открытие каждое мгновение своей жизни, а открытие – это узнавание чего-то нового, неизвестного, непознанного, то мир заиграет всеми своими красками. А если на любое новое у тебя один ответ: «О, это я уже знаю», значит, ты остановился в своём развитии. Ты не понимаешь главного: всё познать невозможно, но стремление к познанию – путь к развитию. В любом непознанном всегда можно отыскать загадку. Разгадать её – вот цель жизни.


Рецензии